Зенитная управляемая ракета 3М8
Как уже отмечалось, основному
разработчику ЗУР (получившей обозначение ЗМ8) – ОКБ-8 было однозначно
задано применение на зенитной управляемой ракете прямоточного
воздушно-реактивного двигателя (ПВРД). Выбор такого типа двигателя
с использованием неагрессивного жидкого топлива представлялся
вполне обоснованным. В качестве окислителя в ПВРД использовался
кислород воздуха, так что в баках ракеты размещалось только горючее
- керосин. ПВРД превосходил ракетные двигатели по удельной тяге
в пять и более раз. Для скоростей полета ракеты в 3-5 раз превышающих
звуковую ПВРД характеризовался наименьшим расходом горючего на
единицу тяги даже в сравнении с турбореактивным двигателем. По
сравнению с ним конструкция прямоточного двигателя представлялась
поразительно простой, он был и намного дешевле. Едва ли не единственным
недостатком ПВРД считалась неспособность создавать значительную
тягу на дозвуковых скоростях при отсутствии необходимого скоростного
напора на входе в воздухозаборник, что не позволяло ограничиться
применением только ПВРД на ракетах, стартующих с Земли.
В ракетостроении помимо
множества нереализованных проектов с ПВРД были реально летавший
самолет-снаряд "Навахо" и серийные зенитные ракеты "Бомарк",
"Супер Бомарк", "Бладхаунд", "Тейлос".
В нашем отечестве к концу
пятидесятых годов наибольший опыт в проектировании и отработке
ПВРД был накоплен в ОКБ-670 Госкомитета по авиационной технике
(ГКАТ) коллективом во главе с главным конструктором М.М.Бондарюком.
Самой значительной их работой было создание сверхзвукового ПВРД
для межконтинентальной крылатой ракеты С.А.Лавочкина "Буря",
успешно отработанного как на стендах, так и в летных испытаниях.
Велись проработки двигателей для аналогичной ракеты В.М.Мясищева
"Буран", а также для других летательных аппаратов. Правда,
имеющийся опыт был несколько односторонен – двигатели разрабатывались
для маломаневренных аппаратов, совершающих полет с постоянной
скоростью практически на одной и той же высоте.
С учетом невозможности
работы ПВРД на малых скоростях ракета 3М8 была выполнена по двухступенчатой
схеме. Для обеспечения условий запуска прямоточного двигателя
твердотопливные ускорители разгоняли ракету до скорости, соответствующей
числу М=1,5...2.
|
Проекции ЗУП 3М8 © Missile.Index |
К концу пятидесятых годов
уже имелись сведения о неустойчивом характере работы прямоточных
двигателей при больших углах атаки. В то же время, для зенитной
ракеты, предназначенной для поражения высокоманевренных самолетов
фронтовой авиации, требовалась реализация поперечных перегрузок
порядка восьми единиц. Это в значительной мере определило выбор
общей схемы ракеты. Для второй (маршевой) ступени была принята
компоновка с поворотным крылом, которая обеспечивала возможность
создания достаточной подъемной силы при небольших углах атаки
корпуса ракеты. Сам корпус маршевой ступени ракеты представлял
собой сверхзвуковой прямоточный двигатель 3Ц4 – трубу с остроконечным
центральным телом, кольцевыми форсунками и стабилизаторами горения.
На предыдущих ракетах подобных схем большая часть систем и агрегатов
размещалась по кольцевой схеме во внешнем корпусе ПВРД. Однако
ряду элементов, например, боевой части, подобная компоновка была
явно противопоказана. В центральном теле воздухозаборника с диаметром
цилиндрической части 450 мм помимо осколочно-фугасной боевой части
3Н11 массой около 150 кг располагались радиовзрыватель 3Э26 и
шаровой баллон воздушного аккумулятора давления. В передней части
центрального тела предполагалась установка головки самонаведения.
Центральное тело было незначительно заглублено во внутренний объем
корпуса ракеты. Далее располагались ажурные конструкции из кольцевых
и радиальных элементов – спрямляющие решетки, блоки форсунок,
стабилизаторы горения. В кольцевом корпусе двигателя с наружным
диаметром 850 мм начиная от его передней кромки располагались
баки с керосином, примерно посредине длины – рулевые машинки,
крепление крыльев, а ближе к задней кромке – блоки аппаратуры
системы управления (СУ).
Поворотные крылья размахом
2206 мм размещались по "Х"-образной схеме и могли отклоняться
гидропневматическим рулевым приводом в диапазоне +/-28 град. Хорда
крыла составляла 840 мм у основания, 500 мм на законцовке. Стреловидность
по передней кромке составляла 19 град. 38', по задней кромке –
-8 град. 26' (отрицательная), суммарная площадь обоих консолей
(поворотных частей) в одной плоскости – 0,904 кв. м.
Стабилизаторы размахом
2702 мм устанавливались по "+" – образной схеме. Хорда
860 мм у основания, 490 мм на законцовке. Передняя кромка – со
стреловидностью 20 град., задняя кромка – прямая, суммарная площадь
двух консолей в одной плоскости – 1,22 кв. м.
Длина ракеты составляла
8436 мм, диаметр 850 мм.
При стартовом весе 2455
кг начальный вес второй (маршевой) ступени составлял около 1400
кг, из которых примерно 270 кг приходилось на горючее – керосин
Т-1 (или ТС) и 27 кг на изопропилнитрат.
Подача горючего обеспечивалась
турбонасосным агрегатом С5.15 (на первых образцах – С2.727),
работавшем на монотопливе – изопропилнитрате. Это унитарное
топливо в сравнении с ранее широко использовавшейся в ракетной
технике перекисью водорода при несколько меньшей плотности (примерно
на четверть) имело большую энергетику и, что более важно, было
стабильней безопасней в эксплуатации.
Каждый из четырех стартовых
двигателей 3Ц5 снаряжался зарядом 4Л11 твердого баллиститного
топлива РСИ-12К весом 173 кг в виде одноканальной шашки длиной
2635 мм при наружном диаметре 248 мм и диаметре канала 85 мм.
Для обеспечения отделения стартовых двигателей от маршевой ступени
на каждом из них в кормовой и носовой части закреплялось по
паре небольших аэродинамических поверхностей, расположенных
под углом к продольной оси двигателя.
На ракете 3М8 вначале
предусматривалось применение комбинированного управления - радиокомандной
системы на основном участке полета и самонаведения на конечном
участке траектории ЗУР. Полуактивная радиолокационная головка
самонаведения должна была работать по отраженному от цели сигналу
импульсного излучения канала сопровождения цели станции наведения
ракет.
|