Краткое описание
|
ЗРС АСТЕР |
Зенитная ракетная система "Астер" - это унифицированная
система ПВО сухопутного и корабельного базирования, разрабатывается
с конца 1980-х годов совместно тремя европейскими государствами
Францией, Италией и Великобританией. В рамках проекта Future Surface-to-Air
Family of missile systems (Новое поколение зенитных ракетных систем).
Основным ударным средством в новой ЗРС является семейство зенитных
ракет "Астер-15/30". Система способна уничтожать все
современные воздушные средства нападения, включая низколетящие
противокорабельные ракеты, крылатые ракеты, оперативно-тактические
баллистические ракеты, БПЛА, авиацию и вертолеты. Важным качеством
ракет класса АСТЕР является их способность поражения приоритетных
целей прямым попаданием (hit-to-kill). Для этого в ракете "Астер"
используется способ газодинамического поперечного пропорционального
управления. Для его реализации применено оригинальное устройство
комбинированного аэрогазодинамического управления, названное PIF-PAF
(Pilotage en Force-Pilotage Aerodinamique Fort), что позволило
резко увеличить маневренность ракеты.
Разработку и производство новой системы осуществляет компания
EUROSAM, созданная в июне 1989 года тремя ведущими европейскими
оборонными предприятиями Aerospatiale, Alenia и Thomson-CSF, известными
сегодня как MBDA Missile Systems и THALES.
Франция и Италия договорились нести поровну затраты по созданию
новой зенитной системы.
|
|
Корабельный ЗРК SAAM с ракетами Aster-15
(вверху) и сухопутный ЗРК SAMP-T с ракетой Aster-30 © MBDA |
Разрабатываются следующие системы ЗРК SAAM (Surface-to-Air Anti-Missile
systems):
- корабельный ЗРК SAAM для противовоздушной самообороны кораблей
с использованием зенитных ракет Aster 15 и Aster 30, наводимых
многофункциональными РЛС Arabel или Empar.
- сухопутный ЗРК SAMP-T (Sol-Air Moyenne Portee) с использованием
дальнобойной ракеты Aster 30 и многофункциональной РЛС Arabel
как для Франции, так и Италии. Система должна будет заменить
ЗРК Hawk.
Зенитная система ASTER в целях сокращения операционных расходов,
упрощения стоимости сопровождения система создается с использованием
общих блоков и модулей, которые применяются в обоих системах:
- один из двух многофункциональных радаров: ARABEL (диапазон
волн X band) разработки фирмы THALES или EMPAR (диапазон волн
С band) разработки фирмы MBDA Missile Systems.
- одна из двух ракет ASTER 15 или ASTER 30 разработки фирмы
MBDA Missile systems с общими вторыми ступенями и разными стартовыми
ускорителями.
- корабельные или наземные самоходные пусковые установки вертикального
пуска имеют общую электронику и различные конструкции.
- компьютеры MARA и системы отображения информации фирмы MBDA
Missile systems используются в кабине боевого управления.
Основные этапы создания системы:
|
Испытательный пуск ракеты Астер 15 |
|
Испытательный пуск ракеты Астер 15
с борта опытного корабля Ile d'Oleron |
|
Учебный пуск ЗУР Aster 15 с саудовского
фрегата Al Riyadh на французском средиземноморском полигоне |
Май 1989 г. - Создание компании Eurosam. Начало работ по проектированию
семейства зенитных ракет по программе FSAF (Future Surface-to-Air
Family of missiles).
Май 1990 г. - Подписание контракта по 1-й фазе программы FSAF
общей стоимостью 2 млрд. долл.США.
1993 г. - подписание контракта на предварительное изучение тактической
ПРО.
Июль 1995 г. - Первый перехват ракетой Aster 30 цели типа маневрирующий
боевой самолет, летящей на высоте 15 км и со скоростью 1000 км/ч.
Май 1997 г. - Подписание контракта стоимостью 1 млрд. долл.США
по 2-й фазе развертывания серии и предсерийного производства французско-итальянской
корабельной и сухопутной системы.
Перехват ракетой Aster 15 низколетящей ПКР Экзосет ММ38 на дальности
9 км.
Март 1998 г. Окончание заводских испытательных пусков ракеты Aster
15. Подписание первого экспортного контракта - три ЗРК SAAM-F
с ракетами Aster 15 будут установлены на перспективном фрегате
королевских ВМС Саудовской Аравии F-3000S (создаются на базе французского
фрегата класса La Fayette).
Август 1999 г. Подписание контракта стоимостью 2,3 млрд. долл.США
на создание ЗРС PAAMS.
Май 2000 г. - Подписание контракта (block 1) на изучение возможностей
тактической ПРО.
Май 2001 г. - Окончание летно-конструкторских испытаний ракеты
Aster 30.
Октябрь 2001 г. - Завершение комплексных испытаний корабельного
комплекса SAAM/FR, разрабатываемого для ВМС Франции и Саудовской
Аравии.
Июль 2002 г. - Передача Саудовской Аравии первого фрегата класса
SAWARI II.
Октябрь 2002 г. - Начало летных испытаний сухопутного ЗРК SAMP/T.
Первый пуск ЗРК на авианосце Charles de Gaulle.
Декабрь 2002 г. - Завершение испытаний ЗРК SAAM/IT, разрабатываемого
для итальянских ВМС.
Ноябрь 2003 г. - Заключение контракта на производство зенитной
системы (Phase 3) стоимостью 3 млрд. евро.
Март 2004 - Первый пуск ЗРК SAAM-1 с саудовского фрегата.
Сентябрь 2004 г. - дополнительные пуски ракет с Саудовских фрегатов
- три цели были поражены и разрушены.
ЗРК SAAM
ЗРК SAAM предназначен для самообороны боевых кораблей. В комплексе
используется зенитная ракета Aster 15. В комплексах SAAM-F, устанавливаемых
на французские корабли, используется РЛС Arabel разработки THALES,
в итальянских комплексах SAAM-I применяется РЛС Empar разработки
Alenia Marconi Systems.
|
Перехват противокорабельной ракеты |
Корабельные испытания ЗРК SAAM-F начались в 1995 г., когда на
экспериментальном корабле "Ile d'Oleron" был установлен
прототип многофункциональной РЛС "ARABEL" и пусковая
установка вертикального старта "SYLVER". Всего было
запланировано 7 стрельб ЗУР АСТЕР-15 с этого корабля. Первые стрельбы
прошли в январе 1999 года в рамках приемки системы SAAM. В рамках
проводимых испытаний системы должны быть произведены 2 стрельбы
с борта атомного авианосца "Шарль де Голль" для окончательного
ее принятия на вооружение.
|
Отработка итальянского ЗРК SAAM-I |
Итальянский вариант системы SAAM-I испытывается на борту фрегата
"Carabiniere". Шесть испытательных пусков были проведены
в период между 1999 и 2003 годом.
Первая система SAAM-F с ЗУР АСТЕР-15 установлена на атомном авианосце
"Шарль де Голль" и принята на его вооружение в декабре
2001 года.
В мае 1997 года был заключен первый экспортный контракт на установку
ЗРК SAAM-F на фрегаты ВМС Саудовской Аравии проекта F-3000S (развитие
французских фрегатов "Лафает"), с двумя пусковыми установками
по 8 ракет на каждый.
В течение 2004 г. были произведены три пуска зенитных ракет с
борта всех трех Саудовских фрегатов класса SAWARI II на французском
испытательном полигоне в Средиземном море. Все цели были поражены
прямым попаданием.
|
|
|
ЗРК SAMP-T на выставке Le Bourget-2003
© К.Макиенко |
|
|
ЗРК SAMP-T на выставке Bourget-2007 © С.Аминов |
ЗРК SAMP-T
ЗРК SAMP-T - зенитная ракетная система средней дальности наземного
базирования предназначена для обеспечения объектовой противовоздушной
обороны и самообороны. Может действовать как самостоятельно с
целеуказанием от РЛС дальнего обнаружения, так и в составе интегрированной
системы ПВО.
В состав комплекса входят:
- система управления огнем, включая многофункциональный радар
с ФАР Арабель.
- самоходные пусковые установки с восемью транспортно-пусковыми
контейнерами на автомобильном шасси Astra/Iveco (для Италии)
и Renault-TRM-10000 (для Франции), колесная формула 8х8.
- зенитные управляемые ракеты АСТЕР-30.
Система обеспечивает круговой обстрел воздушных целей и обладает
минимальным временем реакции и высоким темпом стрельбы (8 ракет
могут быть запущены за 10 секунд), одновременно сопровождает до
10 целей, встроенной системой самопроверки и управляется экипажем
из 2 человек.
По утверждению разработчиков, система обладает высокой эффективностью
против высокоманевренных малозаметных целей широкого диапазона.
По получению целеуказания осуществляется вертикальный пуск ракет.
Пусковая установка включает в себя пусковой модуль с 8 транспортно-пусковыми
контейнерами.
На среднем участке полета осуществляется инерциальное наведение
ракеты по информации, получаемой от многофункционального радара.
На заключительном этапе полета наведение обеспечивается координатором
зенитной ракеты с активной радиолокационной ГСН. Таким образом,
зенитная ракета может применяться в любых погодных условиях.
Система ASTER 30-SAMP/T разрабатывается с мая 1990 года совместно
Францией и Италией в рамках проекта FSAF (Future Ground/Surface-to-Air
Family - Семейство ПВО будущего).
Контракт на предсерийные образцы был заключен в мае 1997 года
и имел обозначение FSAF Phase 2. В частности он включал в себя
финансирование организации серийного производства и создание двух
образцов зенитных комплексов по одному для Франции и Италии.
Испытания АСТЕР-30:
|
Ракета Астер-30 |
В течение июля 1995 - июля 1997 гг. разработчики проводили бросковые
пуски ракеты для отработки начальной фазы полета.
В декабре 1997 года был осуществлен первый пуск ракеты в замкнутом
контуре с пусковой установки на шасси грузового автомобиля Astra
с перехватом цели типа истребитель на дальности 30 км и высоте
1 км.
В ноябре 1998 года зенитная ракета АСТЕР-30 осуществила прямое
попадание в цели в условиях радиоэлектронного противодействия.
Летно-конструкторские испытания были закончены в 1999 году.
С 1999 года идут испытания РЛС Arabel на полигоне в Италии. В
1999-2001 годах проводились комплексные летные испытания системы
в целом на полигоне Salto di Querra в Сардинии.
Зенитные ракеты семейства ASTER
|
Схематичное изображение перехвата баллистической
ракеты и работы двигателя поперечного управления |
Зенитные управляемые ракеты "Астер-15/30" являются
основным ударным средством в новой ЗРС морского и сухопутного
базирования. Для поражения с высокой вероятностью приоритетных
для этой ЗРС целей (противокорабельных ракет, авиационных крылатых
ракет, самолетов) на ракете "Астер" используется способ
газодинамического поперечного пропорционального управления. Для
его реализации применено оригинальное устройство комбинированного
аэрогазодинамического управления, названное PIF-PAF (Pilotage
en Force-Pilotage Aerodinamique Fort), что позволило резко увеличить
маневренность ракеты.
Двигатель поперечного управления (ДПУ) ЗУР "Астер-15/30"
выполнен в виде твердотопливного газогенератора с четырьмя щелевыми
соплами, оборудованными регулирующими клапанами с приводами. Сопла
находятся внутри крестообразно расположенных крыльев ракеты. Тяга
двигателя регулируется в соответствии с командой управления. Двигатель
расположен вблизи центра масс ракеты, запускается за 1-1,5 с до
точки встречи с целью, практически безынерционно (за 0,02-0,03
с) выходит на требуемый уровень тяги и непосредственно перемещает
ракету в сторону цели. Это не только обеспечивает высокую точность
наведения (среднеквадратический промах менее 1 м), но и позволяет
снизить массу боевой части и, соответственно, стартовую массу
ракеты. Максимальная поперечная перегрузка, создаваемая ДПУ, составляет
10...12.
Предполагаемые характеристики ДПУ
Масса топлива, кг |
|
Время работы, с |
Около 1 с |
Максимальная тяга (одного сопла),
кгс |
750 |
Длина камеры/диаметр, мм |
450/180 |
Одной из сложных технических проблем при разработке ДПУ подобной
схемы является создание надежных быстродействующих клапанов, регулирующих
расход высокотемпературных продуктов сгорания. Использование двухступенчатой
схемы позволило на ракете "Астер" уменьшить массу боевой
ступени (около 100 кг) и, как следствие, снизить максимальный
уровень тяги ДПУ, что облегчило создание ДПУ с регулируемой тягой.
Размещение сопел внутри крестообразно расположенных крыльев позволило
вынести истекающие струи ДПУ за размах хвостового оперения второй
ступени ракеты, что минимизирует нежелательные "эффекты взаимодействия"
и обеспечивает управление и стабилизацию ракеты хвостовыми аэродинамическими
рулями. Платой за такое решение является увеличение поперечных
размеров транспортно-пускового контейнера и пускового модуля (как
следствие невозможности сложить крылья с расположенными в них
соплами).
|
По компоновке ракету "Астер" можно разделить
на 8 отсеков.
Отсек №1 - радиопрозрачный обтекатель 1; в нем расположена
гиростабилизированная антенна активной головки самонаведения
2 сантиметрового диапазона.
Отсек №2 - аппаратурный отсек 18; в нем смонтирована
бортовая аппаратура ракеты: электронная часть головки самонаведения
2 массой порядка 18 кг, инерциальная система управления
с бортовой цифровой вычислительной машиной и неконтактным
взрывателем 3, приемоответчиком 17, источниками электропитания
4. В этом отсеке расположена осколочно-фугасная боевая часть
5 с предохранительно-исполнительным механизмом. Корпус отсека
выполнен из алюминиевого сплава.
Отсек №3 представляет собой двигатель поперечного
управления 16 с четырьмя щелевыми соплами 6. Двигатель развивает
тягу порядка 800-850 кг в любом направлении, что создает
"безынерционную" боковую перегрузку ракеты порядка
12 единиц независимо от высоты полета.
Отсек №4 - разгонно-маршевый двигатель твердого топлива
15. На его внешней поверхности крепятся крылья малого удлинения
7 с щелевыми соплами 6, далее непосредственно за крыльями
в отсеке 14 установлены аэродинамические рули-элероны 8.
Запас топлива на второй ступени выбран с учетом того, чтобы
после его выгарания центр масс ракеты оказался в сечении
сопел двигателя поперечного управления. Заметим, что этому
условию наилучшим образом отвечает двухступенчатая схема
ракеты.
Отсек №5 - отсек управления аэродинамическими рулями-элеронами
8. В нем вокруг соплового блока разгонного двигателя компонуются
четыре рулевых привода. С внешней стороны расположены четыре
руля-элерона 8. Отсек выполнен из алюминиевого сплава.
Отсеки №6-8 - первая ступень (ускоритель) ракеты.
Переходный отсек №6 служит для стыковки ускорителя со второй
ступенью.
Отсек №7 - ускоритель 13, представляющий собой двигатель
твердого топлива 9 с поворотными соплами. На корпусе двигателя
крепятся четыре крыла 10. В хвостовом отсеке №8 вокруг
газовода 12 расположены четыре электромеханических привода
11. |
НОВЫЕ ВАРИАНТЫ РАКЕТ "АСТЕР"
На проходившей в Лондоне конференции Global Missile Summit, организованной
SMi, ведущий менеджер "Аэроспасьяль Матра Миссайлз"
Клод Трибо сообщил, что компанией изучаются различные варианты
дальнейшего совершенствования ракет "Астер".
Реализацию программы совершенствования этих ракет планируется
выполнить в две фазы: разрабатываемая в настоящее время ракета
"Астер Блок 1" и перспективный вариант "Астер Блок
2", способный удовлетворить требованиям, предъявляемым НАТО
к ракетам данного класса.
Задачи, которые ставятся перед "Астер Блок 1", сегодня
могут быть решены ракетой "Астер-30", способной бороться
с различными видами баллистических ракет - "Фрог", SS-21,
"Скад-В" и "Скад-С". Конструкция ракеты при
этом останется неизменной, за исключением модернизации некоторых
элементов. Так, ГСН ракеты будет иметь повышенные характеристики
для работы при более высоких скоростях полета, станет мощнее бортовой
компьютер, в который будут введены усовершенствованные алгоритмы
захвата цели и выбора оптимального времени подрыва боевой части.
Для соответствия новым параметрам ГСН может быть изменен носовой
обтекатель ракеты. Также планируется заменить боевую часть ракеты,
в состав которой будут введены два различных типа осколков и новое
устройство подрыва, предварительно направляющее действие боевой
части в сторону цели.
Ракеты "Астер Блок 1" будут испытаны в 2004 г., в процессе
выполнения программы испытаний начальной стадии развертывания
(UOES) и далее будут введены в строй вместе с
первыми системами SAMP/T.
Изучение концепции ракеты "Астер Блок 2", способной
эффективно перехватывать широкий спектр баллистических целей,
появление которых прогнозируется к 2010-2012 гг., включает в себя
широкий круг возможных вариантов. По словам Клода Трибо, это крайне
сложная задача, поскольку до сих пор философия ракет "Астер"
предполагала использование одинаковых ракет для наземных и корабельных
систем ПВО.
Клод Трибо сообщил о трех вариантах конфигурации ракет "Астер
Блок 2", которые способны удовлетворить требованиям НАТО.
Первый путь - реализация существующих технологий при
неизменной конструкции маршевой ступени ракеты, характеристики
которой соответствуют требованиям, предъявляемым к высотным системам
ПРО. При этом могут быть заменены или адаптированы для решения
новых задач ГСН ракеты, система дистанционного подрыва боевой
части, бортовой компьютер, маршевый двигатель и подсистема газодинамического
управления РIF. С целью увеличения зоны перехвата и обеспечения
возможности перехвата целей на больших высотах также исследуются
различные варианты, оснащенные ускорителями больших размеров,
которые останутся совместимыми с существующими транспортно-пусковыми
контейнерами для ракет "Астер-30". В соответствии с
другой концепцией изучается ракета, оснащенная маршевой ступенью
большего диаметра и двухдиапазонной ГСН. Еще одна группа исследователей
изучает вариант ракеты, использующей большой бескрылый ускоритель
и оснащенной перехватчиком кинетического поражения. Однако, как
отмечают сами разработчики, использование бескрылых ускорителей
приведет к снижению эффективности перехвата целей на малых дальностях
и ряду других недостатков.
Проводимые исследования, завершение которых ожидается в 2002
г., показывают, что ракета "Астер Блок 2" будет способна
обеспечивать прямое попадание в баллистические цели, включая те,
которые могут маневрировать на конечной стадии полета. Одним из
наиболее критических элементов этих исследований является изучение
технологий, связанных с ГСН ракеты. Будущий "Астер"
может быть оснащен ИК ГСН, аналогичной той, что используется на
авиационной ракете "Мика" и будет способен использовать
для наведения на цель волны ИК-диапазона или двухдиапазонный вариант
ИК/РЛ при перехвате баллистических целей на относительно небольших
высотах. В проводившихся ранее исследованиях оба варианта признавались
реальными и осуществимыми.
Другим направлением исследований являются работы в области совершенствования
системы газодинамического управления ракетой PIF, использующей
двигатели поперечного управления для коррекции траектории ее полета
на конечном этапе. Предлагаемые сегодня решения включают в себя:
- реализацию режима поддержания скорости полета ракеты и функции
газодинамического управления с помощью одного твердотопливного
заряда;
- использование одного твердотопливного заряда для реализации
одного, двух или даже трех импульсов системы PIF;
- создание двухимпульсной системы PIF, базирующейся на использовании
одного твердотопливного заряда;
- создание системы PIF, базирующейся на использовании двух
или трех твердотопливных зарядов.
Наиболее предпочтительные конфигурации перспективной системы
PIF должны быть выбраны в 2002 г.
Характеристики
|
АСТЕР 15 |
АСТЕР 30 |
Масса |
300 кг |
445 кг |
Длина |
4 м |
4,8 м |
Диаметр |
0,18 м |
0,18 м |
Двигательная установка |
ТТРД, две ступени |
ТТРД, две ступени |
Максимальная скорость |
3 Маха |
4,5 Маха |
Маневренность |
> 50 ед. |
> 50 ед. |
Наведение |
updata link и активное самонаведение
на конечной стадии |
updata link и активное самонаведение
на конечной стадии |
Высота перехвата |
10 км |
20 км |
Дальность перехвата |
30 км |
3-100 км |
Иллюстрации
|
ЗРК SAAM-F на авианосце
Charles de Gaulle |
|
|
|
Испытания корабельного
комплекса ЗРК SAAM |
|
|
|
|
|
|
Сухопутный вариант SAMP-T |
|
|
|
|
ЗУР Астер-30 на проверочном
стенде |
|
ЗРК SAMP-T в составе зенитной
ракеты Aster-30, пусковой установки на 8 ракет и многофункционального
радара Arabel на выставке Eurosatory-2004 © Л.К.
Сафронов , 2004 |
|
|
|
Макеты зенитных ракет Астер-15
и Астер-30 на выставке Ле Бурже-99 |
|
Европейский ЗРК нового
поколения на базе пусковой установки вертикального пуска с
ЗУР "Aster-30" на шасси Astra (производитель IVECO)
на выставке Eurosatory-2002 © Alain
Servaes, 2002 |
|
ЗРК SAMP-T на выставке Бурже-2007. Подробнее здесь... © Саид Аминов, 2007 |
Источники информации
Е.Г. Болотов, Б.Я. Мизрохи Новое
поколение зенитных управляемых ракет средней дальности.
Специальный выпуск журнала "Полет" к 50-летию МКБ "Факел",
2003 г.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗЕНИТНЫХ УПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ. И.И. Архангельский,
П.П. Афанасьев, Е.Г. Болотов, И.С. Голубев, А.М. Матвеенко, В.Я.
Мизрохи, В.Н. Новиков, С.Н. Остапенко, В.Г. Светлов. М.: Издательство
МАИ, 2001 г.
Владимир Коровин НОВЫЕ
ВАРИАНТЫ РАКЕТ "АСТЕР". Журнал "ВКО"
№2 (5) 2002
EUROSAM
MBDA missile
systems |