Назад

10.11.1999

Вестник ПВО: Новости

RB2 Network

RB2 Network

Газета
"Красная звезда"

НА ЮЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ

Владимир МОХОВ

    Дислоцированная в Армении 102-я военная база ГРВЗ – уникальное в своем роде соединение в российских Вооруженных Силах. В его составе сегодня не только развернутые мотострелковые и танковые части, но и зенитно-ракетные подразделения, оснащенные системой С-300. А российская авиационная группа, осуществляющая боевое дежурство в армянском небе, прикрывает южные рубежи СНГ. О том, как развивается этот уникальный войсковой организм, с какими проблемами сталкивается в процессе реформирования его командование, нашему корреспонденту рассказал командир базы генерал-майор Аркадий БАХИН.

    – Аркадий Викторович, слышал, что вашу базу в шутку называют «сухопутно-авиационной с зенитным уклоном». Но, если говорить серьезно, в чем ее особенность?
    – Находясь на территории Армении, наше соединение, в отличие от военных баз ГРВЗ, расположенных в Грузии, имеет реальный правовой статус. Он определен межгосударственными соглашениями между Республикой Армения и Российской Федерацией. Это особенно важно, поскольку армейский организм за границей может нормально функционировать, лишь имея полнокровную правовую базу.
    Исходя из этого, а также из специфики отношений Москвы и Еревана, Армения вошла в Договор о коллективной безопасности воздушного пространства стран СНГ. Мы не только сохранили здесь существующие средства ПВО, но и усиливаем их современными комплексами. Такими, как С-300, и авиацией ПВО.
    – Насколько органично все это вписалось в структуру военной базы, созданной на основе одной из мотострелковых дивизий бывшего ЗакВО?
    – Сложности возникли большие. Прежде всего в управлении, которое должно соответствовать задачам сегодняшнего дня. Пока это у нас самое слабое место. Под каждую систему создаются органы управления – штатные структуры, командные пункты, средства связи и автоматизации. Ведь чисто общевойсковое соединение теперь обладает фронтовым комплектом средств ПВО. Кроме того, получив комплексы, мы должны были их освоить. Что нам вполне удалось.
    Но ЗРК – лишь составная часть сложной системы противовоздушной обороны. Надо еще организовать радиолокационную разведку, истребительно-авиационное прикрытие и т.д. Здесь много зависит от взаимодействия с армянскими коллегами.
    С заключением Договора о вхождении Армении в Объединенную систему ПВО СНГ мы приступили к реальному несению боевого дежурства. Ежедневно заступают на боевое дежурство наши летчики. Дежурство осуществляется на объединенном командном пункте, куда стекается необходимая информация. Находясь в совмещенном пункте наведения, наши и армянские специалисты совместно отображают единую радиолокационную информацию как над Арменией, так и над сопредельными государствами. Дежурные силы и средства в случае нарушения государственной границы РА готовы немедленно приступить к выполнению поставленной боевой задачи. А задачи могут быть разными, поскольку существуют разные международные договоры об охране воздушного пространства. Есть самолеты, которые терпят бедствие или угоняются, есть самолеты-нарушители. В зависимости от этого в мирное время могут быть применены принуждение к посадке, сопровождение сбившегося с курса самолета и т.д.
    – То есть мы имеем некую модель военного сотрудничества, к которой надо стремиться и другим странам СНГ?
    – Вполне. Это уже не слова и пожелания, а конкретные плоды нашего взаимодействия. Россия закончила выполнение своих договорных обязательств по передислокации авиационной техники на территорию РА. Буквально на днях сюда перелетели последние четыре фронтовых истребителя МИГ-29. Думаю, это большое событие для наших стран. России очень важно иметь в Армении передовой эшелон ПВО. Операции «Буря в пустыне», «Лиса в пустыне», события в Косово показывают, что сейчас упор делается на нанесение массированных ракетных и авиационных ударов. Сколько они могут продолжаться, никто не скажет. Такими ударами, как мы видели на Балканах, могут достигаться и политические цели. НАТО ставит это во главу угла своей стратегии.
    – А каковы особенности организации учебного процесса в зенитно-ракетных подразделениях?
    – Мы уже не только освоили С-300, но и провели не одно учение. Наша же авиация на разных высотах работала за условного противника. Зенитчикам пришлось нелегко. В горах есть такие зоны, где самолет на время исчезает из «поля зрения» локатора. Но наши стражи неба справились с задачей.
    Что касается перехода с устаревшего ЗРК «Куб» на С-300, я бы не сказал, что этот процесс был болезненным. Люди ездили в Россию переучиваться. И впредь наши экипажи будут выезжать на государственный полигон Ашулук для проведения реальных боевых пусков. Здесь, в Армении, возможности для этого нет. Да и дело это весьма дорогостоящее. Но пуски по учебным целям в любом случае нужны. Проще прислать сюда военно-транспортный самолет, посадить в него личный состав, обученный на тренажерах, и провести пуски в России на государственных полигонах. Эта перспектива вполне реальна, и не далее как весной будущего года мы намерены воплотить ее в жизнь.

Красная звезда  10.11.99

Вверх

НОВОСИБИРСКИЙ ЗАВОД ИМЕНИ КОМИНТЕРНА ВОЗМОЖНО В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ БУДЕТ ВЫПОЛНЯТЬ ВАЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ

Новосибирский завод имени Коминтерна возможно в следующем году будет выполнять важный государственный заказ. Об этом заявил глава администрации Новосибирской области Виталий Муха сегодня во время посещения этого предприятия. Речь идет о противоракетном комплексе С-300. В настоящее время завод имени Коминтерна делает только станцию управления этого комплекса. Однако, по словам Виталия Мухи, в проект государственного бюджета 2000 года заложено больше средств для нужд министерства обороны РФ, что позволяет надеяться на ряд важных государственных заказов. Завод имени Коминтерна в этом отношении не является исключением. Виталий Муха отметил, что если бы завод делал по два комплекса С-300 в год, то обеспечил бы себе безбедное существование. Кроме того, Виталий Муха оценил уникальные возможности автокрана КС-45715, изготовленного на предприятии. Этот автокран при собственной массе в 18 тонн способен поднимать грузы до 20 тонн. Глава областной администрации говорил о возможности использования КС-45715 для нужд пожарной безопасности Новосибирска и Новосибирской области. В ходе визита губернатор обсудил с руководством завода вопросы экономического выживания предприятия в нынешних социально-экономических условиях. Особое внимание Виталий Муха уделил производству товаров народного потребления, а также продукции производственно-технологического назначения (РЛО для аэронавигации, оборудование для энергетики, автокраны и т.д.). Об этом сообщает агентство РИА "Новости".

"ФИС"03.11.99

Вверх

Назад