ОШИБКИ СЛЕДУЕТ
ПРИЗНАВАТЬ
Югославский синдром побуждает к возрождению войск ракетно-космической
обороны
Иван Ерохин
НАЧАТОЕ по президентскому
указу # 1032 от 13 июля 1993 г. создание "Единой системы воздушно-космической
обороны РФ" внезапно и без отмены этого документа прервано указом
# 725 от 16 июля 1997 г. Им не только в седьмой раз (с 1948 г.) разрушена
единая самостоятельная система воздушно-космической обороны (ВКО),
но и впервые после их создания (в ноябре 1941 г.) ликвидированы Войска
ПВО как вид Вооруженных сил, обеспечивающий ее повседневное и боевое
функционирование (их противовоздушные силы переданы в ВВС, а ракетно-космические
силы - в РВСН).
Прогрессивно мыслящие
военные и невоенные специалисты все более убеждаются в необходимости
не только восстановить разрушенную единую самостоятельную систему
ВКО государства и Войска ПВО, но и законодательно защитить их.
Даже среди руководства
все больше распространяется мнение о необходимости принятия специального
закона "О воздушно-космической обороне РФ", аналогичного
общему Закону "Об обороне РФ".
Этот документ
должен базироваться на следующих концептуальных основах:
1. В условиях
интенсивного развития средств воздушного и космического нападения
(СВКН) угроза с воздуха и космоса стала первоочередной по времени
и главной составной частью общей военной угрозы всему государству,
а не только Вооруженным силам.
Как считают зарубежные
специалисты, в некоторых военных конфликтах она может быть и единственной.
Агрессия НАТО в Югославии в начале 1999 г. подтвердила возможность
принуждения независимых государств к признанию поражения только воздушными
ударами, без сухопутного вторжения.
2. Воздушно-космический
противник (ВКП) является функционально и организационно самостоятельной
военной силой, независимой от организации наземных сил. Его средства
аэродинамического, баллистического и орбитального принципов движения
на высотах до 30-40 км и свыше 120-150 км соответственно дополняются
суборбитальными средствами комбинированного принципа движения, заполняющими
промежуточную часть диапазона высот и способными широко маневрировать
с орбит в атмосферу и наоборот.
3. Боевые возможности
современного и перспективного ВКП значительно превосходят боевые возможности
сил и средств вооруженной борьбы в других сферах. Сравнительно более
высокая, чем у наземных и морских средств, степень повседневной готовности
к началу военных действий в течение всего мирного времени позволяет
противнику начинать их скрытно и быстро, вести с баз мирного времени
или с передовых баз за пределами территории РФ, не вторгаясь на нее,
и при этом решать не только тактические и оперативные задачи во взаимодействии
с другими силами и средствами в зоне военных действий, но и стратегические
задачи самостоятельно за ее пределами - на всю глубину территории
страны.
4. Более высокие
показатели постоянной боеготовности и глубины проникновения СВКН позволяют
агрессорам начинать военные действия с решения первых стратегических
задач войны - срыва мобилизационного и стратегического развертывания
Вооруженных сил и поражения военно-экономического потенциала РФ. Они
же дают возможность начать решать эти важнейшие задачи еще до полного
развертывания наземных и морских сил агрессоров. Таким образом, предопределяется
неспособность ударных сил неагрессивной стороны повлиять на масштабы
и организованность первых внезапных воздушных и космических ударов,
а также наличие длительного (месяц и более) и решающего первого (начального)
только воздушного (воздушно-космического) периода современных войн.
5. Воздушное (воздушно-космическое),
а не наземное начало современных агрессий возлагает всю ответственность
за отражение первых внезапных ударов и защиту от них всех видов объектов
государства, в том числе самих ударных сил, на всей его территории
только на оборонительные силы борьбы с беспрепятственно стартующими
СВКН.
В системе военной
безопасности государства они становятся первым эшелоном сил отражения
агрессий, успех действий которого предопределяет и общий успех их
отражения усилиями всех видов ВС.
6. Единство воздушно-космического
противника, использующего все воздушно-космическое пространство, его
действия над всей территорией РФ предопределяют необходимость противопоставления
ему единой, функционально и организационно самостоятельной системы
воздушно-космической обороны (ВКО) всех видов объектов государства
("страны и Вооруженных сил"), не связанной с наземной вооруженной
борьбой и способной эффективно противостоять всем видам комплексно
применяемых СВКН.
Она представляет
собой совокупность функционально связанных наземных, воздушных
и орбитальных
группировок средств ВКО и органов управления ими, а также баз и органов
обеспечения их функционирования.
7. Эффективность
единой самостоятельной системы ВКО государства в борьбе с особо динамичным
воздушно-космическим противником определяется эффективностью не только
средств огневого поражения и электронного подавления, но и единой
комплексной системы разведки как системы обнаружения и информации,
обеспечивающей предупреждение о воздушно-космическом нападении и боевую
информацию для управления и применения огневых и электронных средств
активной борьбы, системы централизованного управления войсками и силами
ВКО на всех (стратегическом, оперативном и тактическом) уровнях и
соответствующей системы связи.
8. Система ВКО
государства технически и функционально является наиболее масштабной
и сложной военной системой ведения вооруженной борьбы, трудно вводимой
в строй. Это требует содержания ее в течение всего мирного времени
в высокой степени готовности к отражению внезапного воздушно-космического
нападения, предваряющего начало всех современных агрессий. Обеспечение
повседневного и боевого функционирования системы ВКО страны требует
наличия высококвалифицированного руководства и высокого уровня профессиональной
и морально-психологической подготовки войск, а также их повседневного
обучения и слаживания в боевой работе на сложнейшей боевой технике
во избежание быстро наступающей дисквалификации при нерегулярном функционировании
системы.
9. Важнейшая особенность
системы ВКО страны состоит в том, что свои задачи она решает не только
в зоне наземных военных действий (на глубине полосы сухопутных фронтов)
в период их ведения, но и за ее пределами (над всей территорией страны),
причем не только одновременно с ними, но и при их отсутствии. Воздушно-космическое
вторжение, опережающее начало наземных военных действий, самостоятельный
период только борьбы в воздухе (и космосе), не только различие во
времени, но и разнос в пространстве сфер наземной и воздушно-космической
борьбы, оперативная и тактическая независимость их ведения (при их
стратегическом единстве) предопределяют необходимость создания для
обеспечения повседневного и боевого функционирования системы ВКО страны
специальных войск воздушно-космической обороны страны, объединяющих
все виды зенитных, авиационных и космических средств в самостоятельный
вид ВС.
10. Основным предназначением
войск ВКО страны, главной и первоочередной задачей является отражение
внезапного воздушно-космического начала агрессии с обеспечением своевременного
мобилизационного и стратегического развертывания всех вооруженных
сил и перевода всех структур государства, в первую очередь оборонного
промышленного комплекса, на военный режим функционирования. Их командование
совмещает административные функции руководства повседневной деятельностью
в мирное и военное время и оперативные функции руководства боевыми
действиями всех родов войск ВКО, применяемых на зародившихся в Великой
Отечественной войне общевойсковых началах.
11. Войска ВКО
страны составляют основу системы воздушно-космической обороны государства.
Их силы и средства дислоцируются в местах выполнения ими своих боевых
задач и имеют еще в мирное время оборудованные позиции всех боевых
средств, пунктов управления и базы обеспечения. Боевые позиции заняты
постоянно или по первым признакам перехода военной опасности в военную
угрозу.
Штатные средства
ПВО, а в перспективе и тактической (войсковой) ПРО видов ВС (фронтовые
и армейские зенитные средства, истребительная авиация воздушных армий,
корабельные зенитные средства) в мирное время могут полностью или
частично в местах своей дислокации оперативно включаться в систему
ВКО страны. В любом случае они дополняют (наращивают, усиливают) ее
в качестве последнего эшелона, а в ходе военных действий используются
для непосредственной обороны развертывающихся и сражающихся войск,
самолетов в полете, кораблей в открытом море по замыслам, планам и
под руководством своего командования во взаимодействии с войсками
и силами ВКО страны.
НВО.
Сетевая версия 28 января 2000 г.