Проектирование 30-мм шестистволь-юй
установки было начато по Постановлению № 801-274 от 15.07.1963
г. и тактико-техническому заданию, утвержденному зам. главкома
ВМФ 22.02.1963 г. Разработчиком установки и головным по системе
назначили ЦКИБ СОО — Центральное конструкторское испытательное
бюро спортивно-охотничьего оружия (главный конструктор — Кнебельман
М. С.), автомата — конструкторское бюро приборостроения (главный
конструктор — Грязев В. П.), радиолокационной системы управления
«Вымпел» МР-123 — КБ завода «Топаз» (главный конструктор — Егоров
В. П.), гидропривода Д-213 — филиал ЦНИИ-173(В настоящее время
ВНИИ «Сигнал»).
|
30-мм шестиствольная установка АК-630М |
Конструкторами КБП Грязевым В. П. и Шипуновым А. Г. был спроектирован
шестиствольный автомат АО-18. Шесть стволов, заключенных в блок,
имеют единую автоматику. Характерной особенностью является непрерывная
работа автоматики в процессе стрельбы, которая обеспечивается
газоотводным двигателем, использующим энергию пороховых газов,
подводимых поочередно из каналов стволов в его газовую камеру,
благодаря чему отпадает надобность в дополнительном источнике
энергии. Два поршня двигателя, связанные единым штоком, совершая
под действием пороховых газов возвратно-поступательное движение,
через кривошипно-шатунный механизм и шестеренчатую передачу затыльника
обеспечивают вращательное движение блока стволов. За один ход
поршней (один выстрел) блок стволов поворачивается на 60 град.
Шесть одинаковых затворов, размещенных в продольных пазах центральной
звезды, имея принудительное возвратно-поступательное движение,
обеспечиваемое замкнутым винтовым копирным устройством, осуществляют
досылание патрона, запирание канала ствола, выстрел и экстрактирование
гильзы или осечного патрона.
Наличие вращающегося блока стволов с общей автоматикой дает возможность
максимально совместить по времени операции перезаряжания и тем
самым получить высокий темл стрельбы.
Питание автомата — непрерывное ленточное. Лента состоит из стальных
звеньев, расщепляющихся при стрельбе. Лента подается из магазина,
который первоначально был плоским (затем ввели круглый магазин).
Забегая вперед, скажем, что установки с плоским магазином до принятия
на вооружение имели индекс А-213, а затем АК-630, а установки
с круглым магазином — А-213М и АК-630М соответственно. Оба магазина
(в окончательном варианте) вмещают по 2000 патронов в ленте. На
части кораблей с установками АК-630М в барбете кроме круглого
магазина размещается бункер с дополнительным боекомплектом на
1000 патронов, снаряженных в ленту.
При темпе стрельбы 5000 выстр./мин. серьезной проблемой становится
охлаждение стволов. Было испытано несколько способов охлаждения,
в том числе изготовлен и отстрелян специальный патрон с охлаждающей
жидкостью. В окончательном варианте отказались от всех способов
внутреннего охлаждения ствола и оставили только наружное охлаждение,
которое происходит путем прогонки дистилированной воды или антифриза
между кожухом и стволами.
Наведение установки осуществляется системой электрогидравлических
приводов А213 для корабельных сетей питанием 220 В, 400 Гц, и
Д213-50 для корабельных сетей 380 В, 50 Гц.
Приводы обеспечивают автоматическое слежение за целью с ошибками,
не превышающими 3—4 т. д.(т.д. — тысячная дистанции)
Сверху над вращающейся частью установки надет обтекатель из стеклопластика,
который служит для защиты механизмов от заливания морской водой
и от атмосферных осадков.
Артиллерийский комплекс «А-213-Вымпел-А», являющийся средством
самообороны кораблей, может быть использован для поражения воздушных
целей на наклонной дальности до 4000 м и легких надводных сил
противника на дистанциях до 5000 м.
Система МР-123 «Вымпел» обеспечивает управление одной или одновременно
двумя артустановками 30-мм калибра или двумя разнокалиберными
(30 и 57 мм) артустановками.
В системе ПУС имеется телевизир, обеспечивающий наблюдение за
морской целью типа катера пр.205 на дистанции до 7,5 км и воздушной
целью типа истребитель МиГ-21 на дистанции до 7 км (в зависимости
от погодных условий).
На случай выхода из строя РАС, в системе «Вымпел» предусмотрен
резервный пост управления стрельбой в виде визирной колонки с
кольцевым (коллиматорным) прицелом. Этот пост управления является
основным при расстреле плавающих мин и при стрельбе артустановок
А-213, находящихся на десантных кораблях, по открытым береговым
целям при высадке десанта.
Артустановка А-213 при боевом использовании полностью автоматизирована.
Все операции по включению и выключению электропитания и системы
охлаждения, управлению приводами наведения и стопором по-походному,
наблюдению за работой систем артустановки и расходом боеприпаса,
заряжанию автомата, а также открытию и прекращению огня производятся
дистанционно с центрального поста управления.
Заводские испытания первых двух образцов А-213 были начаты в
конце 1964 года на полигоне завода № 535 и продолжались с перерывами
до 30 марта 1966 года.
Государственные корабельные испытания АУ А-213 были начаты 18
мая 1971 года в районе Севастополя на экспериментальном катере
пр.205ПЭ (заводской № 110).
В связи с недостатками системы МР-123 «Вымпел» 20 октября 1971
года испытания были прерваны. После доработки системы «Вымпел»
испытания продолжены с 29 марта по 20 сентября 1972 года.
Интересно, что в ходе испытаний на катере, заводской № 110, система
«Вымпел» управляла стрельбой как А-213, так и 57мм двухорудийной
автоматической установки АК-725.
|
|
|
На корме катера Пр.
1241 «Молния» 2 30-мм автоматические установки АК-630М с шестиствольной
пушкой АО-18 и боекомплектом по 2000 снарядов |
|
|
Вот один из эпизодов испытаний — стрельба 18 августа 1972 года
по управляемой воздушной мишени Ла-17М. Огонь по мишени вела только
А-213, управляемая системой «Вымпел». АУ АК-725 не стреляла, так
как была вне стрельбовых углов. Скорость цели — 230 м/с, высота
— 1050 м. Огонь по Ла-17М был открыт на максимальной текущей наклонной
дальности, равной 5062 м (упрежденная точка встречи 3800). Было
проведено три очереди — 32, 39 и 42 выстрела с перерывами между
ними по 3 сек., а на текущей дистанции 2220 м открыт непрерывный
огонь и произведено 542 выстрела. Всего стрельба длилась 17 секунд
и израсходовано 665 выстрелов. Цель была поражена и упала в море
в 10 км от катера.
Стрельба 22 августа 1972. года была менее удачна. По мишени Ла-17М,
летящей на высоте 1200 м со скоростью 230 м/с, вели огонь обе
установки, управляемые «Вымпелом». Стрельба начата на максимальной
текущей наклонной дальности около 5 км (упрежденная точка встречи
3700 м). А-213 сделала две очереди 40 и 44 выстрела с перерывом
в 3 сек., а 57-мм АК-725 — 30 выстрелов, после чего пропало бортовое
питание катера, и стрельба обеих установок прекратилась. Тем не
менее мишень была повреждена, так как перестала слушаться радиокоманд,
поэтому стрельба зачтена на «отлично». А мишень добили истребители
МиГ-19.
Кроме Ла-17М в качестве мишеней применялись и низколетящие малоразмерные
мишени РМ-15.
По результатам испытаний для стрельбы по скоростным воздушным
целям в МР-123 был введен режим стрельбы: 4—5 очередей по 20—25
выстрелов каждая с предельной дальности и очередь в 400 выстрелов
на дистанции наиболее эффективного поражения, с перерывом между
очередями 3—5 секунд.
По результатам испытаний 1972 года комплекс был вновь доработан
и снова испытан с 4 июня по 23 августа 1973 года. Официально же
А-213 принята на вооружение под индексом АК-630 приказом главкома
ВМФ № 05 от 6 января 1976 года.
Как уже отмечалось, АУ АК-630 имела плоский магазин, но в связи
с необходимостью уменьшения габаритов ее подбашенного помещения
для обеспечения более рационального размещения АУ на вновь строящихся
кораблях был спроектирован круглый магазин. АУ с круглым магазином
получила индекс А-213М, все остальные узлы и тактико-технические
характеристики ее не изменились по сравнению с А-213.
Опытный образец А-213М прошел заводские и полигонные испытания,
по результатам которых А-213М была доработана и в 1972 году запущена
в серийное производство.
С 16 ноября по 7 декабря 1979 года на Балтийском море были проведены
Государственные корабельные испытания А-213М с ПУС МР-123/176(
Модернизированная система МР-123, способная управлять огнем двух
АК-630 или одной АК-630 и одной 76-мм установкой АК-176). АУ А-213
установили на головном ракетном катере пр.1241-1 (заводской №
401).
Официально А-213М принята на вооружение приказом главкома ВМФ
№ 0189 от 26.08.1980 г. под названием АК-630М
Серийное производство А-213 (АК-630) и А-213М (АК-630М) велось
на заводе № 535 в Туле. В 1969 году было изготовлено 4 штуки,
в 1970 году — 12, в 1971 году — 14, в 1972 году - 37 и т. д.
Размещение АУ АК-630 и АК-630М предусматривалось более чем на
сорока проектах различных кораблей от авианесущих крейсеров пр.
1143 и атомного крейсера «Киров» до ракетных катеров.
В ходе модернизации эти АУ получили и корабли старой постройки:
крейсера пр.686ис «Жданов» и «Сенявин», БПК пр.61М и другие.
Источник информации:
|