|
ВОЗДУШНАЯ БАТАЛИЯ НАД УРАЛОМ
Как сбили самолет-шпион Локхид U-2 в мае 1960 года
Подробности
ЛОКХИД U-2 с полным на то основанием можно
было назвать самолетами-призраками. Долгое время они безнаказанно
бороздили воздушное пространство Советского Союза, фотографируя
секретнейшие оборонные и военные объекты в Сибири и Средней Азии,
в Центральных России и Закавказье, в Прибалтике и на Дальнем Востоке.
Американские пилоты чувствовали себя в полной безопасности, ибо
полеты проходили на высоте 20-22 тыс. м.
1 мая 1960 г. проводилась очередная разведывательная
операция "Оверфлайт" ("Перелет"), завершившаяся
в тот же день крахом. Как же происходила драматическая схватка
над Уралом, кто и как сбил самолет-разведчик, в кабине которого
находился летчик Френсис Пауэрс?
ОБЫЧНЫЙ РАЗВЕДПОЛЕТ
9 апреля 1960 г., обследовав сверхсекретные
объекты Советского Союза - Семипалатинский ядерный полигон, авиабазу
стратегических бомбардировщиков Ту-95 близ него, полигон противоракетной
обороны в Сары-Шагане, ракетный полигон Тюра-Там (космодром Байконур),
U-2 выскользнул из пределов СССР южнее города Мары. Советская
сторона в закрытой ноте сделала резкое заявление. Американцы отмолчались:
дескать, мы к нарушению границы не причастны. Отмолчались и продолжили
планирование разведывательных полетов над СССР.
Однако к середине апреля 1960 г. президент
Соединенных Штатов Эйзенхауэр заупрямился и не захотел санкционировать
следующий шпионский рейд. Дело в том, что в мае должно было состояться
совещание "большой четверки" - США, СССР, Великобритании
и Франции - в Париже, где предстояла новая встреча главы американского
государства с Никитой Хрущевым. А на июнь планировался ответный
визит президента в Советский Союз (Хрущев ездил в Штаты в сентябре
1959 г.). "Если один из самолетов будет потерян в момент,
когда мы будем заняты переговорами, меня тем самым могут лишить
возможности предпринять эффективные действия, - заявил Эйзенхауер
в консультативном совете по разведывательной деятельности. - Разразится
большой скандал, если самолет рухнет на землю". Но директор
ЦРУ Аллен Даллес настаивал, и президент сдался, он лишь дал указания
не проводить полеты после 1 мая, установив перед парижским саммитом
двухнедельный "карантин".
По планам ЦРУ в апреле должен состояться еще
один полет, но он все откладывался - мешала облачность. 1 мая
1960 г. старший лейтенант ВВС США Френсис Пауэрс находился на
аэродроме неподалеку от пакистанского города Пешавар, куда прибыл
с напарником с базы Инджирлик (Турция). Погода благоприятствовала,
и в 5 часов 20 минут утра U-2, управляемый Пауэрсом, поднялся
в воздух, достигнув вскоре высоты примерно 20 тыс. м, - операция
"Оверфлайт" вступила в активную фазу. В 5 часов 36 минут
самолет приблизился к советской границе.
...Оставив позади Ташкент, миновав Сырдарью,
U-2 пролетел вдоль берега Аральского моря и повернул направо.
Прошел над городами Троицк, Челябинск... Полет проходил, как говорится,
без сучка без задоринки.
ТРЕВОГА!
О полете иностранного самолета над СССР вскоре
узнали в Москве. К шести часам утра сигнал тревоги поднял офицеров
и солдат во всех зенитных ракетных, истребительных авиационных,
радиотехнических частях и подразделениях Средней Азии и Казахстана,
Сибири, Урала, Европейской части Советского Союза, Крайнего Севера.
На Центральный командный пункт Войск ПВО страны прибыли: их главнокомандующий
Маршал Советского Союза Сергей Бирюзов, его первый заместитель
маршал артиллерии Николай Яковлев, начальник Главного штаба Войск
ПВО генерал-полковник Петр Демидов, командующий истребительной
авиацией ПВО генерал-лейтенант Евгений Савицкий, командующий зенитными
ракетными войсками генерал-полковник Константин Казаков, другие
генералы и офицеры боевого расчета.
Бирюзов периодически связывался с командирами
соединений, уточнял обстановку, требовал пресечь полет. А генерал
Савицкий отдал приказ командирам авиационных частей: "Атаковать
нарушителя всеми дежурными звеньями, что в районе полета иностранного
самолета, при необходимости - таранить".
По воспоминаниям генерал-полковника в отставке
Георгия Михайлова и полковника в отставке Александра Орлова, служивших
в то время в Главном штабе Войск ПВО страны, обстановка на командном
пункте складывалась достаточно нервозная. Телефонные звонки от
министра обороны Маршала Советского Союза Родиона Малиновского,
из Кремля и лично от Никиты Хрущева следовали один за другим.
Содержание их было примерно следующим: "Позор. Страна обеспечила
ПВО всем необходимым, а вы дозвуковой самолет сбить не можете!"
На что Сергей Бирюзов отвечал: "Если бы я мог стать ракетой,
то сам полетел бы и сбил этого проклятого нарушителя!"
К 8.00 утра на КП уже сделали вывод, что маршрут
полета самолета-шпиона через район Свердловска пойдет далее к
Белому морю, а приземлится U-2, вероятно, на авиабазе Буде (Норвегия).
В связи с подъемом в воздух истребителей-перехватчиков и необходимостью
расчистить небо от всей другой авиации, находившей в воздухе,
по решению руководства страны был дан сигнал "Ковер".
По нему все самолеты и вертолеты, не задействованные для уничтожения
нарушителя, сажались на ближайшие аэродромы. Это позволило радиолокационным
станциям надежнее вести цель.
Можно ли было пресечь шпионский рейд до Урала?
Маршал Родион Малиновский в мае 1960-го отмечал, что американский
самолет сбили в таком месте, чтобы летчик не мог прикрыться случайным
нарушением нашего воздушного пространства. Заявление министра
обороны было скорее всего рассчитано на общественность страны,
зарубежную аудиторию и не соответствовало истине. А она заключалась
в следующем. Истребители не доставали U-2, который шел на высоте
приблизительно 21 тыс. м со средней скоростью 750 км/час. Ракетные
же дивизионы не стреляли по другой причине: маршрут разведполета
до Урала в основном проходил вне зоны их огня.
ПРИКАЗ "ДРАКОНА"
В тот день, 1 мая 1960 г., заместитель командира
эскадрильи капитан Борис Айвазян и летчик старший лейтенант Сергей
Сафронов несли боевое дежурство на военном аэродроме. По сигналу
боевой тревоги они взлетели в 7 часов 3 минуты. Через 32 минуты
были в аэропорту "Кольцово" - в Свердловске. А дальше...
Представим вновь слово Борису Айвазяну, непосредственному участнику
тех событий:
"В Свердловске самолеты срочно начали заправлять
горючим. Быстрее наполнили баки истребителя Сергея. Как ведущий,
я пересел в его машину в готовности взлететь по приказу на перехват
противника. Однако взлет задержали на 1 час 8 минут. На аэродроме
случайно оказался самолет Су-9 - капитан Игорь Ментюков перегонял
истребитель с завода в часть. Машина совершеннее МиГ-19, а главное
- практический потолок у нее до 20 тыс. метров. Правда, к бою
она не была готова, отсутствовало вооружение, летчик был без высотнокомпенсирующего
костюма.
На КП, видимо, точно определили высоту самолета-незнакомца
и поняли - достать его мог только Су-9. Капитану Ментюкову и поручили
перехватить U-2 на подходе к Свердловску. По включенной рации
я слышал переговоры между КП и летчиком. "Задача - уничтожить
цель, таранить", - прозвучал голос штурмана наведения. Секунды
молчания, а потом: "Приказал "Дракон" (фронтовой
позывной генерала Евгения Савицкого тогда знал каждый летчик).
Не знаю, звонил ли сам Савицкий или приказ подкрепили
его именем, но я понял: летчик обречен, шел на верную смерть.
Таранить на такой высоте без высотнокомпенсирующего костюма, без
кислородной маски... Видимо, иного хода у командования на тот
момент не было. Ракеты? Ракеты бездействовали. Дело в том, что
атака проводилась первоначально южнее Свердловска. Противник мог
обогнуть город, обойти место дислокации ракетных дивизионов..."
...Когда на аэродроме в Пешаваре, провожая Пауэрса,
полковник Вильям Шелтон говорил ему, что у Советов нет высотных
ракет, он лукавил или не обладал необходимой информацией. К тому
времени в СССР возле крупных экономических центров уже стояли
зенитные ракетные комплексы С-75, способные поражать цели на высотах
свыше 20 тыс. м. Более того, на тот момент в Советском Союзе имелись
и высотные истребители Су-9.
А теперь слово Игорю Ментюкову:
"В конце апреля в Саваслейке (ныне Нижегородская
область. - А.Д.), где я служил, мне ставится задача - лететь в
Новосибирск, взять там Су-9 с большой заправкой, перегнать в Барановичи
(это в Белоруссии) и заступить на боевое дежурство. Там стоял
истребительный полк, на его вооружении находились и Су-9. Они
брали на борт 3250 кг топлива. К маю шестидесятого в Новосибирске
уже изготовлялись самолеты, бравшие 3720 кг. А лишние полтонны
горючего - это значительно большая дальность полета, больший рубеж
перехвата. Задачу нам поставили жестко - 1 мая обязательно быть
в Барановичах.
27 апреля с напарником капитаном Анатолием Саковичем
прилетели в Новосибирск, взяли пару Су-9 на заводе - и назад,
на запад, поджимало время. 30 апреля мы уже в Свердловске, на
аэродроме "Кольцово", но там подзастряли из-за погоды.
Утром 1 мая, примерно в начале седьмого, нас
поднимают. По телефону получаю команду: "Готовность номер
один ". Подумал, погода улучшилась, нас торопят. Взлетел,
а мне направление - на Челябинск. Сразу возник вопрос: почему
направили на восток? Чуть позже беспокойство усилилось. Со мной
на связь вышел не КП аэродрома, а командующий авиацией армии ПВО
генерал-майор авиации Юрий Вовк. "Я - "Сокол",
732-й, как меня слышите? Слушайте меня внимательно. Цель - реальная,
высотная. Таранить. Приказ Москвы. Передал "Дракон".
Пошли минуты раздумья. Серьезный, значит, случай,
если приказ передает сам "Дракон". Отвечаю: "К
тарану готов. Единственная просьба - не забыть семью и мать...".
"Все будет сделано".
Иду в направлении Челябинска минут 17, а на
связь никто не выходит. Подумал уже: направили и забыли. Но тут
в наушниках раздалось: "Как меня слышите?" "Нормально",
- отвечаю. "Следуйте этим курсом". Чуть позже: "Топливо
выработал в баках?" Говорю: "Нет еще". Однако тут
же последовала команда: "Бросай баки, пойдешь на таран".
Сбросил баки. Команда: "Форсаж". Включил форсаж, развернул
самолет на 120 градусов и разогнал его до скорости М=1,9, а может,
до М=2,0. Меня начали выводить на 20-километровую высоту.
Прошло несколько минут, сообщают: "До цели
25 километров". Включил прицел, а экран в помехах. Вот незадача.
После старта работал нормально, а тут... Говорю: "Прицел
забит помехами, применяю визуальное обнаружение". Но и здесь
сложности. У U-2 скорость 750-780 км, а у меня - две с лишним.
Словом, не вижу цели, хоть убей. Когда до цели осталось километров
12, мне сообщили, что она начала разворот. Уже потом узнал - в
этот момент она пропадает на экране РЛС. Делаю разворот за самолетом-нарушителем.
Мне сообщают, что я обгоняю цель на расстоянии 8 километров, проскакиваю
ее. Генерал Вовк кричит мне: "Выключай форсаж, сбавляй скорость!"
"Нельзя выключать", - я тоже вскипел, поняв, что на
КП не знали, как использовать и наводить Су-9. "Выключай,
это приказ", - передал еще раз генерал. Чертыхнулся и выключил.
И тут новый приказ: "Уходи из зоны, по вам работают!"
Кричу: "Вижу". В воздухе к тому времени появились сполохи
взрывов, одна вспышка чуть впереди по курсу, вторая справа. Работали
зенитные ракетчики..."
Первым огонь по самолету-нарушителю открыл зенитный
ракетный дивизион, которым командовал капитан Николай Шелудько.
Однако к тому времени U-2 вышел из зоны огня и стал огибать город,
а потому ракеты не настигли его.
"Разворачиваюсь, ухожу из зоны огня, -
продолжает рассказ Игорь Ментюков, - а затем спрашиваю о местонахождении
цели. Мне с КП: "Цель сзади". Предпринимаю новый разворот,
но чувствую, что падаю. Шел ведь без форсажа, не заметил, как
скорость снизилась до 300 км/час. Свалился на 15 тысяч метров.
А с КП: "Включай форсаж". Зло опять взяло, кричу: "Надо
знать, как и на каких скоростях он включается". Разогнал
самолет до 450 км, пробую включить форсаж, хотя он включается
при 550 км. В это время загорается лампочка аварийного остатка
топлива. Становится ясно: наведение сорвалось.
Дают указание - тяните до Кольцова".
А теперь вновь слово Борису Айвазяну:
"У Игоря Ментюкова заканчивалось горючее.
"Идите на посадку", - последовала команда ему, а нам
- взлет.
Взлетели. Самолет-разведчик над нами, но где?
Кручу головой - вокруг никого. В те секунды заметил взрыв и пять
уходящих к земле точек. Эх, угадать бы тогда, что это был разваливающийся
U-2! Я принял взрыв за самоликвидацию ракеты, понял, что зенитчики
уже открыли огонь, и тут же сообщил на КП. Самолет противника,
разумеется, мы не обнаружили, ведь его, как я понял, на наших
глазах уничтожили ракетчики. Ну а если бы он продолжил полет и
мы увидели его? На высоту 20 000 метров (потолок у МиГа на 2-3
тысячи метров ниже) за счет динамической горки бы поднялся. Правда,
за мгновение наверху увидеть самолет, прицелиться, открыть огонь
и попасть - один шанс из тысячи. Однако и его пытались использовать..."
РАКЕТНЫЕ ЗАЛПЫ
Прервем рассказ Бориса Айвазяна и перенесемся
в зенитную ракетную часть, под Свердловск.
"Ракетчики полка восприняли приказ об уничтожении
цели с волнением, - рассказывал генерал-майор в отставке Семен
Панжинский, в то время начальник политотдела части. - Обязанности
командира дивизиона, которому предстояло сыграть 1 мая главную
скрипку (подполковник Иван Шишов находился на курсах переподготовки),
выполнял начальник штаба майор Михаил Воронов. Он из фронтовиков.
Дрался с фашистами на Дону, под Курском, Варшавой... Самолета-нарушителя
в праздник, понятно, не ждали. И Воронов, и его сослуживцы несколько
расслабились. Помнится, несколько офицеров накануне были отпущены
в город, к семьям. Так что дивизион встретил нарушителя в неполном
составе. Конечно, это несколько сказалось первоначально на атмосфере
в боевом расчете, но только первоначально. Взволнованность и напряжение
в ходе боевой работы прошли..."
Координаты цели операторы станции разведки и
целеуказания определили довольно-таки точно. Чуть позже офицер
наведения старший лейтенант Эдуард Фельдблюм, операторы во главе
с сержантом Валерием Шустером уже прочно "держали" противника.
Цель была в зоне огня подразделения. Все ждали команды. Но в этот
момент воздушная обстановка изменилась. Самолет-нарушитель взял
новое направление полета, словно догадавшись о грозящей ему опасности.
Черная линия курса цели на планшете обогнула тот невидимый рубеж,
где возможно ее поражение огнем ракеты.
Перед майором Вороновым, всем расчетом возникла
особенно сложная ситуация. Требовалось с большой точностью определить
момент пуска ракеты, иначе самолет мог уйти. Но вот опять нарушитель
"захвачен". Вороновское "Цель уничтожить!"
услышали все.
Первая же ракета настигла цель.
В Вашингтоне было воскресенье, 1 час 53 минуты.
Часы в Москве показывали 8 часов 53 минуты утра.
И тут капитан Николай Шелудько, командир соседнего
ракетного дивизиона, получил приказ обстрелять U-2 еще раз - требовалась
гарантия в поражении.
СБИЛИ? НЕ СБИЛИ?
Более 30 минут после уничтожения американского
самолета-разведчика на КП полка, а также на КП армии ПВО считали,
что он продолжает полет. Специалистов радиотехнического батальона
(его возглавлял подполковник Иван Репин, который выдавал для командных
пунктов радиопозывную обстановку), также смутили пассивные помехи.
А потому перед летчиками-истребителями Борисом Айвазяном и Сергеем
Сафроновым, вышедшими в новый район, задача стояла прежняя - при
обнаружении атаковать противника.
На очередном вираже, поясняет Айвазян, он передал Сафонову команду
оттянуться назад: мол, если за 2-3 минуты не обнаружим вражеского
самолета, будем садиться, причем с прямой, то есть без традиционного
круга над аэродромом. Сафронов не отозвался, связь с ведомым оборвалась.
Айвазян увидел в чистом небе необычное облачко, резко спикировал.
Это ему спасло жизнь, он смог уйти от настигавшей его ракеты.
В беседе с Борисом Айвазяном поинтересовался:
"Опыт помог?"
"В какой-то мере, но больше - случайность,
- ответил он. - Необычное облачко вселило в меня тревогу, однако
не предположение о том, что взорвался самолет Сергея. Не было
для этого причин. От чего он может взорваться? А резко спикировал,
потому что привычка сказалась. Во время учебных полетов я месяцев
шесть выполнял роль цели, меня перехватывали товарищи по полку.
Чаще просили подольше подержаться на высоте. Садиться порой приходилось
почти с пустыми баками, все время увеличивая угол падения, почти
падая. В тот раз я так и решил приземлиться, применив наработанный
прием. "Захватить", видимо, ракетчикам было меня трудно,
резкое пикирование есть резкое пикирование, своего рода противоракетный
маневр..."
В зенитном ракетном дивизионе, которым командовал
майор Шугаев, восприняли появившуюся отметку от истребителей за
вражескую цель, которая снизилась до 11 тыс. м. Доложили на КП,
оттуда пришло распоряжение генерал-майора Ивана Солодовникова
на открытие огня по... МиГам. Об уничтожении U-2 майор Воронов
доложит чуть позже.
Еще раз слово - Игорю Ментюкову:
"На аэродроме после посадки, прямо у самолета
меня встречали несколько полковников и двое в штатском. Садитесь,
говорят, поедете с нами на КП. Но тут кто-то из встречающих увидел,
что в нескольких километрах с неба падает что-то блестящее. Спрашивают
у меня: что это может быть? Я вопросом на вопрос: МиГи давно взлетели?
Гул их был слышен, и я предположил: МиГи сбросили баки. Однако
позже выяснилось, что падали обломки самолета-шпиона.
Приезжаем на КП, мне подают телефонную трубку,
на проводе - заместитель командующего авиацией Войск ПВО генерал
Семенов. Говорит, что Савицкий надеялся на вас, Ментюков, а вы...
Ответил ему - как наводили, дескать, так и действовал. Не договорил,
как на экранах локаторов опять появилась цель. Меня спрашивают:
"Готов еще раз взлететь?" "Какой может быть разговор",
- отвечаю..."
К тому времени U-2 был уничтожен. Но об этом
на КП армии ПВО не знали, Воронов, повторим, промедлил с докладом
примерно 30 минут. В дивизионе, которым командовал майор Шугаев,
напомним, за цель приняли вылетевшую на перехват U-2, пару самолетов
МиГ-19, пилотировавшихся капитаном Борисом Айвазяном и старшим
лейтенантом Сергеем Сафроновым. И открыли огонь. Одной из ракет
самолет Сергея Сафронова был подбит, летчик погиб. Борис Айвазян
сманеврировал, и ракета прошла мимо.
Всего в ходе пресечения полета самолета-шпиона
было выпущено 14 зенитных ракет.
РАЗБОРКИ
А из столицы СССР в Свердловск в 12.00 вылетел
самолет Ту-104. Это была первая, отправившаяся из Внуково после
запрета на полеты гражданской авиации, введенного примерно в 8
часов утра. В Москве собрали солидную комиссию - в нее вошли сотрудники
аппарата ЦК КПСС, военной контрразведки КГБ, офицеры и генералы
Генерального штаба Вооруженных сил и Главного штаба Войск ПВО
страны. Перед ними стояла задача - проанализировать действия боевых
расчетов армии ПВО, собрать и доставить в Москву все останки U-2.
Свердловск на несколько дней стал горячей точкой.
Обратимся еще раз к воспоминаниям Игоря Ментюкова,
пытавшегося атаковать американского разведчика на Су-9: "Вскоре
после того, как стало ясно, что самолет-нарушитель сбит, на аэродром
с командного пункта приехал командующий авиацией армии ПВО генерал-майор
Вовк. Он меня знал, служили вместе в учебном центре в Савослейке,
потому сказал: "Слава богу, Ментюков, что все обошлось".
Он имел в виду, что Пауэрса сбили. Если бы американец ушел, скандал
разгорелся бы крупный.
2 мая по телефону со мной разговаривал (для
этого я прибыл на КП армии ПВО) генерал Савицкий. Он приказал
доложить об атаке нарушителя, а потом сказал, что, если бы не
вы, Ментюков, он бы ушел. "Дракон" считал, что из-за
моей атаки U-2 начал совершать маневр и вошел в зону огня ракетчиков.
Хотя он мог начать маневр, к примеру, для новых фотосъемок".
Пришлось объясняться и капитану Борису Айвазяну.
"Когда случилось несчастье, много ходило
разнотолков по поводу якобы не работавших на наших самолетах ответчиков
"свой-чужой", - вспоминает летчик. - Однако скорее всего
не доработали на земле. Ответчик "свой" на машине Сафронова
был включен и работал. Я сам включил ответчик на его самолете.
Просто на пилотов начальству сваливать было легче: мол, сами виноваты.
Сразу после полета ко мне подошел незнакомый подполковник и дал
дельный совет: по свежим следам описать все, как было. Мне это
пригодилось, когда прибыла комиссия, возглавляемая генералом Павлом
Кулешовым. И меня стали тягать из одного генеральского кабинета
в другой. И каждый требовал письменно изложить, как протекал полет.
Но в конце концов обошлось. Когда в газетах был опубликован указ
о награждении отличившихся при пресечении полета U-2, ко мне подошел
командир полка и сказал: "Что ж, Сереже награда - орден,
а тебе - жизнь..."
Прибывшая комиссия в Свердловск установила
следующее. Самолет-нарушитель пересек государственную границу
в 5 часов 36 минут. Шел на высоте 18-21 тыс. м со скоростью 720-780
км/час. Полет был пресечен в 8 часов 36 минут 2-м дивизионом 57-й
зенитной ракетной бригады, боевой расчет возглавлял майор Михаил
Воронов.
А о причинах гибели Сергея Сафронова в докладной
министру обороны СССР говорится следующее.
"Командующий истребительной авиацией армии
ПВО генерал-майор Боек Ю.С. в 8 часов 43 минуты приказал поднять
с аэродрома "Кольцово" два самолета МиГ-19, однако не
доложил командующему, на главном командном пункте в течение десяти
минут не знали, что истребители в воздухе.
8 часов 53 минуты штурман истребительной авиации
армии полковник Терещенко П.С. обнаружил на экране планшете пару
МиГ-19 и приказал им на высоте 11 000 метров следовать в сторону
огня зенитных ракет. От управления в дальнейшем самоустранился...
9-й отдельный радиотехнический батальон (командир подполковник
Репин И.С.), когда уже нарушитель был сбит, продолжал выдавать
данные на главный командный пункт о его полете на высоте 19 000
метров, тогда как фактически здесь находились МиГ-19 на высоте
11 000 метров.
Неуправляемые истребители возвращались на аэродром
через зону поражения 4-го дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады,
у которого аппаратура опознавания самолетов на РЛС П-12 была неисправна.
Имея информацию, что истребителей в воздухе нет, дивизион (командир
майор Шугаев А.В.) принял их за самолет противника, дал залп ракет,
сбил МиГ-19, пилотируемый старшим лейтенантом Сафроновым С.П.
Причиной гибели летчика послужила плохая работа
боевого расчета главного командного пункта армии ПВО. Начальники
родов и служб не сообщали о принятых решениях на главный командный
пункт, ГКП, в свою очередь, не информировал об обстановке командиров
частей и соединений. В 57-й ЗРБ не знали о нахождении истребителей
в воздухе. Поэтому был сбит самолет Сафронова с включенным ответчиком..."
Сейчас уже очевидно: главная причина всех просчетов
- в несогласованности действий, нехватке опыта у офицеров командных
пунктов, в необычности поединка, развернувшегося, по сути, в стратосфере.
Как могли службы КП синхронно сработать, если таковой синхронизации
они не достигли? Зенитные ракетные части только формировались,
и управлять ими совместно с истребительной авиацией только учились.
И тут без издержек обойтись не удалось...
...В мае 1960 г. был обнародован указ о награждении
военнослужащих, которые пресекли полет самолета-шпиона (кстати,
это был первый указ, подписанный Леонидом Брежневым, который тогда
стал председателем президиума Верховного Совета СССР). 21 человек
удостоился орденов и медалей. Ордена Красного Знамени - старший
лейтенант Сергей Сафронов (слово "посмертно" было опущено)
и командиры зенитных ракетных дивизионов Николай Шелудько и майор
Михаил Воронов.
Источник информации
ВОЗДУШНАЯ БАТАЛИЯ НАД УРАЛОМ.
Анатолий Докучаев. "Независимое военное обозрение",
17 мая 2002
Оригинал
статьи
|
|