|
30-мм автоматическая установка АК-630М
1-2 «Рой» на торпедном катере Р-44 (Пр. 206.6) |
В 70-х годах началась разработка противокорабельных
крылатых ракет, летящих на сверхмалых высотах со сверхзвуковой
скоростью, которые должны были иметь защшценную броней многослойную
боевую часть и возможность выполнить на конечном участке траектории
сложные противозенитные маневры. При подобной маневренности практически
невозможно рассчитать точку прицеливания с требуемой точностью,
поэтому для надежного отражения атак таких ракет нужно существенно
увеличить темп стрельбы установки с целью создания достаточно
плотного поля снарядов в расчетном «окне» подхода противокорабельной
ракеты.
|
30-мм автоматическая установка АК-630М
1-2 «Рой» на ракетном катере. Фото из журнала ARMS №2, 2000 |
Исследования, проведенные в КБ11, НИИ-61
и других организациях, показали, что темп стрельбы 5000 выстр/мин.
является предельным для шестиствольного автомата типа АО-18. Для
дальнейшего повышения темпа стрельбы могло быть два пути: во-первых,
использовать новые конструктивные схемы автомата, например, сочетать
многоствольную схему с револьверной, или использовать жидкое взрывчатое
вещество в качестве метательного заряда, что сразу решает ряд
проблем, в том числе экстракцию гильз. Были по крайней мере проработки
телескопических боеприпасов, где снаряд помещался внутри гильзы,
окруженный взрывчатым веществом метательного заряда. За рубежом
и у нас рассматривались и иные варианты конструкции автомата и
боеприпасов. Но самым простым путем повышения темпа стрельбы было
увеличение числа блоков 30мм стволов с одного до двух. Разработка
30-мм двухавтоматной установки АК-630М1-2 была начата по решению
ВПК № 197 от 8.06.1983 г. согласно ТТЗ, утвержденному 9 декабря
1983 года зам. главкома ВМФ. Позже эта установка получила название
«Рой». Согласно тому же решению ВПК (№ 197) были начаты работы
по 30-мм автомату «повышенной надежности» ГШ-6-30K(ГШ - Грязев
- Шипунов), имевшему те же основные характеристики, что и АО-18.
В 1986 году были успешно проведены заводские испытания ГШ-6-З0К.
Согласно постановлению комиссии новый автомат обеспечивал гарантийный
ресурс до 12 тысяч выстрелов, после чего падение начальной скорости
составляло 6%. Модернизированный автомат был рекомендован для
установки в АУ АК-630М и АК-630М1-2.
|
АК-630 со снятым обтекателем:
1. Маска. 2. Автоматы ГШ-6-З0К. 3. Газовый компенсатор. 4.
Станок. 5. Погон. 6. Барабан. 7. Люлька. 8. Гильзоотвод.
9. Патронная лента |
Проектирование АК-630М1-2 велось в ЦКИБ
СОО под руководством В. И. Бакалева. Согласно проекту габаритно-весовые
и тактико-технические характеристики АК-630М1-2 позволяли с принятием
ее на вооружение ВМФ прекратить производство АК-630М, а также,
в случае необходимости, разместить ее на ранее построенных кораблях
взамен АУ АК-630М без изменения корабельных конструкций, кроме
крепления в штатном корабельном барбете АК-630М второго магазина
на 2000 патронов. Это было допустимо за счет рационального размещения
двух штатных автоматов ГШ-6-З0К в вертикальной плоскости, а также
за счет максимально возможного использования деталей и узлов от
АУ АК-630М (около 70%), в том числе погона и барабана, полностью
унифицированных как по габаритам, так и по местам крепления к
корабельным конструкциям.
Наведение автоматов осуществляется силовыми
следящими электрогидравлическими приводами Д-219 со статической
ошибкой наведения до 2 т. д. Стрельба из АУ программируется.
|
Антенна радиолокационной станции
управления огнем МР-123 |
Наведение на цель осуществляется дистанционно
от радиолокационной системы МР-123АМ2 или от оптической прицельной
станции «ФОТ». МР-123/176М2 -это модернизированная система МР-123/
176. Оба автомата ГШ-6-З0К размещены в одной люльке один над другим.
Люлька представляет собой сварную конструкцию
из алюминиевого сплава.
Режим стрельбы одного автомата ГШ-6-З0К:
6 очередей по 400 выстрелов с перерывами по 5—6 или по 200 выстрелов
с перерывами 1—1,5 с.
|
Опытный образец установки АК-630М1-2
"Рой" в экспозиции военной продукции ОАО "АК
"Туламашзавод" © Саид Аминов |
С 19 марта 1984 года по 30 ноября 1984
года опытный образец АК-630М1-2, изготовленный на Тульском машиностроительном
заводе (ныне ОАО "АК "Туламашзавод"), проходил
заводские испытания. В дальнейшем его установили на торпедном
катере Р-44 пр. 206.6 (заводской номер 242). Причем замена АК-630М
на АК-630М1-2 была проведена не в заводских, а в корабельных условиях.
В ходе стрельб летом 1989 года на Черном море АК-630М1-2 показал
себя достаточно эффективным средством. В качестве мишеней были
использованы Ла-17К и ПТУРС «Фаланга-2», имитировавшие ПКР «Гарпун».
Установка «Рой» успешно сбивала «фаланги», летевшие на высоте
около 10 м, для сбития «фаланги» требовалось в среднем около 200
снарядов. Тем не менее в серийное производство установка не пошла
и осталась на вооружении только одного катера.
|
Опытный образец установки АК-630М1-2
"Рой" |
Главной причиной неудачи АК-630М1-2 было
появление серьезного конкурента — артиллерийско-ракетных комплексов
ЗМ87 «Кортик» и «Палаш»,
которые, как предполагалось, должны были занять место АК-630М
в производстве.
Тем не менее в 1993-1995 годах АУ АК-630М1-2
успешно рекламировались различными российскими организациями за
рубежом и предлагались на экспорт. Однако данных о заключении
каких-либо сделок по продаже АК-630М1-2 нет. Что касается катера
Р-44, то к концу 1995 года он находился в Севастополе.
АК-630М1-2 "Дуэт"
|
|
Опытный образец установки АК-630М1-2
"Дуэт". Фотографии Евгения Ерохина и Дениса Евстафьева |
Во время Международного военно-морского салона ИМДС-2007, проходившего
27 июня - 1 июля 2007г. в Санкт-Петербурге, был представлен новый
образец артустановки АК-630М1-2 с новым именем "Дуэт".
Разработка тульского ОАО "АК "Туламашзавод". Внешний
вид обновленной артустановки соответствует последним веяниям в
области снижения радиолокационной и иной заметности. Также стволы
зенитных автоматы прикрыты общим кожухом. По информации, опубликованной
в статье Ю.Авдеева "Оборонка" в обороне..." (Красная
звезда, 13.04.2007), в "Дуэте" кроме технологии "Стелс"
применена система цифрового электропривода. В начале 2007 года
был изготовлен и начал испытания опытный образец АК-630М1-2 "Дуэт",
который предприятие и представило этим летом в Санкт-Петербурге.
В данной статье приводится информация, что финансирование работ
по созданию "Дуэта" ОАО "АК "Туламашзавод"
провело исключительно за счет собственных средств.
Источник информации:
"Огненый
рой на ближнем рубеже". Военный Парад №28, 1998
Ю.Авдеев
"Оборонка" в обороне..." // Красная звезда, 13.04.2007
|