List Banner Exchange
 
Действия средств ПВО советского производства во время войны Судного дня
 
   
  ГЛАВНАЯ  
  БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ  
  ВОЙНА СУДНОГО ДНЯ  
   
 
Счетчики
 
 

 
 
 
 

 
 
Aport Ranker
 

 

     
 
ВВС и ПВО в планах сторон
В ходе шестидневной войны в 1967 году израильская авиация продемонстрировала абсолютное превосходство над ВВС арабских стран. В первые нескольких часов военных действий израильские ВВС практически полностью уничтожили самолеты противника на земле и добились таким образом господства в воздухе. Это, в свою очередь, сыграло решающую роль в успешном проведении блицкрига на земле. Итоги шестидневной войны привели к появлению у израильтян настоящего комплекса превосходства над арабскими летчиками. Стратегическое планирование израильского государства строилось на основании предположения, что в будущем конфликте превосходство в воздухе будет в полной мере сохранено. ВВС должны были уничтожить авиацию противника, обеспечить ПВО страны, непосредственную огневую поддержку своих наземных войск и бомбардировки территории противника. Оснащенные американской и французской военной техникой, ВВС Израиля должны первыми вступать в конфликт, действовать наступательно, агрессивно и массированно. Тот факт, что арабские ВВС обладали значительным количественным превосходством над авиацией еврейского государства, никоим образом не сказывался на уверенности израильтян в победе в воздухе.
В составе израильских ВВС насчитывалось до 20 000 человек и 386 боеготовых самолета, сведенных в 15 эскадрилий. Кроме того, в случае необходимости, израильтяне могли использовать 85 учебно-тренировочных самолетов ТА-4 в качестве ударных. В ВВС имелось также 72 вертолета и 47 транспортных самолетов. Основу ударной авиации Израиля составляли 135 штурмовиков А-4H/N Skyhawk; истребительной – 130 истребителей F-4E Phantom, 55 Nesher (улучшенная израильская копия французских Mirage), 35 Mirage III и 25 SMB-2. Количество пилотов достигало 1000 человек.
Египетские ВВС насчитывали 20 000 человек личного состава и 604 самолета, 200 из которых были складированы или являлись небоеготовыми. Оставшиеся 400 самолетов были сведены в 27 эскадрилий и 9 бригад. ВВС насчитывали 166 вертолетов и 74 транспортных самолетов. Всего египтяне располагали 200 МиГ-21, 160 МиГ-17, 100 Су-7, 60 МиГ-19, 25 Су-20, 18 Ту-16 и 5 Ил-28.
Наконец, сирийские военно-воздушные силы имели 11 000 человек и 385 самолетов, из которых лишь 240 были боеготовыми. Эти силы были сведены в 14 эскадрилий и 5 бригад. Всего имелось 180 МиГ-21 и 120 МиГ-17, 45 Су-7 и 6 Ил-28.
Таким образом, всего в составе египетских и сирийских ВВС было почти 1000 самолетов, а за вычетом небоеготовых машин – 640 единиц. К этому следует добавить 115 самолетов арабских союзников, в основном иракцев, ливийцев и алжирцев, которые также принимали участие в боях. Итого соотношение сил составило 750 самолетов против 385.
Однако арабское командование полностью мере отдавало себе отчет в том, что сирийские и египетские ВВС, восстановленные после катастрофы 1967 года, по-прежнему не способны создать конкуренцию израильской авиации. Во-первых, хотя арабские ВВС располагали почти в два раза большим количеством самолетов, чем противник, израильские машины отличались лучшими ТТХ. Они имели значительно больший радиус действия и бомбовую нагрузку. Арабские правительства к началу конфликта так и не добились от СССР поставок самых современных самолетов МиГ-23 и МиГ-25. Израильской технике третьего поколения противостояли самолеты второго послевоенного поколения.
Сравнительные характеристики самолетов на вооружении израильских и арабских ВВС

Тип самолета

Вооружение воздух-воздух

Бомбовая нагрузка

Макси-мальная скорость

Страна

SMB-2

2 пушки 30 мм, 150 патронов

1 тонна

1,5М

Израиль

Mirage III

2 пушки 30мм(125 патронов), 2 ракеты Shafrir (4 км)

2 тонны

2,2М

Израиль, Ливан

Mirage V

2 пушки 30мм (125 патронов)

3 тонны

2,2М

Ливия

IAI Nasher

2 пушки30мм (200 патронов), 2 ракеты Shafrir (4 км)

4 тонны

2,15М

Израиль

А-4Skyhawk

2 пушки 20мм (200 патронов), 2 ракеты Sidewinder (5 км)

3 тонны

0,95М

Израиль

F-4E Phantom

1 многоств. пушка 20мм (1020 патронов), 4 ракеты Sparrow (20 км), 4 ракеты Sidewinder(5 км)

7 тонн

2,3М

Израиль

Hunter

4 пушки 30мм (150 патронов)

1,5 тонны

Иордания, Ливан, Ирак

МиГ-17

3 пушки 23мм

550кг

Алжир, Ирак, Египет, Сирия,

МиГ-19

3 пушки 30мм (70патронов)

 

1,3М

Египет

МиГ-21

1 двуств пушка (200 патронов), 4 ракеты Atoll (6 км)

 

Алжир, Ирак, Египет, Сирия

Су-7

2 пушки 30мм (70 патронов), 2 ракеты Atoll

2 тонны

1,6М

Алжир, Ирак, Египет, Сирия

Су-20

2 пушки 30мм (70 патронов), 2 ракеты Atoll

3 тонны

1,8М

Египет

Ил-28

4 пушки 23 мм

3 тонны

0,8М

Египет, Сирия

Ту-16

7 пушек 23мм

9 тонн

0,9М

Египет

Во-вторых, израильские пилоты имели неизмеримо лучшую по сравнению с противником подготовку. Если средний налет арабского летчика составлял 60 часов, то минимальный уровень израильского – 240 часов. Наконец, в-третьих, арабские военные считали, что основу огневой поддержки сухопутных войск составляет ствольная и реактивная артиллерия, авиации же отводится роль защиты собственного воздушного пространства. Удары по земле должны осуществляться лишь эпизодически, по большей части в начальной фазе крупных наступательных операций.
Между тем перед бронетанковыми и мотопехотными частями и соединениями арабских войск стояла задача форсировать Суэцкий канал на египетском фронте и захватить Голанские высоты на сирийском направлении. Таким образом предполагалось взять реванш за поражение в шестидневной войне. Командование арабских армий прекрасно понимало, что в условиях господства израильской авиации в воздухе эта задача становилась неразрешимой. Поэтому предполагалось, что главным препятствием на пути израильской авиации должны стать не ВВС, а противовоздушные силы арабских стран. Именно они должны были очистить небо над наступающими танковыми колоннами и не допустить их уничтожения с воздуха.
Группировка ПВО арабских стран
В целом египетская и сирийская армия обладали к началу боевых действий следующими ресурсами в области ПВО:

Египет

Сирия

Всего

70 ЗРК С-75 «Волга»

(SA-2)

12 С-75 «Волга» (SA-2)

82 ЗРК С-75 «Волга» (SA-2)

50 ЗРК С-125 «Печора» (SA-3)

8 ЗРК С-125 «Печора» (SA-3)

58 ЗРК С-125 «Печора» (SA-3)

26 ЗРК «Квадрат» (SA-6)

14 ЗРК «Квадрат» (SA-6)

40 ЗРК «Квадрат» (SA-6)

Организация системы ПВО арабских армий в точности воспроизводила советскую систему и была способна создать чрезвычайно высокую плотность огня на всех высотах эффективного применения израильской авиации. Особенно крупные силы и средства ПВО были развернуты в Египте. Их размещение началось еще во время войны на истощение. Первоначально основная задача египетских зенитчиков заключалась в прикрытии экономических и государственных объектов страны от ударов господствовавшей в воздухе авиации противника. Однако затем система ПВО была вплотную придвинута к линии фронта, проходившей вдоль Суэцкого канала. Закрытая зона распространялась на двадцать километров на восток от канала. ПВО Египта насчитывали 75 000 солдат и офицеров, что вдвое превышало численность личного состава ВВС этой страны. Помимо 146 ЗРК силы ПВО Египта имели около 2600 орудий малого калибра. В районе канала было сосредоточено до половины всех средств и сил ПВО, другими районами повышенной концентрации зенитных средств являлись дельта Нила, Каир и Асуанская плотина.
Сирийская ПВО обладала гораздо более скромными ресурсами и насчитывала всего 34 ЗРК и 1000 орудий. Однако доля более современных ЗРК SA-6 в сирийской армии была значительно выше, чем в египетской. Кроме того, две трети всех зенитных средств сирийцы сосредоточили в районе Голанских высот на очень незначительной площади, создав даже более высокую плотность зенитного огня, чем в районе канала. Поэтому большая часть сирийской территории оказалась неприкрытой и во время войны израильская авиация без помех наносила удары по экономическим, военным и государственным объектам в глубине территории страны.
Всего арабские армии имели в своем распоряжении 180 ЗРК, в состав которых входило более тысячи пусковых установок. Комплексы SA-2 имели дальность действия 45 км, SA-3 – 30 км, SA-6 – 26 км. Кроме того, в составе танковых, механизированных и пехотных частей и соединений действовали самоходные зенитные установки ЗСУ-23/4 Шилка. В боевых порядках войск насчитывалось до 2000 портативных комплексов SA-7 «Стрела». Организация управления войсками ПВО арабов отличалась схематизмом, отсутствием инициативы и выдумки. Плохая организация огня и еще худшая дисциплина открытия огня привели к колоссальному перерасходу боеприпасов. Количество выпущенных ракет оценивается в 2000, при этом количество гарантированно уничтоженных израильских самолетов находится в вилке между 114 и 130. Плохая координация действий между силами ПВО и ВВС и особенно между ПВО Сирии и Египта и авиационными контингентами арабских союзников – иракцев, ливийцев и алжирцев – привела к огромным потерям арабских ВВС от огня собственных зениток. Эти потери оцениваются в 58 самолетов – почти половину от потерь противника.
Провал операций по непосредственной поддержке войск
В момент начала арабского наступления в 14 часов 6 октября 1973 года большинство израильских самолетов не могли покинуть свои аэродромы. Израильские ВВС получили информацию о возможности арабского удара утром этого дня. Командование отдало приказ снарядить самолеты бомбами для поражения ВПП, чтобы подготовить превентивный удар по арабским аэродромам, как это было сделано в 1967 году. Однако затем приказ был отменен и последовал новый – подготовить машины для непосредственной поддержки войск и операций по нейтрализации ЗРК. По имевшимся в распоряжении Израиля разведанным, атака арабов должна была начаться в 18.00. В 14.00 техники как раз занимались заменой бомбовой нагрузки. Тем не менее, уже через двадцать минут после начала войны первые израильские самолеты появились над полем боя. В 16.00 ВВС Израиля начали наносить массированные удары и тут же столкнулись с убийственным огнем ПВО. Самолеты атаковали мосты, наведенные египетскими саперами через канал, аэродромы и сами ЗРК. Цели ударов в большинстве случаев не были достигнуты, а потери достигали порой половины атакующих самолетов.
На следующий день основные усилия израильской авиации перенесены на северный фронт, где под ударами сирийцев две малочисленные израильские бригады Голани и Барак оказались в критическом положении. А-4 и F-4 наносят удары по сирийским танковым колоннам, рвущимся к реке Иордан. Авиация снова сталкивается с эффективной и смертоносной работой арабской ПВО и вновь несет огромные потери, не достигнув сколько-нибудь серьезных результатов. Наибольшие потери были понесены от огня портативных «Стрел», «Шилок» и комплекса SA-6 «Квадрат». Израильтяне теряют около тридцати самолетов и уничтожают всего шестьдесят танков. Следует иметь ввиду, что стоимость одного сбитого самолета соответствует цене примерно десяти танков, поэтому с точки зрения соотношения стоимости операции и ее эффективности результативность налетов оказалась катастрофической. В конечном счете сирийское наступление остановлено только после подхода израильских танковых резервов.
На следующий день боев, 8 октября израильтяне вновь сосредотачивают свои усилия на Юге. Их целями вновь являются мосты. На Голанах начинается охота за мобильными комплексами SA-6. Обе операции оканчиваются полным провалом. Мосты сохранены, потери растут. На севере удается уничтожить только один комплекс, при этом потеряно шесть дорогих и мощных Фантомов. В итоге к концу дня командование израильских ВВС отдает приказ о прекращении полетов авиации в зоне канала и переносит основные усилия на уничтожение целей в глубине сирийской территории. Одновременно происходит примечательное событие. Первая механизированная бригада египетской армии предпринимает попытку наступления за пределы 20-километровой зоны, прикрытой силами ПВО. В течение нескольких часов она буквально истреблена израильскими штурмовиками SMB-2.
Бомбардировки Сирии: относительный успех
9 октября начинается кампания стратегических бомбардировок военных, государственных и промышленных объектов в глубине сирийской территории. Официальным предлогом для начала бомбардировок явились сирийские ракетные удары по территории Галилеи. Однако большинство экспертов сходится во мнении, что эти удары должны были компенсировать провал израильской авиации в небе над каналом и Голанскими высотами. Проведение бомбардировок значительно облегчало то обстоятельство, что основные силы сирийской ПВО были сосредоточены непосредственно в зоне боевых действий, большая же часть территории страны оставалась незащищенной. Кроме того, израильское командование стремилось нанести Сирии максимально возможный экономический ущерб. Кампания бомбардировок началась налетом на Дамаск. На рассвете 9 октября 7 истребителей F-4 нанесли внезапный удар по штаб-квартире сирийских ВВС в центре столицы. Цель удара состояла в дезорганизации управления сирийскими ВВС и деморализации высшего командования авиации противника. Каждый истребитель нес по пять тонн кассетных бомб. Цель была успешно поражена, но удар привел к большим разрушениям невоенных объектов. Повреждения получили телецентр, советский культурный центр и многочисленные жилые дома. Один из Фантомов сбит сирийской артиллерией ПВО.
На следующий день бомбардировкам подвергнута вся территория страны. Удары наносятся по нефтеперерабатывающим заводам в Тартусе, Латакии и Хомсе, электростанциям, мостам, нефте- и водохранилищам. Налеты продолжались до 22 октября с интенсивностью до 20 самолетовылетов в день. По оценкам израильских экспертов, в результате бомбардировок было уничтожено до половины энергетического потенциала Сирии. Однако налеты практически не оказали воздействия на военный потенциал страны. Кроме того, израильские ВВС так и не решились нанести удары по действительно жизненно важной цели – плотине на реке Евфрат, уничтожение которой могло привести к катастрофическим последствиям. Не был подвергнут бомбардировке и президентский дворец.
Анализ операций «воздух-земля»
В соответствии со своей наступательной доктриной применения авиации, 65% всех боевых вылетов израильские ВВС сделали в интересах огневой поддержки войск. Для сравнения – 75% самолетовылетов арабских ВВС было сделано в интересах обеспечения ПВО страны и войсковой ПВО.

Структура операций «воздух-земля» обеих группировок ВВС выглядит следующим образом:
Израиль

Непосредственная поддержка войск

50%

Удары по ЗРК

15%

Удары по мостам и переправам

12%

Стратегические бомбардировки

9%

Удары по аэродромам

6%

Разведывательные полеты

5%

Другие

3%
Арабы – 

Непосредственная поддержка войск

70%

Разведка

10%

Удары по мостам и переправам

8%

Удары по аэродромам

6%

Удары по ЗРК

4%

Другие

2%
Из общего количества 11243 боевых вылетов, совершенных израильской авиацией в ходе войны, 3500 вылетов были сделаны в интересах непосредственной поддержки войск. Для сравнения – арабские ВВС совершили всего 1500 аналогичных миссий. В большинстве случаев задачи непосредственной поддержки решали А-4 Skyhowk и SMB-2. В результате активного противодействия арабских средств ПВО эффективность этих операций оказалась на порядок ниже, чем во время шестидневной войны. Плотный огонь вынуждал израильских пилотов вести бомбометание с большой высоты, что приводило к резкой потере точности. После войны начальник Генерального штаба израильской армии генерал Элазар признал, что арабские ПВО полностью исключили для израильских пилотов всякую возможность спокойного выбора целей и их поражения.
Более тысячи самолетовылетов было сделано израильтянами в интересах подавления батарей ЗРК. С 8 по 10 октября делались попытки подавить всю систему арабской ПВО подобно тому, как это было сделано в 1967 году. В связи с быстро нарастающими потерями и ничтожной эффективностью этих операций, командование приостановило их до конца войны. Лишь в финальной части конфликта на египетском фронте операции по подавлению системы ПВО были возобновлены. С 17 по 21 октября израильские ВВС провели наступательную операцию против египетских ЗРК, расположенных в зоне канала. При этом активно использовались американские противорадиолокационные ракеты Shrike, срочно поставленные на фронт из расположения войск США в Европе. Перед лицом массированного применения зенитных средств противника израильские пилоты активно прибегали к постановке тепловых и радиолокационных помех. Активно применялись специальные транспортные самолеты, переделанные в постановщики электронных помех. Однако эффективное электронное подавление SA-6 «Квадрат» стало возможным лишь после прибытия специального американского оборудования РЭБ. Все же относительный успех в борьбе с системой ПВО в зоне канала был достигнут лишь в самом конце войны, когда в охоту за ЗРК включилась не только авиация, но и танки с артиллерией, а боевые порядки египтян были нарушены в результате прорыва израильтян на африканский берег канала, что привело к окружению третьей египетской армии. В целом же охота израильской авиации на арабские ЗРК стала одной из самых больших неудач израильской авиации за всю историю ее существования. Хотя израильтянам удалось вывести из строя соответственно 37% и 26% египетских и сирийских ЗРК, сами они от огня ПВО с учетом как уничтоженных, так и поврежденных, потеряли до 75% своих самолетов.
Статистика борьбы с ЗРК

 

Воздушные удары по ЗРК

Наземные удары по ЗРК

Общий итог

 

уничтожено

повреждено

всего

 

 

Египет

33

11

44

11

55 (37% всех ЗРК)

Сирия

3

5

8

1

9 (26% всех ЗРК)

Следующей по важности задачей израильских ВВС стало уничтожение египетских переправ через канал. В ее исполнение было сделано 850 боевых вылетов, почти все они были совершены в первые три дня военных действий. Хотя поражению подверглась почти половина мостов, это не привело к снижению транспортного потока через переправы. Египтяне быстро заменяли поврежденные части понтонов. Попытки уничтожения переправ стоили израильтянам потери тридцати самолетов. В целом эта задача так и осталась не выполненной.
Наконец, еще 460 вылетов израильская авиация совершила с целью уничтожения аэродромов противника. Эффективность этих операций составила разительный контраст с подобными миссиями в 1967 году. Потеряв семь машин, израильтяне не сумели уничтожить и даже просто серьезно повредить ни один из аэродромов противника. Хотя в нескольких случаях ВПП и инфраструктура авиабаз были серьезно повреждены, арабы быстро восстанавливали разрушения. Наибольший ущерб был нанесен базе Мансура, где базировались египетские МиГ-21, ливийские Mirage и иракские Hunter. База оставалась неоперациональной в течение шести дней, что составило абсолютный рекорд в течение войны. Считается, что на земле было уничтожено 22 арабских самолета. Еще около 20 машин получили серьезные повреждения, которые исключили их дальнейшее участие в боевых действиях. Однако главное военное значение рейдов против авиабаз арабов состояло в том, что это вынуждало египетское и сирийское командование поднимать свою авиацию в воздух и принимать воздушный бой. В ходе таких боев израильтяне уничтожили более 100 самолетов противника.
Воздушные бои: абсолютное превосходство Израиля
В ходе вооруженного конфликта в октябре 1973 года израильская авиация подтвердила свое абсолютное превосходство над арабскими пилотами. Соотношение потерь составило 18 к одному в пользу израильтян. Арабы признали потерю в ходе воздушных боев 277 самолетов (70% потерь) против всего лишь 15 (менее 10%) у израильтян. Для сравнения – в течение всей активной фазы американского вмешательства во Вьетнаме с 1965 по 1973 год американской авиации удалось уничтожить 206 северовьетнамских машин, при этом были потеряны 72 самолета, то есть соотношение составило три к одному в пользу американцев. За время войны 33 израильских пилота довели свой счет до пяти и более персональных побед и уничтожили в общей сложности 260 арабских машин. Поражение противника в ходе результативных боев описывается следующей таблицей:
Пушка – 30%
Ракета с инфракрасной головкой самонаведения Shafrir 2 – 40%
Ракета с инфракрасной головкой самонаведения AIM-9 Sidewinder – 25%
Ракета с РЛС наведением AIM-9 Sparrow – 5%.
Две трети воздушных побед принадлежат пилотам самолетов Mirage и Nesher. В ходе военных действий проявились отличные тактико-технические данные израильской ракеты Shafrir 2, которая поразила 40% всех уничтоженных целей. Хотя дальность ее применения оказалась относительно небольшой, этот недостаток с избытком компенсировался отличными маневренными характеристиками ракеты и большой боевой частью.
10 из 15 сбытых в ходе воздушных боев израильских самолетов были уничтожены ракетами с тепловой головкой наведения, 5 машин были поражены огнем пушки. По оценкам западных источников, советская ракета АА-2 Atoll оказалась недостаточно точной, а ее боевая часть недостаточно мощной. Большое количество израильских самолетов, пораженных этой ракетой, сумели успешно возвратиться на свои базы и вновь войти в строй еще до окончания боевых действий.
Оценка эффективности действия ПВО
Силы ПВО обеих арабских стран, вовлеченных в конфликт, уничтожили 85% самолетов, которые Израиль потерял в ходе конфликта. Авиация арабов может записать на свой счет лишь 10% израильских потерь. Результаты применения ЗРК С-75, С-125 в целом оказались весьма посредственными. Особенно большое разочарование принесло применение портативных комплексов «Стрела», система самонаведения которых оказалась неточной и слишком чувствительной к применению тепловых помех, а боевая часть недостаточно мощной. В результате десятки самолетов, пораженных «Стрелами», сумели возвратиться на свои аэродромы и еще до конца конфликта были вновь введены в строй израильскими ремонтными службами.
По-настоящему неприятным сюрпризом для израильской авиации оказалось внезапное применение комплексов SA-6 и «Шилок». В совокупности этот бином обеспечил уничтожение 55% израильских самолетов, потерянных в ходе конфликта. Две системы обеспечивали поражение самолетов на высотах от 300 до 1500 метров. Применение авиации именно на этих высотах наиболее эффективно при операциях непосредственной поддержки войск. Эффективность применения Шилки и Куба оказалась тем более наглядной, что их относительная и абсолютная численность была весьма скромной. 120 Кубов и 150 Шилок составляли соответственно 11% и 3% всех ЗРК и зенитной артиллерии, имевшейся в распоряжении арабов.
Распределение потерь Израиля от огня средств ПВО
SA-6 –28 самолетов
ЗСУ-23/4 – 27 самолетов
Арт ПВО – 15 самолетов
SA-7 «Стрела» – 6 самолетов
SA-3 - 4 самолета
SA-2 – 2 самолета
Общий итог
В течение трех недель боевых действий общие потери арабской авиации составили 392 самолета и 55 вертолетов, что составляло 40% парка боевой авиации Египта и Сирии. Потери Израиля составили 114 самолетов и 6 вертолетов – соответственно, 30% парка. Однако к этому следует добавить 236 израильских и 125 арабских самолетов, получивших повреждения, что повышает процент потерь до 75% от общего количества машин, имевшихся у сторон на начало конфликта. Значительное число получивших повреждения израильских самолетов было восстановлено и вновь приняли участие в выполнении боевых задач. С одной стороны, это объясняется невероятной эффективностью израильских ремонтных служб, но отчасти – недостаточно мощной боевой частью ракет AA-2 Atoll и SA-7 Стрела. Зафиксированы многочисленные случаи, когда после поражения этими ракетами израильские самолеты успешно возвращались на свои базы и быстро восстанавливались.
Вопрос об израильских потерях вызывает разногласия в оценках. Арабские источники настаивают на уничтожении 366 самолетов. Советские разведывательные источники оценивали израильские потери в 289 самолетов, а американские оценки колебались от 180 до 200 машин. По всей видимости, разница в оценках объясняется зачетом части поврежденных самолетов в качестве уничтоженных. Наиболее осторожные и корректные оценки израильских потерь составляют 114 уничтоженных самолетов и около 20 поврежденных настолько сильно, что уже не подлежащих восстановлению.
Особо следует подчеркнуть, что тяжелые израильские потери объясняются не интенсивностью воздушных боев, а эффективностью действия арабской ПВО. Интересно также отметить тот факт, что основные потери пришлись на первые четыре дня боев, когда израильские пилоты внезапно столкнулись с новыми системами ПВО SA-6. Во время первых налетов уровень потерь доходил до 50%, в целом в течение первых четырех суток конфликта – до 17%, в среднем в течение конфликта составил 3%. В дальнейшем потери израильской авиации стабилизировались и с 9 октября росли очень медленно. Частично это объяснялось резким уменьшением активности израильских ВВС в зоне наиболее плотного ПВО, то есть в районе канала и Голанских высот. Но вместе с тем, израильские пилоты очень быстро адаптировались к действиям SA-6. Комплексное применение противозенитных маневров, тепловых и радиолокационных помех резко снизило эффективность арабской ПВО.
Однако в целом эффективность действия противовоздушных сил Сирии и Египта определяется не количеством сбитых израильских самолетов, а выполнением возложенных на ПВО задач. Главной из этих задач являлось прикрытие действий танковых и мотопехотных частей и соединений, которые должны были закрепиться на Синайском полуострове и Голанских высотах. По крайней мере египетские войска эту задачу частично выполнили. Не подлежит сомнению, что в отсутствие эффективного зенитного противодействия израильская авиация мгновенно уничтожила бы противника, как это случилось с первой механизированной бригадой и как это было в 1967 году. Таким образом, ПВО, по сути, стали единственным видом вооруженных сил арабских стран, которые успешно выполнили поставленные перед ними задачи.
Таблица 1. Потери авиации

Израиль

Арабы

114 самолетов

Египет 223 самолета
42 вертолета

53 Skyhawk

Сирия 118 самолетов
13 вертолетов

43 Phantom

Ирак 21 самолет

12 Mirage и Nesher

Другие арабские страны 30 самолетов

6SMB-2

 

 

Всего 392 самолета уничтожено
125 самолетов повреждено, 55 вертолетов уничтожено

236 поврежденных самолета, в т.ч. 200 восстановлено до конца войны

 

6 вертолетов уничтожено

 

Таблица 2. Распределение потерь Израиля от огня средств ПВО
ПВО – 85%
Воздушные бои – 10%
Другое – 5%

© Copyright 1998-2000 AST Centre
cast@cast.ru
 
 

 

 
© Вестник ПВО, 2000
  Вверх
Страница обновлена 05.10.2000