30-мм АВТОМАТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
АК-630М1-2 «РОЙ»
 
   
  ГЛАВНАЯ  
 
 
  История создания  
  Источники  
   
 
Счетчики
 
 
 
 

 

 

     
 
30-мм автоматическая установка АК-630М 1-2 «Рой» на торпедном катере Р-44 (Пр. 206.6)

В 70-х годах началась разработка противокорабельных крылатых ракет, летящих на сверхмалых высотах со сверхзвуковой скоростью, которые должны были иметь защшценную броней многослойную боевую часть и возможность выполнить на конечном участке траектории сложные противозенитные маневры. При подобной маневренности практически невозможно рассчитать точку прицеливания с требуемой точностью, поэтому для надежного отражения атак таких ракет нужно существенно увеличить темп стрельбы установки с целью создания достаточно плотного поля снарядов в расчетном «окне» подхода противокорабельной ракеты.

30-мм автоматическая установка АК-630М 1-2 «Рой» на ракетном катере. Фото из журнала ARMS №2, 2000

Исследования, проведенные в КБ11, НИИ-61 и других организациях, показали, что темп стрельбы 5000 выстр/мин. является предельным для шестиствольного автомата типа АО-18. Для дальнейшего повышения темпа стрельбы могло быть два пути: во-первых, использовать новые конструктивные схемы автомата, например, сочетать многоствольную схему с револьверной, или использовать жидкое взрывчатое вещество в качестве метательного заряда, что сразу решает ряд проблем, в том числе экстракцию гильз. Были по крайней мере проработки телескопических боеприпасов, где снаряд помещался внутри гильзы, окруженный взрывчатым веществом метательного заряда. За рубежом и у нас рассматривались и иные варианты конструкции автомата и боеприпасов. Но самым простым путем повышения темпа стрельбы было увеличение числа блоков 30мм стволов с одного до двух. Разработка 30-мм двухавтоматной установки АК-630М1-2 была начата по решению ВПК № 197 от 8.06.1983 г. согласно ТТЗ, утвержденному 9 декабря 1983 года зам. главкома ВМФ. Позже эта установка получила название «Рой». Согласно тому же решению ВПК (№ 197) были начаты работы по 30-мм автомату «повышенной надежности» ГШ-6-30K(ГШ - Грязев - Шипунов), имевшему те же основные характеристики, что и АО-18. В 1986 году были успешно проведены заводские испытания ГШ-6-З0К. Согласно постановлению комиссии новый автомат обеспечивал гарантийный ресурс до 12 тысяч выстрелов, после чего падение начальной скорости составляло 6%. Модернизированный автомат был рекомендован для установки в АУ АК-630М и АК-630М1-2.

АК-630 со снятым обтекателем:
1. Маска. 2. Автоматы ГШ-6-З0К. 3. Газовый компенсатор. 4. Станок. 5. Погон. 6. Барабан. 7. Люлька. 8. Гильзоотвод.
9. Патронная лента

Проектирование АК-630М1-2 велось в ЦКИБ СОО под руководством В. И. Бакалева. Согласно проекту габаритно-весовые и тактико-технические характеристики АК-630М1-2 позволяли с принятием ее на вооружение ВМФ прекратить производство АК-630М, а также, в случае необходимости, разместить ее на ранее построенных кораблях взамен АУ АК-630М без изменения корабельных конструкций, кроме крепления в штатном корабельном барбете АК-630М второго магазина на 2000 патронов. Это было допустимо за счет рационального размещения двух штатных автоматов ГШ-6-З0К в вертикальной плоскости, а также за счет максимально возможного использования деталей и узлов от АУ АК-630М (около 70%), в том числе погона и барабана, полностью унифицированных как по габаритам, так и по местам крепления к корабельным конструкциям.

Наведение автоматов осуществляется силовыми следящими электрогидравлическими приводами Д-219 со статической ошибкой наведения до 2 т. д. Стрельба из АУ программируется.

Антенна радиолокационной станции управления огнем МР-123

Наведение на цель осуществляется дистанционно от радиолокационной системы МР-123АМ2 или от оптической прицельной станции «ФОТ». МР-123/176М2 -это модернизированная система МР-123/ 176. Оба автомата ГШ-6-З0К размещены в одной люльке один над другим.

Люлька представляет собой сварную конструкцию из алюминиевого сплава.

Режим стрельбы одного автомата ГШ-6-З0К: 6 очередей по 400 выстрелов с перерывами по 5—6 или по 200 выстрелов с перерывами 1—1,5 с.

Опытный образец установки АК-630М1-2 "Рой" в экспозиции военной продукции ОАО "АК "Туламашзавод" © Саид Аминов

С 19 марта 1984 года по 30 ноября 1984 года опытный образец АК-630М1-2, изготовленный на Тульском машиностроительном заводе (ныне ОАО "АК "Туламашзавод"), проходил заводские испытания. В дальнейшем его установили на торпедном катере Р-44 пр. 206.6 (заводской номер 242). Причем замена АК-630М на АК-630М1-2 была проведена не в заводских, а в корабельных условиях. В ходе стрельб летом 1989 года на Черном море АК-630М1-2 показал себя достаточно эффективным средством. В качестве мишеней были использованы Ла-17К и ПТУРС «Фаланга-2», имитировавшие ПКР «Гарпун». Установка «Рой» успешно сбивала «фаланги», летевшие на высоте около 10 м, для сбития «фаланги» требовалось в среднем около 200 снарядов. Тем не менее в серийное производство установка не пошла и осталась на вооружении только одного катера.

Опытный образец установки АК-630М1-2 "Рой"

Главной причиной неудачи АК-630М1-2 было появление серьезного конкурента — артиллерийско-ракетных комплексов ЗМ87 «Кортик» и «Палаш», которые, как предполагалось, должны были занять место АК-630М в производстве.

Тем не менее в 1993-1995 годах АУ АК-630М1-2 успешно рекламировались различными российскими организациями за рубежом и предлагались на экспорт. Однако данных о заключении каких-либо сделок по продаже АК-630М1-2 нет. Что касается катера Р-44, то к концу 1995 года он находился в Севастополе.

АК-630М1-2 "Дуэт"

Опытный образец установки АК-630М1-2 "Дуэт". Фотографии Евгения Ерохина и Дениса Евстафьева

Во время Международного военно-морского салона ИМДС-2007, проходившего 27 июня - 1 июля 2007г. в Санкт-Петербурге, был представлен новый образец артустановки АК-630М1-2 с новым именем "Дуэт". Разработка тульского ОАО "АК "Туламашзавод". Внешний вид обновленной артустановки соответствует последним веяниям в области снижения радиолокационной и иной заметности. Также стволы зенитных автоматы прикрыты общим кожухом. По информации, опубликованной в статье Ю.Авдеева "Оборонка" в обороне..." (Красная звезда, 13.04.2007), в "Дуэте" кроме технологии "Стелс" применена система цифрового электропривода. В начале 2007 года был изготовлен и начал испытания опытный образец АК-630М1-2 "Дуэт", который предприятие и представило этим летом в Санкт-Петербурге. В данной статье приводится информация, что финансирование работ по созданию "Дуэта" ОАО "АК "Туламашзавод" провело исключительно за счет собственных средств.

 

Источник информации:

"Огненый рой на ближнем рубеже". Военный Парад №28, 1998

Ю.Авдеев "Оборонка" в обороне..." // Красная звезда, 13.04.2007

 
 

 

 
© Вестник ПВО, 2000
  Вверх
Страница обновлена 22.05.2009