У "ШИЛКИ" БУДЕТ НОВАЯ ЖИЗЬ
Скорее всего - и в России, и за границей, но неизвестно: где в каком
качестве
Российские военные начали испытания нового образца зенитной самоходной
установки (ЗСУ-23-4) "Шилка".
Не исключено, что в скором времени на нескольких отечественных и
белорусских предприятиях начнется модернизация ЗСУ-23-4 для Вооруженных
сил РФ. Кроме того, оборонщики смогут извлечь определенную выгоду,
совершенствуя те же машины, находящиеся на вооружении иностранных
армий. К примеру, у Египта имеется 118, у Сирии - около 400, у Индии
- около 100 таких зениток.
Есть два варианта модернизации ЗСУ: "Шилка-М4" с радиолокационной
системой управления огнем (СУО), которая предназначена для российского
Минобороны, и "Шилка-М5" с радиолокационной и оптико-локационной
СУО - в основном на экспорт. Головными предприятиями по обновлению
зенитных установок стали Ульяновский механический завод, работавший
над боевым отделением, РЛС, аппаратурой связи, и минская фирма "Минотор-сервис",
занимавшаяся ходовой частью, энергетической установкой и шасси.
НПО "Пеленг" (Минск) создало оптико-локационную систему
для варианта М5.
Последний, понятно, не нужен Российской армии, поскольку на ее
вооружение уже принята "Тунгуска"
- ЗРК полкового звена следующего поколения. Кроме того, "Шилка-М5"
- довольно дорогая машина. Приблизительная экспортная ее цена -
около 2 млн. долл., в то время как обычная ЗСУ-23-4 стоит около
600 тыс. долл.
Основное нововведение, кардинально меняющее весь облик радиоприборного
комплекса "Шилки", - оснащение ее цифровой вычислительной
системой на базе ЭВМ "Багет" вместо аналогового баллистического
вычислителя. Теперь РЛС установки на дальности до 12 км обнаруживает
воздушную цель, а захватывает ее на сопровождение с расстояния 10
км.
Перевод аппаратуры стрельбовой РЛС на новую элементную базу позволил
освободить внутри башни пространство для дополнительных приборов.
В частности, отныне "Шилка" обладает помехозащищенной
аппаратурой телекодовой связи с командным пунктом или РЛС наведения.
Данные из этих источников через бортовую ЭВМ могут непосредственно
передаваться на исполнительные приводы 23-мм пушек. Такое решение
позволяет батарее "Шилок", наводящейся одной РЛС, вести
огнь в режиме радиолокационного молчания, что значительно повышает
живучесть зенитных установок в современном бою.
Модернизированные самоходки снабжены новым прибором ночного видения,
действующим в пассивном режиме, что также снижает вероятность обнаружения
ЗСУ.
Оптико-локационная система "Шилки-М5" обеспечивает поиск,
обнаружение, автоматическое и полуавтоматическое сопровождение воздушных
целей в пассивном режиме днем на дистанции 7500 м и ночью - при
уровне освещенности в "четверть луны" - 4000 м.
Конструкторы предусмотрели усиление вооружения на обновленной "Шилке":
на ее башне могут монтироваться три-четыре ЗРК "Игла".
Переделка шасси ЗСУ направлена на повышение скорости движения машины,
улучшение ремонтопригодности и эргономических показателей на месте
механика-водителя. За счет изменения компоновки моторного отсека
на "Шилке" удалось поместить вспомогательный дизель, являющийся
приводом генератора переменного тока. В результате не происходит
отбора мощности от тягового двигателя.
Традиционные для отечественной гусеничной техники (и для прежней
"Шилки" в том числе) рычаги управления перед местом механика-водителя
сменила рулевая колонка мотоциклетного типа, которая связана с дифференциальным
механизмом поворота, имеющим гидравлический привод. Гидроуселителями
также снабжены приводы тормозной системы и сцепления. Улучшают обзор
с места механика-водителя ЗСУ передней и задней полусфер телекамеры,
изображение с которых выводится на цветные жидкокристаллические
мониторы.
Для снижения тепловой заметности своего варианта "Шилки"
специалисты "Минотор-сервиса" обшили внутреннюю поверхность
моторного отсека и выхлопные трубы теплопоглощающим материалом.
На корпусе также есть датчики облучения машины лазерным лучом. По
их команде автоматически осуществляется отстрел дымовых гранат.
Из дополнительного оборудования назовем многофункциональное тренировочное
устройство, которое позволяет обучать экипажи "Шилок"
прямо на рабочих местах.
Хотя на смену ЗСУ-23-4, как уже отмечалось, пришел новый комплекс
ПВО полкового звена "Тунгуска", в войсках остается еще
много "Шилок". Относительно их дальнейшей судьбы единого
мнения пока нет. С одной стороны, модернизированные по варианту
М4, эти установки в условиях недостаточного финансирования Вооруженных
сил, когда не хватает денег на закупку новых образцов, вполне могут
справляться с возложенными на них задачами. С другой стороны, возможно,
"Шилки" могут выполнять функции огневой поддержки Сухопутных
войск. Подобная модификация - ЗСУ-23-4-М2 с демонтированным радиоприборным
комплексом - использовалась с успехом во время войны в Афганистане,
показав себя как весьма эффективное средство уничтожения живой силы
и подавления огневых точек при ведении противопартизанских операций.
Очевидно, что машины такого типа очень пригодились бы Объединенной
группировке войск в Чечне. Зенитная установка ЗУ-23-2 активно применяется
там для стрельбы по наземным целям, однако она не имеет броневой
защиты, что очень не нравится российским бойцам.
© "НВО" от 22 декабря 2000 г.
|