Зенитная управляемая ракета 3М9
Зенитная управляемая ракета 3М9 комплекса "Куб" в сравнении
ракетой ЗМ8 комплекса "Круг" поражает изяществом своих
очертаний.
Как и ЗУР комплекса "Круг", ракета 3М9 выполнена по
схеме "поворотное крыло". Однако, в отличие от ракеты
ЗМ8, на ЗУР 3М9 для управления дополнительно использовались расположенные
на стабилизаторах рули. В результате реализации данной схемы удалось
уменьшить размеры поворотного крыла, снизить необходимую мощность
рулевых машинок и использовать более легкий пневматический привод
вместо гидравлического.
|
Зенитная управляемая ракета 3М9
на пусковой установке 2П25 Чешской армии |
Ракета была оснащена полуактивной радиолокационной головкой самонаведения
1СБ4, которая захватывала цель со старта, сопровождала ее по частоте
Доплера в соответствии со скоростью сближения ракеты с целью и
вырабатывала управляющие сигналы для наведения ЗУР на цель. ГСН
обеспечивала режекцию прямого сигнала от передатчика подсвета
самоходной установки разведки и наведения и узкополосную фильтрацию
отраженного от цели, сигнала на фоне шумов этого передатчика,
собственно ГСН и подстилающей поверхности. Защищенность головки
самонаведения от преднамеренных помех обеспечивалась также скрытой
частотой поиска цели и возможностью самонаведения на источник
помех в амплитудном режиме работы.
|
Зенитная управляемая ракета 3М9 |
ГСН размещалась в передней части ракеты, при этом диаметр антенны
приближался к размеру ми деля ЗУР. За ГСН устанавливалась боевая
часть, а далее - аппаратура автопилота и двигатель.
Как уже отмечалось, ракета была оснащена комбинированной двигательной
установкой. Впереди распо лагался камера газогенератора с зарядом
двигателя маршевой (второй) ступени 9Д16К. Для твердотопливного
газогенератора невозможно регулировать расход топлива в соответствии
с фактическими условия ми полета, так что выбор формы заряда осуществлялся
исходя из условной типовой траектории, которую в те годы разработчики
считали наиболее вероятной при боевом применении ракеты. Номинальная
продолжительность работы немного превышала 20 секунд, масса топливного
заряда (длиной 760 мм) составляла около 67 кг. Состав разработанного
НИИ-862 топлива ЛК-6ТМ характеризовался большим избытком горючего
по отношению к окислителю. Продукты сгорания заряда газогенератора
поступали в камеру дожигания, где остатки горючего сгорали в потоке
воздуха, входящего через 4 воздухозаборника. Входные устройства
воздухозаборников, рассчитанных на сверхзвуковые условия работы,
оснащались коническими центральными телами. На стартовом участке,
до включения маршевого двигателя, выходы каналов воздухозаборников
в камеру дожигания были закрыты стеклопластиковыми заглушками.
В камере дожигания размещался твердотопливный заряд стартовой
ступени - обычная шашка с бронированными торцами (длиной 1,7 м
и диаметром 290 мм, с цилиндрическим каналом диаметром 54 мм)
из баллиститного топлива ВИК-2 массой 172 кг. Так как газодинамические
условия работы твердотопливного двигателя на стартовом участке
и ПВРД на маршевом участке требовали различной геометрии сопла
камеры дожигания, по завершении работы стартовой ступени (длительностью
3-6 секунд) предусматривался отстрел внутренней части соплового
аппарата со стеклопластиковой решеткой, удерживающей стартовый
заряд.
Надо отметить, что именно в ракете 3М9 подобная конструкция впервые
в мире была доведена до стадии серийного выпуска и принятия на
вооружение. В дальнейшем, после специально организованного похищения
израильтянами нескольких ракет 3М9 в ходе войны 1973 года на Ближнем
Востоке, советская ЗУР послужила прототипом при создании ряда
зарубежных зенитных и противокорабельных ракет.
Применение ПВРД обеспечило поддержание большой скорости ракеты
3М9 на всей траектории, что способствовало обеспечению высокой
маневренности. При проведении учебных и контрольно-серийных пусков
ракет систематически достигалось прямое попадание в цель, что
случалось крайне редко при применении других относительно крупных
зенитных ракет.
Подрыв осколочно-фугасной боевой части 3Н12 массой 57 кг (разработка
НИИ-24) производился по команде автодинного двухканального радиовзрывателя
непрерывного излучения 3Э27, созданного в НИИ-571.
Ракета обеспечивала поражение целей, маневрирующих с перегрузкой
до 8 ед., но при этом происходило снижение вероятности поражения
таких целей в зависимости от различных условий до 0,2-0,55, тогда
как вероятность поражения неманеврирующих целей находилась в пределах
0,4-0,75.
Длина ракеты составляла около 5,8 м при диаметре 330 мм. Для
обеспечения перевозки собранной ракеты в контейнере 9Я266
применили складывание левых и правых консолей стабилизаторов навстречу
друг другу.
|