Назад

21.10.1999

 
banner3.gif (8310 bytes) РОССИЯ И АМЕРИКА ВОЗОБНОВЛЯЮТ ХОЛОДНУЮ ВОЙНУ

     На днях американский сенат не ратифицировал присоединение Америки к Договору о запрещении ядерных испытаний. Напомним, что непростые американо-российские переговоры, предшествовавшие парафированию этого договора, предусматривали некие неформальные договоренности. Суть их в том, что Москва в обмен за свое послушание получает доступ к более совершенным компьютерным технологиям, прежде всего к суперкомпьютерам.
     Однако американцы «кинули» Россию еще до того, как сенат рассмотрел вопрос о ратификации Договора о запрещении ядерных испытаний. В обстановке растущего взаимного недоверия крайне трудно вести переговоры по другому важному аспекту двусторонних отношений – по вопросу контроля за разоружением. Речь о Договоре по противоракетной обороне СССР и США от 1972 года. Его считают краеугольным камнем всей нынешней системы контроля за стратегическими вооружениями и разоружением.
     Смысл этого договора в том, что США и СССР обязались создать по одной (не общенациональной, а локальной) системе противоракетной обороны. В СССР система ПРО была создана вокруг Москвы. Американцы вообще не стали ее создавать. Но теперь говорят, что времена изменились: Иран, КНДР и некоторые другие «террористические» страны либо уже обладают ядерным оружием и средствами доставки – баллистическими ракетами, либо стоят на пороге их создания. Это и заставляет США подумать об общенациональной системе ПРО, причем с элементами космического базирования. Первая фаза создания американской ПРО намечена на 2005 год, когда на Аляске будут размещены первые 100 ракет-перехватчиков. В 2010 году еще 100 ракет разместятся в других частях страны.
     Переговоры по этому вопросу и по линии МИД, и по линии военных, по сути, зашли в тупик. Ни письма Клинтона Ельцину, ни многочисленные вояжи первого замгоссекретаря Строуба Тэлботта ни к чему не привели: Россия против любых изменений в Договоре по ПРО.
     Между тем в обмен на них США обещает России помочь с радарным оборудованием системы предупреждения о ракетном нападении. В частности, предлагается помощь в достройке станции слежения под Иркутском, строительство которой приостановлено по финансовым причинам, что, по мнению американцев, позволило бы России осуществлять мониторинг большей части северной Азии, включая Северную Корею и часть Заполярья.
     США также обещают предоставить России доступ к американским базам данных системы раннего предупреждения, включая демонстрацию траектории полета ракет агрессора. Говорят американцы и о возможности сотрудничества в области создания спутниковых противоракетных систем.
     Впрочем, уже сейчас США однозначно дают понять, что независимо от переговоров с Россией они выйдут из Договора по ПРО. В ответ на это российские дипломаты твердят о недопустимости править договор по ПРО, а военные угрожают новой гонкой ядерных вооружений. Никто в России больше не говорит о ратификации СНВ-2, зависшего в Думе.
     Подписанный еще в 1993 году (и ратифицированный сенатом США в 1996 году), он предусматривает сокращение ядерных арсеналов США и Росси до уровня в 3000-3500 боеголовок к середине следующего десятилетия. Затем, в рамках уже СНВ-3 , число боеголовок должно быть сокращено до 2000 с каждой стороны.
     Однако теперь, по словам генерал-полковника Владимира Яковлева, командующего войсками стратегического назначения, под угрозой и уже подписанный и ратифицированный СНВ-1, и консультации по СНВ-3. Яковлев также пригрозил приостановить американские инспекции российских военных объектов.
     В угрозу, исходящую от «малых террористических государств», в Москве не верят. Зато опасаются, что общенациональная система ПРО позволит американцам стать неуязвимыми от ядерного удара «большой страны» вроде России. В качестве предполагаемого ответа российские военные обсуждают перспективы строительства новых межконтинентальных ракет типа «Тополь», а также возврат к МБР с разделяющимися боеголовками, которые ныне запрещены.
     В результате принятия всех этих мер Россия и Америка могут быть отброшены в начало 70-х годов, эпоху холодной войны. С той лишь разницей, что у Москвы нет сегодня ни Варшавского договора, ни СССР, ни, главное, денег на комплексную модернизацию стратегических сил.

Трофим Лобачев/ ГАЗЕТА.РУ

Вверх

 
США ПРЕДЛОЖИЛИ РОССИИ РАДАР В ОБМЕН НА ПЕРЕСМОТР ДОГОВОРА ПО ПРО

США предложили России помощь в завершении строительства радарной установки под Иркутском в обмен на изменение договора по ПРО, сообщила в воскресенье New York Times. По данным газеты, строительство радара обойдется в десятки миллионов долларов. Кроме того, США предлагают также финансировать модернизацию еще одной радарной станции, контролируемой Россией, - в Азербайджане. Америка также заявила о возможности предоставления российским военным доступа к данным американских станций слежения за ракетами.

Договор по ПРО, подписанный в 1972 году, мешает развертыванию национальной системы противоракетной обороны (НПРО), которая разрабатывается в США. Россия неоднократно напоминала, что развертывание НПРО нарушит договор. Теперь США пытаются "купить" изменение договора. Одновременно американские официальные лица настаивают, что система НПРО будет направлена не против России, а против таких стран, как КНДР, Иран и Ирак, и что США и Россия могут объединить усилия по защите двух стран от общих "потенциальных врагов".

Однако, отмечают западные комментаторы, Россия пока не в особом восторге от предложений США. Она "обижена" на Америку как из-за Косово, так и из-за проваленной американским Сенатом ратификации договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Как сообщает BBC, в субботу во время телефонного разговора с госсекретарем США Мадлен Олбрайт министр иностранных дел России Игорь Иванов заявил, что отказ Сената ратифицировать ДВЗЯИ "создал серьезные проблемы для продолжения других переговоров по разоружению".

Развивая эту тему, New York Times приводит слова российских официальных лиц, согласно которым предложение США о помощи в строительстве радара под Иркутском пришло слишком поздно: Россия уже начала консультации с Китаем по поводу возможного военного сотрудничества в том случае, если США нарушат договор по ПРО.

Lenta.Ru

Вверх

 

Назад