Назад

25.04.2000

Вестник ПВО: Новости

 

C-300 - ЭТО ВСЕГДА ПОЛИТИКА

На прошлой неделе был завершен один из наиболее нашумевших контрактов на поставку российского оружия за рубеж.

Были подписаны акты о передаче Греции российских зенитно-ракетных комплексов С-300ПМУ. Эти установки были куплены Кипром в 1997 г. , однако Анкара добилась того, чтобы С-300 были размещены на Крите, откуда они не смогут поражать цели воздушном пространстве Турции.

Исполнителем контракта выступила финансово-промышленная группа "Оборонительные системы". Между тем у управляющей структуры группы - ОАО "Оборонительные системы" - до сих пор не было прямого контроля над своими основными производителями. С другой стороны, у государства до сих пор нет контроля непосредственно управляющей компании. О реструктуризации своего бизнеса и экспортных перспективах "Оборонительных систем" "Ведомостям" рассказал директор центральной компании ФПГ Сергей Батехин.

ФПГ "Оборонительные системы" была создана в 1997 г. За время ее существования общий объем экспорта группы составил более $1 млрд. В ее состав входят государственные унитарные предприятия, а также акционерные компании, в которых государству принадлежат контрольные или крупные пакеты акций. В состав финансово-промышленной группы входят более двух десятков предприятий - разработчиков и производителей средств ПВО. Основные среди них: Машиностроительное КБ "Факел", ОАО "Московский радиотехнический завод" (МРТЗ) , Московский научно-исследовательский институт приборной автоматики, КБ "Кунцево". Основные акционеры ОАО - предприятия, входящие в ФПГ. Кроме Греции "Оборонительные системы" поставляют С-300 в Китай. Помимо современных комплексов ПВО большой дальности ОС предлагает заказчикам модернизацию ЗРК советского производства С-125 "Печора".

- Ваша компания приняла решение о четвертой эмиссии акций, в ходе которой контрольный пакет ОАО "Оборонительные системы" - центральной компании ФПГ "Оборонительные системы" - будет передан государству. Какова цель этого шага и чем государство будет расплачиваться?

- У этого вопроса есть две стороны - политическая и юридическая. С юридической точки зрения со стороны компании этот шаг на сегодняшний день уже оформлен соответствующими решениями совета директоров и общего собрания акционеров. Решение общего собрания о передаче государству контрольного пакета акций компании принято квалифицированным большинством голосов. В соответствии с этим будет проведена процедура продажи либо обмена акций компании "Оборонительные системы" на активы, которые принадлежат государству. Оно может расплатиться за акции либо деньгами по той цене, о которой мы договоримся, либо, например, госпакетами акций других предприятий, либо любой другой государственной собственностью. Со своей стороны мы все необходимые шаги для начала этой процедуры приняли, и в ближайшее время в правительство будет отправлено официальное обращение компании по этому поводу. Естественно, мы вели предварительные переговоры с представителями государства, и наше предложение получило поддержку.

Вторая часть этого вопроса политическая - зачем это нужно? На самом деле "Оборонительные системы" - одна из немногих компаний в российском военно-промышленном комплексе, в которой государство напрямую до сих пор не участвует. Однако стоит отметить, что государственные предприятия в составе учредителей компании владеют более 70% акций.

Получив контрольный пакет де-юре, государство будет иметь возможность непосредственного управления кооперацией.

- Какой все-таки смысл в том, что вы отдаете контроль над центральной компанией правительству? Ведь теперь вы гораздо больше будете зависеть от чиновничьих раскладов в Белом доме, Российском агентстве по системам управления и т. д. ?

- Как вообще появились "Оборонительные системы"? Существует определенная специфика производства сложных зенитно-ракетных систем, которая заключается в том, что ни одно из наших предприятий не является головным.

В самолетостроении, например, это сборочное предприятие, из ворот которого выкатывается готовое изделие. У нас, чтобы сделать систему, надо иметь минимум 12 - 16 предприятий. Каждое из них является головным в своем направлении: один делает ракету, другой - радиолокационную станцию, еще кто-то - шасси. На определенном этапе развития этот десяток с лишним "головников" собрались и решили, что должен быть кто-то, кто объединит усилия и будет координировать деятельность предприятий.

Раньше это делало государство в лице министерств, ведомств, главков. Когда эту систему ликвидировали, то в некоторых случаях роль этого координатора взяли на себя головные предприятия. В нашем случае эти функции были переданы центральной компании. Вот почему родились "Оборонительные системы".

Сейчас логика развития рынка вооружений и развитие ВПК требует следующего шага.

ФПГ - это добровольное объединение предприятий. Любой директор предприятия, которое является членом ФПГ, конечно, берет на себя какие-то обязательства. Но эти обязательства он берет добровольно. Поэтому он в любой момент может выйти из группы, изменить свою позицию по какому-то вопросу и т. д. На первоначальном этапе, пока предприятия были загружены и имели какой-то запас прочности, это было оправданно. Многие заводы искали и нашли новые направления бизнеса, кроме участия в производстве зенитно-ракетных систем. Но далеко не все. Главным образом потому, что большинство предприятий изначально создавалось для выпуска только одного вида продукции. Поэтому сегодня речь идет об изменении структуры производства, выстраивании четкой вертикали управления предприятиями.

Эту роль кто-то должен взять на себя. Заниматься реструктуризацией предприятий и производства, не имея реальных рычагов управления, просто невозможно.

- Но ведь существует и другая позиция.

Есть конструкторское бюро "Алмаз", разработчик систем С-300 и С-400, которое выступает за создание нового консорциума или холдинга из предприятий, которые будут выпускать зенитные системы следующего поколения - С-400. А "Алмаз" при этом возьмет на себя функции головной организации. То есть существует два подхода к процессу управления предприятиями - ваш и "алмазовский". К тому же ваше предложение с передачей государству контрольного пакета ОАО "Оборонительные системы" и укреплением кооперации по С-300 выглядит как попытка подмять все под себя и создать такую структуру, которую будет просто невозможно оттереть в сторону . ..

- Сразу хочу внести ясность. "Оборонительные системы" не подминают под себя предприятия.

Если бы "ОС" вложили деньги (свои или взятые в кредит - не важно) , купили эти пакеты у государства и не потеряли при этом своей самостоятельности, тогда действительно можно говорить о том, что мы кого-то там под себя подминаем. В данном случае идет процесс выстраивания государственной вертикали управления предприятиями. Государство будет влиять на назначение генерального директора, иметь своих представителей в совете директоров. Государство, оценив наш опыт и опираясь на него, готово сотрудничать на предлагаемых условиях.

Теперь по поводу концепции "Алмаза" и концепции "Оборонительных систем". И та и другая имеет право на существование. Обе они исходят из того, что существующего объема заказов на всех не хватит. Не от хорошей жизни все это происходит. Только экспортными заказами загрузить гигантские производственные мощности невозможно. Раньше производили десятки дивизионов в год, а теперь - один. У каждого разработчика есть свое опытное производство, которое изготавливает опытные образцы вооружений, прежде чем запускать их в серийное производство. И "Алмаз" считает, по всей видимости, что опытного производства хватит для того, чтобы производить комплексы С-300 или С-400. Но это просто физически невозможно.

Нужны соответствующие технологии, кадры.

Но главное, с нашей точки зрения, это вопрос о мобилизационных мощностях. Никто ведь не отменял того, что в случае необходимости мы должны иметь возможность в сжатые сроки серьезно увеличить производство. Потом, на вооружении стоит большое количество комплексов С-300П. Заменить С-300 на С-400 в короткие сроки невозможно. На ближайшие 5 - 10 лет основным боевым ЗРК страны будут С-300П и его модификации. Их надо обслуживать, поставлять запчасти. Есть масса вещей, которые производственная кооперация "Оборонительных систем" будет продолжать делать. Даже если создать параллельно еще одну кооперацию по С-400, "Оборонительные системы" с продуктом С-300 все равно будут существовать. Но создавать параллельную кооперацию просто нерационально. Мы считаем, что те заводы, которые сейчас производят С-300, должны производить и С-400.

И объединение экспортных финансовых потоков по С-300 и государственного финансирования по С-400 поможет решить проблему начала производства комплекса С-400. Я согласен, что существующая кооперация нуждается в некоторой оптимизации:где-то нужно сокращать производство, переносить его на другие заводы, реструктурировать и т. д. Но это не значит, что кооперацию "Оборонительных систем" надо разрушить и собирать новую. Для того чтобы создать производственную кооперацию по С-300, Советский Союз потратил миллиарды рублей и порядка 10 - 15 лет. Так что с нуля создать новую кооперацию по С-400 будет очень сложно.

Кстати, в этой связи мы предложили государству провести тендер. Для того чтобы определить, какая точка зрения более правильная, нужно положить на стол экономические расчеты, посмотреть, сколько будет стоить освоение производства, выпуск этой техники. Нормальный подход, рыночный. У нас вообще по закону о государственном оборонном заказе должны проводиться тендеры по его размещению на предприятиях.

При этом никто не умаляет роли "Алмаза" как головного разработчика - это уникальная структура, она имеет колоссальные традиции, в "Алмаз" вложены гигантские средства. Однако кооперация С-400 должна строиться на основе "трехсоточной".

- Другая проблема, тесно связанная с вашей деятельностью. До сих пор Министерство обороны так и не определилось с тем, какое направление развивать:С-300П, созданные для прикрытия крупных объектов и районов (производитель ФПГ "Оборонительные системы") , или С-300В, предназначенные для защиты непосредственно войсковых группировок (концерн "Антей"). Какая сейчас здесь ситуация?

- Решение этого вопроса состоит из нескольких частей. Первое - необходимо создание единого заказчика по системам ПВО. (До сих пор в Минобороны зенитные комплексы для сухопутных войск заказывает Главное ракетно-артиллерийское управление, для войск ПВО - главком ВВС-ПВО. - "Ведомости"). После этого Минобороны, правительство, президент должны принять главное решение:кто останется. Это самый тяжелый вопрос - ведь его решение тянет за собой закрытие предприятий, увольнения и т. д. Сегодня есть указ президента о едином заказчике, есть соответствующее поручение правительства. Но мы прекрасно понимаем, что существуют многочисленные лоббисты, отстаивающие свои интересы. Но этот вопрос должен быть решен, и мы знаем, что сейчас государство готово его решить. Мы, как коммерческая структура, исходим из того, есть заказ или нет заказа.

Мы исходим из того, что у С-300П есть рынок - как внутренний, так и внешний. В первом случае - обслуживание дивизионов, которые стоят на вооружении. Внешний рынок - обеспечение уже поставленных комплексов и выполнение новых поставок. А систем С-300В за 10 лет за рубеж ни одной так и не было продано. Допустим, государство выберет С-300В как единую систему - нам же не запретят поставлять С-300П на внешний рынок. Точно так же никто не запретит и "Антею" продвигать за рубежом С-300В. Государство должно выбрать то, что ему надо.

А дальше - позволить предприятиям, что называется, выживать самим.

- Вы завершили контракт на поставку ЗРК С-300ПМУ в Грецию (на о. Крит).

Об этом контракте много писали во всем мире, выполнение его оказалось крайне сложным по многим причинам, и в первую очередь - по политическим.

Турция перекрывала проливы, обыскивала корабли. Однако наделавший столько шума контракт был заключен "Росвооружением". Есть ли необходимость "Оборонительным системам" получить самостоятельную экспортную лицензию? У вашего конкурента, концерна "Антей", который поставляет в ту же Грецию комплексы ТОР-М1, ведь она есть?

- Контракт действительно оказался тяжелейшим для выполнения не только по своим техническим параметрам, но и, как вы заметили, по политическим причинам. Кроме того, изменилась страна доставки в ходе контракта - это абсолютно уникальный случай в военно-техническом сотрудничестве России с зарубежными странами. Однако предприятия в составе ФПГ "Оборонительные системы" выполнили заказ, еще раз подтвердив, что слухи о смерти российской оборонки сильно преувеличены.

Что касается самостоятельной экспортной лицензии, то мы считаем, что по большим системам предоставлять право внешнеэкономической деятельности нецелесообразно, так как этот вопрос имеет политическую подоплеку. Поставка автоматов Калашникова, например, радикально военно-политическую ситуацию в регионе не изменит. А поставка комплекса С-300 всегда имеет политическое значение. Допустим, если разместить комплекс на Кипре, то он по своей дальности может достичь прибрежной зоны Турции. И теоретически можно себе представить, что комплекс, стоящий на Кипре, сможет сбивать самолеты над турецкой территорией . ..

- Но ведь "МиГ" продает свои самолеты напрямую. И ничего. Дипломатических скандалов не возникает. Хотя МиГ-29 тоже не автомат Калашникова ...

- Это вопрос эффективности работы системы ВТС. Все директора борются за самостоятельность на внешнем рынке. Но по большим системам самостоятельность мало что дает. У "Росвооружения" есть штат в полторы тысячи человек, наработки, контакты. Этого нет ни у одного из предприятий-спецэкспортеров. Другое дело, что "Росвооружение" не может "мельчить". Поэтому мы вышли на правительство с предложением выдать нам лицензию на внешнеэкономическую деятельность. Но не полномасштабную.

Мы хотим, чтобы государство разрешило нам заниматься сервисным обслуживанием и оставлять запчасти в те страны, куда "Росвооружение" уже продало нашу технику. Здесь политики уже никакой нет, так как комплексы поставлены, остается чистый бизнес. Естественно, в этой ситуации, имея прямые отношения с заказчиком, мы сможем гораздо оперативнее решать все вопросы. Ведь мы теряем рынок из-за того, что не делаем сервисного обслуживания.

Ведь как работает весь мир? За доллар продал систему, еще пять получил за ее обслуживание.

А мы систему поставили и забыли.

- Кроме С-300П вы предлагаете на внешний рынок модернизацию уже поставленных комплексов С-125 "Печора". Есть ли у вас успехи на этом направлении?

- Программу модернизации "Печоры" мы начали полтора года назад. Подхлестнуло ее объявление тендера на модернизацию этих систем, находящихся на вооружении ПВО Египта.

И этот тендер совместно с "Росвооружением" мы выиграли. Другое дело, что от выигрыша тендера до подписания контракта еще надо многое сделать, но это другая история. В целом же мы считаем, что полтора года с момента старта программы до готовности к подписанию контракта на модернизацию серьезной системы - это хороший темп. .Переговоры по модернизации ранее поставленной техники ведутся с целым рядом стран - порядка 50. Кроме Египта это и Индия, и Вьетнам, и даже Польша. И мы рассчитываем, что через полгода, максимум через год, мы выйдем на подписание нескольких контрактов по модернизации "Печор".

Михаил Козырев
"Ведомости", 25 апреля 2000 г.