На главную страницу
List Banner Exchange
15.05.2000

 

 

ВОЙНА С "ПРИЗРАКАМИ"

Позиция ЗРК С-75 во Вьетнаме

Беспилотный самолет - прообраз крылатой ракеты «Томагавк» - был сбит ночью над Хайфоном, в окрестностях Ханоя. А днем в бунгало комиссара вьетнамской дивизии генерал-майор Александр Стучилов увидел две фотокамеры с этого «беспилота». Причем одна из них - целехонькая. Александр Иванович, возглавлявший во Вьетнаме группу советских военных специалистов противовоздушной обороны, давно пытался заполучить подобный трофей. Но вьетнамские товарищи под разными предлогами отказывали в по-восточному вежливой форме. Однажды, правда, расщедрились и предоставили упавший летательный аппарат, предварительно его выпотрошив. Но зачем нужен пустой фюзеляж?

А тут - такой случай. Стучилов взял целую фотокамеру и попросил ее в подарок - в знак, так сказать, дружбы. Тем более что «беспилот» был сбит в тот момент, когда Александр Иванович сопровождал командующего ПВО и ВВС Вьетнама Ле ван Чи в инспекционной поездке по дивизии. Дарение состоялось. «Подарок» вместе с фотопленкой был срочно отправлен в Москву. ГРУ было очень благодарно...

Вообще же эти беспилотные самолеты сбивались редко: они запускались американцами исключительно в разведывательных целях, и вьетнамцы просто не считали нужным тратить на них зенитные ракеты.
Зато на «Фантомы» и Б-52 ракет не жалели - по 2-3 штуки на самолет. В период пребывания там Александра Ивановича - 1968-1969 гг. - было сбито около сотни самолетов. «Маловато», - считает генерал Стучилов...
Для Александра Ивановича на многое есть своя, личная мера. Скажем, пройти в день 100 км на лыжах по сибирской тайге - это много или мало? Для кого-то это невозможно в принципе. Зато Александр Стучилов, будучи школьником, бегал из Омска к родителям на выходные - аккурат «сотка» на лыжах. Понятно, что спустя несколько лет именно он стал чемпионом Сибирского военного округа по лыжам на дистанции 20 км.

А потом начались войны. Сначала финская, потом Великая Отечественная. Александр Иванович командует пулеметным взводом, потом ротой, а вскоре и батальоном лыжников. Для него бои на Ленинградском и Волховском фронтах никогда не были позиционными: обеспечение наших флангов, дерзкие рейды, внезапные налеты... Часто действовал, как говорится, на грани фола. Однажды его лыжный батальон захватил разъезд Водосье, то есть перерезал железную дорогу на Ладожское озеро. Как всякий ключевой пункт в обороне, немцы хорошо его укрепили. Так вот, лыжники Стучилова взяли станцию даже без артподготовки: белыми призраками вылетели из леса и внезапно обрушились на врага.

Было все - и тяжелые ранения, и продвижения по службе. Войну закончил в 1944 году - отправили учиться в Академию имени Фрунзе. Учился, как и воевал, отлично - был одним из шести сталинских стипендиатов.

Наверное, такой опыт и предопределил назначение генерала Стучилова через 18 лет во Вьетнам. Задача формулировалась «просто»: создать в воюющем Северном Вьетнаме систему ПВО. При Стучилове вьетнамцам были поставлены комплексы С-75 для комплектации четырех полков. И началась учеба - без отрыва, так сказать, от производства.

Советские специалисты - от солдата до командира полка - несколько месяцев показывали вьетнамским товарищам, как управляться с боевой техникой. Один из наших офицеров наведения, вот так «показывая», сбил 26 американских самолетов. Потом все менялись: вьетнамцы занимали места номеров расчетов, а советские специалисты стояли у них за спиной. Вьетнамцы были толковыми и старательными учениками, а главное - отличными воинами. Постепенно наши специалисты получали возможность отходить от мелочной опеки отдельного солдата и уделять внимание более серьезным технологическим и тактическим проблемам.

А такие проблемы были. Для американцев Вьетнам во многом играл роль полигона для испытания новых видов оружия, средств борьбы и тактических приемов. В свою очередь советские специалисты внимательно изучали все эти «нововведения» и вырабатывали рекомендации по противодействию им. Правда, не всегда эти рекомендации удавалось из-за бюрократии своевременно реализовать. Генерал Стучилов нашел нестандартный выход. С одной стороны, рекомендации сразу же направлялись советским специалистам непосредственно в полки. Одновременно начинался процесс докладов и согласований с вьетнамским командованием. К моменту, когда давалось «добро», передовой опыт уже вовсю применялся в войсках. Конечно, со стороны Александра Ивановича это не было самодеятельностью - его действия одобрял и поддерживал командующий ПВО и ВВС Вьетнама Ле ван Чи.

Американцы стали применять помехи против наших радиолокационных станций и даже по каналам управления ракетами.

Сложнее было противостоять ракетам класса «воздух - земля» «Шрайк». По тем временам это была новинка, специально предназначенная для борьбы с советскими системами ПВО. Семидесятидвухкилограммовая ракета реагировала на излучения нашей радиолокационной станции, настраиваясь на ее частоту. По идее, «Шрайк» должна действовать безотказно, потому что работающая станция против него беззащитна. Но русский человек всегда славился парадоксальным мышлением. Наши специалисты решили время от времени... отключать высокое напряжение комплексов и отводить системы управления по азимуту. Попросту - уворачиваться от ракет противника. Американское оружие к такому «примитивному» ходу было явно не готово.

За мужество и отвагу, проявленные при выполнении задания во Вьетнаме, генерал-майор Александр Стучилов награжден двумя орденами: советским - Трудового Красного Знамени и вьетнамским - «Боевой подвиг». Он занесен в книгу почета посольства нашей страны во Вьетнамской Республике.

По американским оценкам, за все годы войны Соединенные Штаты потеряли во Вьетнаме 4,5 тысячи самолетов. Есть в этом и заслуга Александра Ивановича Стучилова, доказавшего, что хваленые «Фантомы» отнюдь не призраки для наших зенитных ракет.

Веб-версия газеты "Красная Звезда", © текст М.Фалеев, 15.05.2000

 
Вверх
Назад