|
|
|
|
|
ВВС и ПВО в планах
сторон
В ходе шестидневной
войны в 1967 году израильская авиация продемонстрировала
абсолютное превосходство над ВВС арабских стран. В первые
нескольких часов военных действий израильские ВВС практически
полностью уничтожили самолеты противника на земле и добились
таким образом господства в воздухе. Это, в свою очередь,
сыграло решающую роль в успешном проведении блицкрига на
земле. Итоги шестидневной войны привели к появлению у израильтян
настоящего комплекса превосходства над арабскими летчиками.
Стратегическое планирование израильского государства строилось
на основании предположения, что в будущем конфликте превосходство
в воздухе будет в полной мере сохранено. ВВС должны были
уничтожить авиацию противника, обеспечить ПВО страны, непосредственную
огневую поддержку своих наземных войск и бомбардировки территории
противника. Оснащенные американской и французской военной
техникой, ВВС Израиля должны первыми вступать в конфликт,
действовать наступательно, агрессивно и массированно. Тот
факт, что арабские ВВС обладали значительным количественным
превосходством над авиацией еврейского государства, никоим
образом не сказывался на уверенности израильтян в победе
в воздухе.
В составе израильских
ВВС насчитывалось до 20 000 человек и 386 боеготовых самолета,
сведенных в 15 эскадрилий. Кроме того, в случае необходимости,
израильтяне могли использовать 85 учебно-тренировочных самолетов
ТА-4 в качестве ударных. В ВВС имелось также 72 вертолета
и 47 транспортных самолетов. Основу ударной авиации Израиля
составляли 135 штурмовиков А-4H/N Skyhawk; истребительной
– 130 истребителей F-4E Phantom, 55 Nesher (улучшенная израильская
копия французских Mirage), 35 Mirage III и 25 SMB-2. Количество
пилотов достигало 1000 человек.
Египетские ВВС насчитывали
20 000 человек личного состава и 604 самолета, 200 из которых
были складированы или являлись небоеготовыми. Оставшиеся
400 самолетов были сведены в 27 эскадрилий и 9 бригад. ВВС
насчитывали 166 вертолетов и 74 транспортных самолетов.
Всего египтяне располагали 200 МиГ-21, 160 МиГ-17, 100 Су-7,
60 МиГ-19, 25 Су-20, 18 Ту-16 и 5 Ил-28.
Наконец, сирийские
военно-воздушные силы имели 11 000 человек и 385 самолетов,
из которых лишь 240 были боеготовыми. Эти силы были сведены
в 14 эскадрилий и 5 бригад. Всего имелось 180 МиГ-21 и 120
МиГ-17, 45 Су-7 и 6 Ил-28.
Таким образом, всего
в составе египетских и сирийских ВВС было почти 1000 самолетов,
а за вычетом небоеготовых машин – 640 единиц. К этому следует
добавить 115 самолетов арабских союзников, в основном иракцев,
ливийцев и алжирцев, которые также принимали участие в боях.
Итого соотношение сил составило 750 самолетов против 385.
Однако арабское командование
полностью мере отдавало себе отчет в том, что сирийские
и египетские ВВС, восстановленные после катастрофы 1967
года, по-прежнему не способны создать конкуренцию израильской
авиации. Во-первых, хотя арабские ВВС располагали почти
в два раза большим количеством самолетов, чем противник,
израильские машины отличались лучшими ТТХ. Они имели значительно
больший радиус действия и бомбовую нагрузку. Арабские правительства
к началу конфликта так и не добились от СССР поставок самых
современных самолетов МиГ-23 и МиГ-25. Израильской технике
третьего поколения противостояли самолеты второго послевоенного
поколения.
Сравнительные характеристики
самолетов на вооружении израильских и арабских ВВС
Тип самолета
|
Вооружение воздух-воздух
|
Бомбовая нагрузка
|
Макси-мальная скорость
|
Страна
|
SMB-2
|
2 пушки 30 мм, 150 патронов
|
1 тонна
|
1,5М
|
Израиль
|
Mirage III
|
2 пушки 30мм(125 патронов), 2
ракеты Shafrir (4 км)
|
2 тонны
|
2,2М
|
Израиль, Ливан
|
Mirage V
|
2 пушки 30мм (125 патронов)
|
3 тонны
|
2,2М
|
Ливия
|
IAI Nasher
|
2 пушки30мм (200 патронов), 2
ракеты Shafrir (4 км)
|
4 тонны
|
2,15М
|
Израиль
|
А-4Skyhawk
|
2 пушки 20мм (200 патронов),
2 ракеты Sidewinder (5 км)
|
3 тонны
|
0,95М
|
Израиль
|
F-4E Phantom
|
1 многоств. пушка 20мм (1020
патронов), 4 ракеты Sparrow (20 км), 4 ракеты
Sidewinder(5 км)
|
7 тонн
|
2,3М
|
Израиль
|
Hunter
|
4 пушки 30мм (150 патронов)
|
1,5 тонны
|
1М
|
Иордания, Ливан, Ирак
|
МиГ-17
|
3 пушки 23мм
|
550кг
|
1М
|
Алжир, Ирак, Египет, Сирия,
|
МиГ-19
|
3 пушки 30мм (70патронов)
|
|
1,3М
|
Египет
|
МиГ-21
|
1 двуств пушка (200 патронов),
4 ракеты Atoll (6 км)
|
|
2М
|
Алжир, Ирак, Египет, Сирия
|
Су-7
|
2 пушки 30мм (70 патронов), 2
ракеты Atoll
|
2 тонны
|
1,6М
|
Алжир, Ирак, Египет, Сирия
|
Су-20
|
2 пушки 30мм (70 патронов), 2
ракеты Atoll
|
3 тонны
|
1,8М
|
Египет
|
Ил-28
|
4 пушки 23 мм
|
3 тонны
|
0,8М
|
Египет, Сирия
|
Ту-16
|
7 пушек 23мм
|
9 тонн
|
0,9М
|
Египет
|
Во-вторых, израильские
пилоты имели неизмеримо лучшую по сравнению с противником
подготовку. Если средний налет арабского летчика составлял
60 часов, то минимальный уровень израильского – 240 часов.
Наконец, в-третьих, арабские военные считали, что основу
огневой поддержки сухопутных войск составляет ствольная
и реактивная артиллерия, авиации же отводится роль защиты
собственного воздушного пространства. Удары по земле должны
осуществляться лишь эпизодически, по большей части в начальной
фазе крупных наступательных операций.
Между тем перед бронетанковыми
и мотопехотными частями и соединениями арабских войск стояла
задача форсировать Суэцкий канал на египетском фронте и
захватить Голанские высоты на сирийском направлении. Таким
образом предполагалось взять реванш за поражение в шестидневной
войне. Командование арабских армий прекрасно понимало, что
в условиях господства израильской авиации в воздухе эта
задача становилась неразрешимой. Поэтому предполагалось,
что главным препятствием на пути израильской авиации должны
стать не ВВС, а противовоздушные силы арабских стран. Именно
они должны были очистить небо над наступающими танковыми
колоннами и не допустить их уничтожения с воздуха.
Группировка ПВО
арабских стран
В целом египетская
и сирийская армия обладали к началу боевых действий следующими
ресурсами в области ПВО:
Египет
|
Сирия
|
Всего
|
70 ЗРК С-75 «Волга»
(SA-2)
|
12 С-75 «Волга» (SA-2)
|
82 ЗРК С-75 «Волга» (SA-2)
|
50 ЗРК С-125 «Печора» (SA-3)
|
8 ЗРК С-125 «Печора» (SA-3)
|
58 ЗРК С-125 «Печора» (SA-3)
|
26 ЗРК «Квадрат» (SA-6)
|
14 ЗРК «Квадрат» (SA-6)
|
40 ЗРК «Квадрат» (SA-6)
|
Организация системы
ПВО арабских армий в точности воспроизводила советскую систему
и была способна создать чрезвычайно высокую плотность огня
на всех высотах эффективного применения израильской авиации.
Особенно крупные силы и средства ПВО были развернуты в Египте.
Их размещение началось еще во время войны на истощение.
Первоначально основная задача египетских зенитчиков заключалась
в прикрытии экономических и государственных объектов страны
от ударов господствовавшей в воздухе авиации противника.
Однако затем система ПВО была вплотную придвинута к линии
фронта, проходившей вдоль Суэцкого канала. Закрытая зона
распространялась на двадцать километров на восток от канала.
ПВО Египта насчитывали 75 000 солдат и офицеров, что вдвое
превышало численность личного состава ВВС этой страны. Помимо
146 ЗРК силы ПВО Египта имели около 2600 орудий малого калибра.
В районе канала было сосредоточено до половины всех средств
и сил ПВО, другими районами повышенной концентрации зенитных
средств являлись дельта Нила, Каир и Асуанская плотина.
Сирийская ПВО обладала
гораздо более скромными ресурсами и насчитывала всего 34
ЗРК и 1000 орудий. Однако доля более современных ЗРК SA-6
в сирийской армии была значительно выше, чем в египетской.
Кроме того, две трети всех зенитных средств сирийцы сосредоточили
в районе Голанских высот на очень незначительной площади,
создав даже более высокую плотность зенитного огня, чем
в районе канала. Поэтому большая часть сирийской территории
оказалась неприкрытой и во время войны израильская авиация
без помех наносила удары по экономическим, военным и государственным
объектам в глубине территории страны.
Всего арабские армии
имели в своем распоряжении 180 ЗРК, в состав которых входило
более тысячи пусковых установок. Комплексы SA-2 имели дальность
действия 45 км, SA-3 – 30 км, SA-6 – 26 км. Кроме того,
в составе танковых, механизированных и пехотных частей и
соединений действовали самоходные зенитные установки ЗСУ-23/4
Шилка. В боевых порядках войск насчитывалось до 2000 портативных
комплексов SA-7 «Стрела». Организация управления войсками
ПВО арабов отличалась схематизмом, отсутствием инициативы
и выдумки. Плохая организация огня и еще худшая дисциплина
открытия огня привели к колоссальному перерасходу боеприпасов.
Количество выпущенных ракет оценивается в 2000, при этом
количество гарантированно уничтоженных израильских самолетов
находится в вилке между 114 и 130. Плохая координация действий
между силами ПВО и ВВС и особенно между ПВО Сирии и Египта
и авиационными контингентами арабских союзников – иракцев,
ливийцев и алжирцев – привела к огромным потерям арабских
ВВС от огня собственных зениток. Эти потери оцениваются
в 58 самолетов – почти половину от потерь противника.
Провал операций
по непосредственной поддержке войск
В момент начала арабского
наступления в 14 часов 6 октября 1973 года большинство израильских
самолетов не могли покинуть свои аэродромы. Израильские
ВВС получили информацию о возможности арабского удара утром
этого дня. Командование отдало приказ снарядить самолеты
бомбами для поражения ВПП, чтобы подготовить превентивный
удар по арабским аэродромам, как это было сделано в 1967
году. Однако затем приказ был отменен и последовал новый
– подготовить машины для непосредственной поддержки войск
и операций по нейтрализации ЗРК. По имевшимся в распоряжении
Израиля разведанным, атака арабов должна была начаться в
18.00. В 14.00 техники как раз занимались заменой бомбовой
нагрузки. Тем не менее, уже через двадцать минут после начала
войны первые израильские самолеты появились над полем боя.
В 16.00 ВВС Израиля начали наносить массированные удары
и тут же столкнулись с убийственным огнем ПВО. Самолеты
атаковали мосты, наведенные египетскими саперами через канал,
аэродромы и сами ЗРК. Цели ударов в большинстве случаев
не были достигнуты, а потери достигали порой половины атакующих
самолетов.
На следующий день
основные усилия израильской авиации перенесены на северный
фронт, где под ударами сирийцев две малочисленные израильские
бригады Голани и Барак оказались в критическом положении.
А-4 и F-4 наносят удары по сирийским танковым колоннам,
рвущимся к реке Иордан. Авиация снова сталкивается с эффективной
и смертоносной работой арабской ПВО и вновь несет огромные
потери, не достигнув сколько-нибудь серьезных результатов.
Наибольшие потери были понесены от огня портативных «Стрел»,
«Шилок» и комплекса SA-6 «Квадрат». Израильтяне теряют около
тридцати самолетов и уничтожают всего шестьдесят танков.
Следует иметь ввиду, что стоимость одного сбитого самолета
соответствует цене примерно десяти танков, поэтому с точки
зрения соотношения стоимости операции и ее эффективности
результативность налетов оказалась катастрофической. В конечном
счете сирийское наступление остановлено только после подхода
израильских танковых резервов.
На следующий день
боев, 8 октября израильтяне вновь сосредотачивают свои усилия
на Юге. Их целями вновь являются мосты. На Голанах начинается
охота за мобильными комплексами SA-6. Обе операции оканчиваются
полным провалом. Мосты сохранены, потери растут. На севере
удается уничтожить только один комплекс, при этом потеряно
шесть дорогих и мощных Фантомов. В итоге к концу дня командование
израильских ВВС отдает приказ о прекращении полетов авиации
в зоне канала и переносит основные усилия на уничтожение
целей в глубине сирийской территории. Одновременно происходит
примечательное событие. Первая механизированная бригада
египетской армии предпринимает попытку наступления за пределы
20-километровой зоны, прикрытой силами ПВО. В течение нескольких
часов она буквально истреблена израильскими штурмовиками
SMB-2.
Бомбардировки
Сирии: относительный успех
9 октября начинается
кампания стратегических бомбардировок военных, государственных
и промышленных объектов в глубине сирийской территории.
Официальным предлогом для начала бомбардировок явились сирийские
ракетные удары по территории Галилеи. Однако большинство
экспертов сходится во мнении, что эти удары должны были
компенсировать провал израильской авиации в небе над каналом
и Голанскими высотами. Проведение бомбардировок значительно
облегчало то обстоятельство, что основные силы сирийской
ПВО были сосредоточены непосредственно в зоне боевых действий,
большая же часть территории страны оставалась незащищенной.
Кроме того, израильское командование стремилось нанести
Сирии максимально возможный экономический ущерб. Кампания
бомбардировок началась налетом на Дамаск. На рассвете 9
октября 7 истребителей F-4 нанесли внезапный удар по штаб-квартире
сирийских ВВС в центре столицы. Цель удара состояла в дезорганизации
управления сирийскими ВВС и деморализации высшего командования
авиации противника. Каждый истребитель нес по пять тонн
кассетных бомб. Цель была успешно поражена, но удар привел
к большим разрушениям невоенных объектов. Повреждения получили
телецентр, советский культурный центр и многочисленные жилые
дома. Один из Фантомов сбит сирийской артиллерией ПВО.
На следующий день
бомбардировкам подвергнута вся территория страны. Удары
наносятся по нефтеперерабатывающим заводам в Тартусе, Латакии
и Хомсе, электростанциям, мостам, нефте- и водохранилищам.
Налеты продолжались до 22 октября с интенсивностью до 20
самолетовылетов в день. По оценкам израильских экспертов,
в результате бомбардировок было уничтожено до половины энергетического
потенциала Сирии. Однако налеты практически не оказали воздействия
на военный потенциал страны. Кроме того, израильские ВВС
так и не решились нанести удары по действительно жизненно
важной цели – плотине на реке Евфрат, уничтожение которой
могло привести к катастрофическим последствиям. Не был подвергнут
бомбардировке и президентский дворец.
Анализ операций
«воздух-земля»
В соответствии со
своей наступательной доктриной применения авиации, 65% всех
боевых вылетов израильские ВВС сделали в интересах огневой
поддержки войск. Для сравнения – 75% самолетовылетов арабских
ВВС было сделано в интересах обеспечения ПВО страны и войсковой
ПВО.
Структура операций «воздух-земля» обеих группировок ВВС
выглядит следующим образом:
Израиль |
Непосредственная поддержка войск
|
50%
|
Удары по ЗРК
|
15%
|
Удары по мостам и переправам
|
12%
|
Стратегические бомбардировки
|
9%
|
Удары по аэродромам
|
6%
|
Разведывательные полеты
|
5%
|
Другие
|
3%
|
Арабы
– |
Непосредственная поддержка войск
|
70%
|
Разведка
|
10%
|
Удары по мостам и переправам
|
8%
|
Удары по аэродромам
|
6%
|
Удары по ЗРК
|
4%
|
Другие
|
2%
|
Из общего количества
11243 боевых вылетов, совершенных израильской авиацией в
ходе войны, 3500 вылетов были сделаны в интересах непосредственной
поддержки войск. Для сравнения – арабские ВВС совершили
всего 1500 аналогичных миссий. В большинстве случаев задачи
непосредственной поддержки решали А-4 Skyhowk и SMB-2. В
результате активного противодействия арабских средств ПВО
эффективность этих операций оказалась на порядок ниже, чем
во время шестидневной войны. Плотный огонь вынуждал израильских
пилотов вести бомбометание с большой высоты, что приводило
к резкой потере точности. После войны начальник Генерального
штаба израильской армии генерал Элазар признал, что арабские
ПВО полностью исключили для израильских пилотов всякую возможность
спокойного выбора целей и их поражения.
Более тысячи самолетовылетов
было сделано израильтянами в интересах подавления батарей
ЗРК. С 8 по 10 октября делались попытки подавить всю систему
арабской ПВО подобно тому, как это было сделано в 1967 году.
В связи с быстро нарастающими потерями и ничтожной эффективностью
этих операций, командование приостановило их до конца войны.
Лишь в финальной части конфликта на египетском фронте операции
по подавлению системы ПВО были возобновлены. С 17 по 21
октября израильские ВВС провели наступательную операцию
против египетских ЗРК, расположенных в зоне канала. При
этом активно использовались американские противорадиолокационные
ракеты Shrike, срочно поставленные на фронт из расположения
войск США в Европе. Перед лицом массированного применения
зенитных средств противника израильские пилоты активно прибегали
к постановке тепловых и радиолокационных помех. Активно
применялись специальные транспортные самолеты, переделанные
в постановщики электронных помех. Однако эффективное электронное
подавление SA-6 «Квадрат» стало возможным лишь после прибытия
специального американского оборудования РЭБ. Все же относительный
успех в борьбе с системой ПВО в зоне канала был достигнут
лишь в самом конце войны, когда в охоту за ЗРК включилась
не только авиация, но и танки с артиллерией, а боевые порядки
египтян были нарушены в результате прорыва израильтян на
африканский берег канала, что привело к окружению третьей
египетской армии. В целом же охота израильской авиации на
арабские ЗРК стала одной из самых больших неудач израильской
авиации за всю историю ее существования. Хотя израильтянам
удалось вывести из строя соответственно 37% и 26% египетских
и сирийских ЗРК, сами они от огня ПВО с учетом как уничтоженных,
так и поврежденных, потеряли до 75% своих самолетов.
|
Воздушные удары по ЗРК
|
Наземные удары по ЗРК
|
Общий итог
|
|
уничтожено
|
повреждено
|
всего
|
|
|
Египет
|
33
|
11
|
44
|
11
|
55 (37% всех ЗРК)
|
Сирия
|
3
|
5
|
8
|
1
|
9 (26% всех ЗРК)
|
Следующей по важности
задачей израильских ВВС стало уничтожение египетских переправ
через канал. В ее исполнение было сделано 850 боевых вылетов,
почти все они были совершены в первые три дня военных действий.
Хотя поражению подверглась почти половина мостов, это не
привело к снижению транспортного потока через переправы.
Египтяне быстро заменяли поврежденные части понтонов. Попытки
уничтожения переправ стоили израильтянам потери тридцати
самолетов. В целом эта задача так и осталась не выполненной.
Наконец, еще 460
вылетов израильская авиация совершила с целью уничтожения
аэродромов противника. Эффективность этих операций составила
разительный контраст с подобными миссиями в 1967 году. Потеряв
семь машин, израильтяне не сумели уничтожить и даже просто
серьезно повредить ни один из аэродромов противника. Хотя
в нескольких случаях ВПП и инфраструктура авиабаз были серьезно
повреждены, арабы быстро восстанавливали разрушения. Наибольший
ущерб был нанесен базе Мансура, где базировались египетские
МиГ-21, ливийские Mirage и иракские Hunter. База оставалась
неоперациональной в течение шести дней, что составило абсолютный
рекорд в течение войны. Считается, что на земле было уничтожено
22 арабских самолета. Еще около 20 машин получили серьезные
повреждения, которые исключили их дальнейшее участие в боевых
действиях. Однако главное военное значение рейдов против
авиабаз арабов состояло в том, что это вынуждало египетское
и сирийское командование поднимать свою авиацию в воздух
и принимать воздушный бой. В ходе таких боев израильтяне
уничтожили более 100 самолетов противника.
Воздушные бои:
абсолютное превосходство Израиля
В ходе вооруженного
конфликта в октябре 1973 года израильская авиация подтвердила
свое абсолютное превосходство над арабскими пилотами. Соотношение
потерь составило 18 к одному в пользу израильтян. Арабы
признали потерю в ходе воздушных боев 277 самолетов (70%
потерь) против всего лишь 15 (менее 10%) у израильтян. Для
сравнения – в течение всей активной фазы американского вмешательства
во Вьетнаме с 1965 по 1973 год американской авиации удалось
уничтожить 206 северовьетнамских машин, при этом были потеряны
72 самолета, то есть соотношение составило три к одному
в пользу американцев. За время войны 33 израильских пилота
довели свой счет до пяти и более персональных побед и уничтожили
в общей сложности 260 арабских машин. Поражение противника
в ходе результативных боев описывается следующей таблицей:
Ракета с инфракрасной
головкой самонаведения Shafrir 2 – 40%
Ракета с инфракрасной
головкой самонаведения AIM-9 Sidewinder – 25%
Ракета с РЛС наведением
AIM-9 Sparrow – 5%.
Две трети воздушных
побед принадлежат пилотам самолетов Mirage и Nesher. В ходе
военных действий проявились отличные тактико-технические
данные израильской ракеты Shafrir 2, которая поразила 40%
всех уничтоженных целей. Хотя дальность ее применения оказалась
относительно небольшой, этот недостаток с избытком компенсировался
отличными маневренными характеристиками ракеты и большой
боевой частью.
10 из 15 сбытых в
ходе воздушных боев израильских самолетов были уничтожены
ракетами с тепловой головкой наведения, 5 машин были поражены
огнем пушки. По оценкам западных источников, советская ракета
АА-2 Atoll оказалась недостаточно точной, а ее боевая часть
недостаточно мощной. Большое количество израильских самолетов,
пораженных этой ракетой, сумели успешно возвратиться на
свои базы и вновь войти в строй еще до окончания боевых
действий.
Оценка эффективности
действия ПВО
Силы ПВО обеих арабских
стран, вовлеченных в конфликт, уничтожили 85% самолетов,
которые Израиль потерял в ходе конфликта. Авиация арабов
может записать на свой счет лишь 10% израильских потерь.
Результаты применения ЗРК С-75, С-125 в целом оказались
весьма посредственными. Особенно большое разочарование принесло
применение портативных комплексов «Стрела», система самонаведения
которых оказалась неточной и слишком чувствительной к применению
тепловых помех, а боевая часть недостаточно мощной. В результате
десятки самолетов, пораженных «Стрелами», сумели возвратиться
на свои аэродромы и еще до конца конфликта были вновь введены
в строй израильскими ремонтными службами.
По-настоящему неприятным
сюрпризом для израильской авиации оказалось внезапное применение
комплексов SA-6 и «Шилок». В совокупности этот бином обеспечил
уничтожение 55% израильских самолетов, потерянных в ходе
конфликта. Две системы обеспечивали поражение самолетов
на высотах от 300 до 1500 метров. Применение авиации именно
на этих высотах наиболее эффективно при операциях непосредственной
поддержки войск. Эффективность применения Шилки и Куба оказалась
тем более наглядной, что их относительная и абсолютная численность
была весьма скромной. 120 Кубов и 150 Шилок составляли соответственно
11% и 3% всех ЗРК и зенитной артиллерии, имевшейся в распоряжении
арабов.
Распределение
потерь Израиля от огня средств ПВО
SA-7 «Стрела» – 6
самолетов
В течение трех недель
боевых действий общие потери арабской авиации составили
392 самолета и 55 вертолетов, что составляло 40% парка боевой
авиации Египта и Сирии. Потери Израиля составили 114 самолетов
и 6 вертолетов – соответственно, 30% парка. Однако к этому
следует добавить 236 израильских и 125 арабских самолетов,
получивших повреждения, что повышает процент потерь до 75%
от общего количества машин, имевшихся у сторон на начало
конфликта. Значительное число получивших повреждения израильских
самолетов было восстановлено и вновь приняли участие в выполнении
боевых задач. С одной стороны, это объясняется невероятной
эффективностью израильских ремонтных служб, но отчасти –
недостаточно мощной боевой частью ракет AA-2 Atoll и SA-7
Стрела. Зафиксированы многочисленные случаи, когда после
поражения этими ракетами израильские самолеты успешно возвращались
на свои базы и быстро восстанавливались.
Вопрос об израильских
потерях вызывает разногласия в оценках. Арабские источники
настаивают на уничтожении 366 самолетов. Советские разведывательные
источники оценивали израильские потери в 289 самолетов,
а американские оценки колебались от 180 до 200 машин. По
всей видимости, разница в оценках объясняется зачетом части
поврежденных самолетов в качестве уничтоженных. Наиболее
осторожные и корректные оценки израильских потерь составляют
114 уничтоженных самолетов и около 20 поврежденных настолько
сильно, что уже не подлежащих восстановлению.
Особо следует подчеркнуть,
что тяжелые израильские потери объясняются не интенсивностью
воздушных боев, а эффективностью действия арабской ПВО.
Интересно также отметить тот факт, что основные потери пришлись
на первые четыре дня боев, когда израильские пилоты внезапно
столкнулись с новыми системами ПВО SA-6. Во время первых
налетов уровень потерь доходил до 50%, в целом в течение
первых четырех суток конфликта – до 17%, в среднем в течение
конфликта составил 3%. В дальнейшем потери израильской авиации
стабилизировались и с 9 октября росли очень медленно. Частично
это объяснялось резким уменьшением активности израильских
ВВС в зоне наиболее плотного ПВО, то есть в районе канала
и Голанских высот. Но вместе с тем, израильские пилоты очень
быстро адаптировались к действиям SA-6. Комплексное применение
противозенитных маневров, тепловых и радиолокационных помех
резко снизило эффективность арабской ПВО.
Однако в целом эффективность
действия противовоздушных сил Сирии и Египта определяется
не количеством сбитых израильских самолетов, а выполнением
возложенных на ПВО задач. Главной из этих задач являлось
прикрытие действий танковых и мотопехотных частей и соединений,
которые должны были закрепиться на Синайском полуострове
и Голанских высотах. По крайней мере египетские войска эту
задачу частично выполнили. Не подлежит сомнению, что в отсутствие
эффективного зенитного противодействия израильская авиация
мгновенно уничтожила бы противника, как это случилось с
первой механизированной бригадой и как это было в 1967 году.
Таким образом, ПВО, по сути, стали единственным видом вооруженных
сил арабских стран, которые успешно выполнили поставленные
перед ними задачи.
Таблица 1. Потери
авиации
Израиль
|
Арабы
|
114 самолетов
|
Египет 223 самолета
42 вертолета
|
53 Skyhawk
|
Сирия 118 самолетов
13 вертолетов
|
43 Phantom
|
Ирак 21 самолет
|
12 Mirage и Nesher
|
Другие арабские страны 30 самолетов
|
6SMB-2
|
|
|
Всего 392 самолета уничтожено
125 самолетов повреждено, 55 вертолетов уничтожено
|
236 поврежденных самолета, в
т.ч. 200 восстановлено до конца войны
|
|
6 вертолетов уничтожено
|
|
Таблица 2. Распределение
потерь Израиля от огня средств ПВО
© Copyright 1998-2000
AST Centre
cast@cast.ru
|
|
|
|
|
|