List Banner Exchange
 
ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ С-75 (SA-2 Guideline)
 
   
  ГЛАВНАЯ  
 
 
 
ЗРК С-75
 
  ТТХ  
   
   
   
 
Счетчики
 
 
 
 

 

 

     
 

sa_2.jpg (10036 bytes)     В конце 1953 года вышло Постановление Совета Министров СССР "О создании передвижной системы зенитного управляемого оружия для борьбы с авиацией противника", давшее начало работ по зенитной ракетной системе средней дальности С-75. ЗРС С-75 создавалась на базе технических решений, реализованных при разработке системы С-25. Основным разработчиком системы, как и С-25, было ЦКБ "Алмаз" (генеральный конструктор Расплетин), управляемые ракеты создавались в МКБ "Факел" (генеральный конструктор Грушин), стартовая позиция проектировалась в ЦКБ-34 под руководством И.И. Иванова.

     Система создавалась в несколько этапов. На первом этапе для прикрытия стационарных административно-политических и промышленных объектов, войсковых частей и соединений разрабатывался подвижный ЗРК на автомобильной базе - СА-75 "Двина". С 1956 года разрабатывался перевозимый вариант комплекса С-75 "Десна", предназначенный для обеспечения ПВО стационарных объектов. Позднее были разработаны перевозимые варианты ЗРК: С-75М "Волхов", С-75М2, С-75М3, С-75М4 в различном исполнении (северное, тропическое, экспортное).

     Зенитный ракетный комплекс СА-75 "Двина" - одноканальный по цели и трехканальный по ракете, разрабатывался для прикрытия стационарных административно-политических и промышленных объектов, войсковых частей и соединений.

     Опытный полигонный вариант комплекса был создан в феврале 1955 года. Первый пуск ракеты В-750 состоялся в апреле 1955 ода. К середине 1956 годы был создан экспериментальный образец подвижной станции наведения ракет.

     В сентябре – октябре 1957 года проводились испытания шестикабинного варианта, все элементы были установлены на автомобильном шасси (фургоны на шасси автомобиля ЗиС-150), артиллерийской повозке КЗУ-16 (антенный пост) или на специальном колесном шасси со съемными ходами (пусковые установки).

Самоходная пусковая установка СМ-63 мобильного ЗРК СА-75 "Двина" © S.Zaloga

     В декабре 1957 года комплекс СА-75 был принят на вооружение ПВО страны и ПВО Сухопутных войск и начато его серийное производство.

     Пусковая однобалочная установка СМ-63 с переменным углом старта ракеты и следящим электроприводом для наведения по углу места цели и азимуту спроектирована в ленинградском ЦКБ-34.

     Время свертывания ЗРК (антенный пост, кабины станции наведения ракет, ДЭС, РПУ, шесть пусковых установок) составляло не более 4 часов, развертывание и настройка выполнялись в течение 4-5 часов.

Макет ракеты 11Д на пусковой установке СМ-63 ЗРК С-75 в Артиллерийском музее в Санкт-Петербурге © А. Исаев

     С началом серийного производства и поставок в войска трехкабинного варианта комплекса С-75 “Десна”, производство СА-75 было свернуто.

     С-75 “Десна”

     Постановление на разработку ЗРК средней дальности С-75 “Десна” вышло в 1956 году, в 1957 году был создан опытный полигонный образец этого ЗРК.

     Учитывая недостатки ЗРК СА-75 и другие причины новый комплекс С-75 проектировался с размещением аппаратурной части в буксируемых кузовах-фургонах, установленных на шасси автомобильного прицепа.

     Комплекс С-75 “Десна” был принят на вооружение Постановлением Совета Министров СССР 22 мая 1959 года.

     С-75М “Волхов”

     Разработка следующего, более совершенного зенитного ракетного комплекса на базе ЗРК С-75 “Десна” началось в 1958 году. А в мае 1961 года комплекс под обозначением С-75М “Волхов” был принят на вооружение войск ПВО страны и начато его серийное производство. В 1962 году данный комплекс был принят на вооружение частей ПВО Сухопутных войск.

Антенный пост ЗРК С-75     По составу боевых средств комплекс “Волхов” не отличался от комплекса “Десна”. Новый состав аппаратуры станции наведения ракет позволял вести обстрел целей в условиях применения противником пассивных и активных помех.

     Антенный пост – приемо-передающая кабина ПВ в ходе эксплуатации и модификаций комплекса неоднократно дорабатывались и изменялись.

     Придаваемая дивизиону кабина сопряжения и связи 5Ф20 позволяла осуществлять работу станции наведения ракет (СНР) в режиме приема целеуказаний от автоматизированных систем управления АСУРК-1 и “Вектор”.

Транспортно-заряжающая машина ЗРК С-75
Транспортная машина, перевозящая по 2 транспортных контейнера (тара №??) с маршевой ступенью ЗУР (ПВО Афганистана)

     Пусковая однобалочная установка СМ-90 с переменным углом старта ракеты и следящим электроприводом для наведения по углу места цели и азимуту споректирована в ЦКБ-34 под руководством главного конструктора Б.С. Коробова. Пусковые установки, поставленные на колесные хода, при смене позиции буксировались автомобилями КрАЗ-214.

Зенитные управляемые ракеты

     Комплекс С-75 и его модификации принимались на вооружение с ракетами: 1Д, 11Д, 13Д, 15Д, 20Д (В-755), 5Я23.

     Характеристики ЗУР 20Д (В-755)/5Я23:

Ракета
20Д (В-755)
5Я23
Стартовая масса, кг
2390-2398
2406
Масса БЧ, кг
196
190-197
Длина, м
10,78
10,9
Диаметр корпуса маршевой ступени, м
0,5
0,5
Размах стабилизатора ускорителя, м
2,57
2,57

     Ракеты всех серийных модификаций имеют нормальную аэродинамическую схему. Цельноповоротные рули для управления по тангажу, рысканию и крену расположены на хвостовом отсеке маршевой ступени, элероны для управления по крену на участке полета со стартовым ускорителем – на стартовом ускорителе в одной плоскости. Для уменьшения продольной статической устойчивости в носовой части ракеты размещены дестабилизаторы трапецевидной формы на ракетах ранних модификаций и треугольной – на ракетах поздних серий. На комплексах С-75М поздних выпусков для увеличения боевых возможностей ракета наводилась на цель и на пассивном участке после выключения маршевого двигателя. Подрыв БЧ осуществлялся по команде от радиовзрывателя или по команде от наземной станции наведения при подлете к цели. Самоликвидация ракеты производилась ограничением времени полета или при промахе независимо от времени полета.

Проекции ракет ЗРК С-75 (кликните для полного изображения) © S.Zaloga

     Ракеты зенитных комплексов С-75 с 1958 года, в основном, выпускались Ленинградским Северным заводом.

Пусковые установки

Согласно техническому заданию в составе зенитно-ракетного комплекса СА-75 предполагалось иметь до шести пусковых установок, расположенных на удалении от 50 до 70 метров от центра позиции дивизиона (станции наведения ракет). Транспортируемую перезаряжаемую пусковую установку, предназначенную для проведения предстартовой подготовки, предстартового наведения и пуска ракеты, требовалось создать в габаритах, позволяющих осуществлять транспортировку автомобильным транспортом (буксировка за тягачом), речными и морскими судами, перспективными самолетами транспортной авиации.
Пусковая однобалочная установка СМ-63 с переменным углом старта ракеты и следящим электроприводом для наведения по углу места цели и азимуту в ходе боевой работы управлялась дистанционно в автоматическом режиме. Выработка команд наведения пусковой установки в направление пуска ракеты производилась аппаратурой ракетного комплекса.

Для предотвращения эрозии грунта при пусках ракет ПУ оснащалась газоотбойным устройством. После конструкторских проработок и проведения полигонных испытаний нескольких макетных образцов было принято газоотбойное устройство, прижимавшееся к грунту газовой струей стартового двигателя ракеты только в момент старта и не мешавшее наведению пусковой установки.

Перезаряжение пусковой установки ракетами 11Д комплекса СА-75 производилось силами расчета пусковой установки без применения дополнительных средств. Сопряжение направляющих транспортно-заряжающей машины ПР-11 любой модификации и пусковой установки обеспечивалось установкой на грунте подъездных мостков с направляющими для колес полуприцепа, фиксировавших положение ТЗМ при заряжании пусковой установки. Темп стрельбы с одной ПУ - 10-12 минут.

Использование габаритно-весовых макетов ракет позволяло проводить тренировки расчетов ПУ для приобретения необходимых навыков и обеспечения слаженности работы номеров расчета.

Пусковые установки, поставленные на колесные хода, при смене позиции буксировались автомобилями КрАЗ-214 автотранспортной службы бригады (полка).

Применительно к комплексу С-75 (С-75М) был спроектирован и серийно выпускался усовершенствованный вариант пусковой установки под обозначением СМ-90.

Пусковая установка СМ-90 с переменным углом старта ракеты (угол возвышения до 80 градусов) и следящим электроприводом для наведения по углу места цели и азимуту была спроектирована в КБСМ под руководством Главного конструктора Б.С.Коробова.

Производство пусковых установок СМ-63 и СМ-90 было развернуто на нескольких заводах. В 1960-1963 годах заводом "Большевик" было выпущено 719 пусковых установок для комплексов системы С-75. Пусковые установки СМ-63 и СМ-90 в войсковых частях прошли несколько этапов модернизации. Были созданы экспортные варианты ПУ.

На базе пусковой установки типа СМ-90 создана контрольная установка для проведения предстартовой подготовки ракет мишенного комплекса "Лиса". На пусковой установке проведена доработка конструкции с заменой балки с направляющими на балку для размещения и подъема ракеты-мишени.

Модифицированный вариант наземного комплекса "Лиса-М" с одноразовыми ракетами-мишенями типа "Стриж" создан в передвижном исполнении с широким применением средств зенитно-ракетных комплексов ПВО. Штатные пусковые установки типа СМ-90 используются для запуска мишеней РМ-75ВМ (маловысотная ракета-мишень), входящих в состав средств передвижного комплекса "Лиса-М".

На базе пусковой установки СМ-90 создана перевозимая пусковая установка 89Ц6-2, используемая для запуска мишеней РМ-9ИЦ-Б, 96М6 и 96М6М. На балке пусковой установки 89Ц6-02 размещены два комплекта направляющих в ферменной конструкции для запуска ракет.

Корабельный ЗРК М-2

     Комплекс С-75 был доработан в интересах ВМФ. В результате был создан зенитно-ракетный комплекс средней дальности М-2. Доработка выполнялась НИИ-1, НИИ-49, ЦКБ-34. Работами руководили главные конструкторы: С.Т. Зайцев, П.Д. Грушин, А.С. Гринштейн, Е.Г. Рудяк.

Боевое применение

     Комплекс С-75 активно поставлялся на экспорт и принимал широкое участие в локальных военных конфликтах на Ближнем Востоке, Юго-восточной Азии.

Применение ЗРК С-75М Двина

С-75 Иракской армии после "Бури в пустыне"
С-75 Иракской армии после "Бури в пустыне"

     В 1995 году на выставке МАКС-95 НПО “Алмаз” представило модернизированную версию экспортного варианта комплекса С-75М “Волга”.

Источники информации:

Сборник "Зенитная ракетная система С-300" издательства "Невский бастион"

 
 

 

 
© Вестник ПВО, 2000
  Вверх
Страница обновлена 28.02.2005