История создания
|
|
|
Экспериментальная
самоходная пусковая установка ЗРК "Бук" |
|
|
В 1962-1963 г.г. в МКБ "Вымпел" трудно идет отработка
ракеты ЗМ9. Главный конструктор Ляпин А.Л.
постоянно находится на полигоне в Донгузской. Все КБ и производство
прилагают неимоверные усилия к безусловному решению сложнейших
технических задач - "научить" ракету ЗМ9 летать, завершить
летные испытания и передать документацию на ракету в серийное
производство в заданные сроки. Образовался временный вакуум в
разработке новых вариантов ракетной техники, - в создании задела
на будущее.
В один из осенних дней 1963 года, когда Главный конструктор
вернулся с полигона на 1-2 дня, предприятие посетил Заместитель
Министра авиационной промышленности Куприянов Б.В. и представил
руководящему звену и ведущим специалистам Дмитрячкова Ф.С., назначенного
1-м заместителем Главного конструктора, поручив ему срочно заняться
новыми перспективными разработками ракетной техники, давая возможность
Главному конструктору спокойно завершить работы по ракете ЗМ9.
Сразу же по приказу Главного конструктора была организована
комплексная бригада, а затем отдел проектов №3 под руководством
ведущего конструктора Государева В.А., куда были переведены молодые,
но имеющие опыт конструкторской работы, инженеры и
техники из различных подразделений КБ. Среди них:
Зайцев А.Г., Магурдумов Э.Г,, Захаров Ю.К., Косицин Б.А., Ягнюк
Г.К., Полищук Ю.М., Колосов А.Н., Павлов Б.И., Вавилов И.А., Бабурина
О.Д., Бегетов В.Н. и другие.
Отделу была поручена срочная работа - разработать по заданию
МАП и ГРАУ проект экспериментальной ракеты класса земля-воздух
с пороховым твердотопливным двигателем для зенитного ракетного
комплекса "Бук", который
должен обладать повышенными характеристиками по сравнению с комплексом
"Куб" за счет:
- применения ракеты с РДТГ;
- повышения боеготовности, за счет использования в качестве
пусковой установки ракет герметизированного транспортно-пускового
контейнера;
- повышения маневренности и проходимости комплекса путем перевода
его на колесное плавающее шасси разработки Гл. Конструктора
Астрова Н.А.
Руководя разработкой, Дмитрячков Ф.С. сплотил вокруг себя коллектив
отдела и заразил идеей быстро разработать ракету и транспортно-пусковой
контейнер.
В течение 2-х с небольшим лет отделом №3 был разработан проект
с участием НИИАС (моделирование, измерения), НИИ-1 (двигатель),
3-й МПЗ, ныне АО "Авионика" (автопилот), НИАТ и других
смежников; выпущена чертежно-техническая документация на экспериментальную
ракету ЗМ9 М40 и контейнер П1. Производством изготовлено
10 ракет и контейнер, смонтированный на вездеходе. После проведения
минимально достаточного объема наземных испытаний с участием 1284
военного полигона Министерства обороны. (ГРАУ) в октябре-декабре
1965 года было выполнено 5 пусков ракет на площадке №1 в Фаустово
с самоликвидацией их в пределах полигона.
Поставленная задача была выполнена. Была подтверждена возможность
создания такого варианта ракеты и комплекса вцелом с пуском ракет
из контейнера. После ухода Дмитрячкова Ф.С. на другое предприятие
работа была закрыта, а апробированная идея стрельбы зенитными
ракетами из транспортно-пускового контейнера нашла реальное воплощение
лишь спустя более 2-х десятков лет на других предприятиях. А на
вооружение поступил ЗРК "Бук"
с самоходной огневой установкой с открытым размещением ракет.
Источники
информации
Брошюра "50 лет ГосМКБ "Вымпел" им. И.И. Торопова".
Москва, 1999
|