List Banner Exchange
 
ЗЕНИТНЫЕ САМОХОДНЫЕ УСТАНОВКИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
 
   
  ГЛАВНАЯ  
 
 
  Краткое описание  
  Источники  
   
 
Счетчики
 
 
 
 

 
 
Aport Ranker
 

 

     
 

Краткое описание

Подвижные артсистемы появились еще в 30-е гг. В частности, в Красной Армии на вооружении состояли счетверенные 7,62-мм пулеметы "Максим", размещенные в кузовах полуторок, а к 1941 г. к ним присоединились 25-мм пушки образца 1940 г. и 37-мм автоматические зенитки образца 1939 г. на шасси грузовиков. Обе установки обладали высокой скорострельностью, соответственно 250 и 180 выстрелов в минуту.

Подобные колесные малокалиберные самоходки существовали и в других армиях, в том числе немецкой, однако рассматривались, главным образом, как вспомогательное средство, основным достоинством которого была быстрота изготовления - уже освоенную войсками пушку просто ставили на выпускавшиеся серийно автомобили.

Отношение к ним в корне изменилось с началом войны с Советским Союзом. Тогда немецкие войска стали подвергаться налетам не только истребителей и бомбардировщиков, но и хорошо вооруженных и защищенных броней штурмовиков Ил-2, атаковавших наземные цели на марше внезапно и с малых высот. И если некоторые объекты в прифронтовой полосе и скопления войск еще удавалось прикрыть стационарными батареями, то движущиеся по дорогам части зачастую оказывались беззащитными и несли весьма ощутимые потери.

Стало ясно, что для борьбы с низколетящими самолетами необходимы самоходные установки, оборудованные автоматическими пушками малого калибра с высокой скорострельностью. А такими артсистемами вермахт уже располагал.

Еще в 1930 г. на вооружение приняли 20-мм пушку Флак-30 весом 450 кг с круговым обстрелом. Ее стволу придавали углы возвышения от минус 10 до плюс 90 градусов, в боекомплект входили осколочно-трассирующие унитарные выстрелы со снарядом весом 0,115 кг с начальной скоростью снаряда 900 м/с и бронебойно-трассирующие - 0,148 кг, 1050 м/с. Оба боеприпаса оснащались трассерами, что бы наводчики могли корректировать огонь, не прекращая стрельбы. Дальность огня по вертикали составляла 3800 м и 4800 м по горизонтали. Спустя 8 лет появилась улучшенная Флак-38 того же калибра, под те же боеприпасы, весом 470 кг и с увеличенной скорострельностью. Позже на основе этих пушек изготавливали их спаренные и счетверенные варианты, обладавшие большей плотностью огня, что значительно увеличивало вероятность поражения воздушных и наземных целей.

Вместе с тем опыт эксплуатации пока зал, что снаряд калибром 20 мм недостаточно эффективен. Поэтому была создана зенитная полуавтоматическая пушка Флак-37 калибром 37 мм и весом почти полторы тонны, также с круговым обстрелом по горизонтали, вертикальная же на водка была в пределах минус 8 - плюс 85 градусов. Она снаряжалась осколочными снарядами весом 0,63 кг и бронебойными в 0,7 кг с начальной скоростью 870 м/с и была способна вести огонь по самолетам, находящимся на высотах до 4200 м, а по танкам и другим целям - на дистанции около 6400 м.

Выстрелы к Флак-30 и 38 снабжались головными взрывателями мгновенного действия двух типов. ZZ-1505 с ближним взведением срабатывал после вылета из ствола, если снаряд проходил мимо цели, вызывал его самоликвидацию. Существенным недостатком были случавшиеся преждевременные разрывы снарядов, от которых страдали расчеты. У более сложного по устройству AZ-1504 взведение производилось на некотором расстоянии от орудия.

В 37-мм боеприпасах также применялось два вида взрывателей. В осколочных снарядах устанавливались головные AZ-39 мгновенного действия полупредохранительного типа, которые взводились после выстрела в нескольких метрах от дульного среза. Бронебойные же получали донный BdZ-5103 инерционного действия с замедлителем - пробив броню, такие снаряды взрывались внутри танка. Правда, артиллеристы жаловались на частые отказы.

Эти скорострельные, малокалиберные пушки использовались немцами не только для противовоздушной обороны, но и в качестве противотанковых; ими же оснащали и самолеты. Их же задумали поставить и на самоходных зенитных установках, а в качестве ходовой части брать грузовые автомобили повышенной проходимости. Тем более, что с 1942 г. разрабатывались новые модели такой транспортной техники - с учетом ее эксплуатации в условиях Восточного фронта.

Обычно артсистемы размещали в задней части несколько переделанных грузовых платформ, рядом находился боекомплект, но иногда его перевозили и на прицепе.

Например, самоходную зенитку Sd.Kfz.3b выполнили на основе 9-тонного грузовика "Форд". Управляемыми оставили передние колеса, оборудованные полуэллиптическими листовыми рессорами. Задний ведущий мост убрали, и на его месте смонтировали гусеничный движитель типа британского "Карден-Лойд", с четырьмя опорными катками, сблокированными попарно в две тележки, и двумя поддерживающими на борт; ведущие колеса располагались впереди. Силовой установкой служил 8-цилиндровый, карбюраторный, V-образный двигатель, коробка перемены передач была 5-скоростной.

Аналогичным образом поступили с другой базовой машиной, 4,5-тонным грузовиком, только у него задний мост заменили гусеничным движителем, заимствованным у легкого танка Pz-ll. Этой самоходке присвоили обозначение Sd.Kfz.4.

Кроме того, 20-мм скорострелки устанавливали в переделанных кузовах тяжелых армейских легковых автомобилей, а Флак-38 помещали на платформе грузовиков "Опель-Блиц", причем кабину бронировали.

Более массивные, счетверенные 20- и 37-мм полуавтоматические пушки со щитами ставили в кузовах полноприводных грузовиков повышенной проходимости "Мерседес-Бенц" L4500A и "Бюссинг-НАГ" 4500А. И у них кабины и капоты двигателей были прикрыты противопульной и противоосколочной броней.

Эти самоходки могли сопровождать моторизованные и танковые подразделения на марше, а также перебрасываться для прикрытия других объектов. Однако к 1943 г. наши Военно-Воздушные Силы получили новые самолеты с усиленным вооружением, например, истребители Як-9 с 37-мм пушкой, а в следующем году - и усовершенствованные штурмовики Ил-10. После войны немец кий генерал К.Типпельскирх признавал, что уже "с 1943 г. никакими силами не возможно было ликвидировать безраздельное господство советской авиации в воздушном пространстве над районами боевых действий".

А в 1944 г., после высадки союзников в Нормандии, передвижение немецких частей было практически парализовано атаками многочисленных американских и английских истребителей-бомбардировщиков, вооруженных не только пушками и пулеметами, но и ракетами класса "воздух-земля". Расчеты самоходных установок несли ощутимые потери, и командованию вермахта пришлось срочно заказывать более защищенные машины.

Вскоре были созданы "Флакпанцеры" - танки с зенитным вооружением. Генеральный инспектор танковых войск даже требовал, чтобы в каждую дивизию их ввели не меньше батальона.

Одновременно спаренные 37-мм полуавтоматы стали монтировать на корпусах средних танков Pz-IV в полностью закрытой, вращающейся башне, что уменьшало вероятность поражения экипажей. Следующей попыткой выправить ситуацию на фронтах был легкий дизельный "Панцерягер" с скорострельной 37-мм пушкой.

Однако эти мобильные зенитки могли поражать цели лишь на малых и средних высотах, а немцам понадобились и такие, которые были бы способны "снимать" вражеские бомбардировщики и с больших высот. Для чего вновь прибегли к компромиссу, установив на шасси удачного танка "Пантера" мощную и тяжелую 88-мм пушку, считавшуюся одной из лучших периода второй мировой войны.

...В 1939-1945 гг. немцы спроектировали, изготовили и передали войскам около трех десятков видов самоходных зенитных установок разного калибра. Столь же много было создано и штурмовых, противотанковых орудий. Разнотипность базовых машин привела к тому, что затруднялся ремонт боевой техники, осложнялось снабжение подразделений запасными частями.

Тем не менее, немецкий опыт оказался небесполезным. В 50-60-е гг. им воспользовались специалисты многих стран при разработке скорострельных малокалиберных зенитных самоходных установок на колесном шасси, которые предназначались для непосредственного сопровождения войск на марше. Естественно, создавались они на ином техническом уровне. А в 90-е гг. о немецких (и не только их) зенитках в кузовах грузовиков вспомнили и российские правительственные подразделения, и командиры так называемых вооруженных группировок. Что же, истории свойственно повторяться.

Иллюстрации

Зенитная самоходная установка с 20-мм пушкой Флак-38 на грузовике "Опель-Блиц" 3,6-6700А: вес - 5700кг; скорость - 70 км/ч; силовая установка - 6-цилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 75 л. с.; длина - 6010 мм, ширина - 2265 мм, высота - 2875 мм, база - 3450 мм, клиренс - 225 мм. Рис. М. Дмитриева
Зенитная самоходная установка с счетверенной 20-мм пушкой Флак-38 на базе армейского грузового автомобиля "Мерседес-Бенц" L4500А: вес - 5714 кг; скорость - 60 км/ч; силовая установка - 6-цилиндровый дизельный двигатель мощностью 112 л. с.; бронезащита кабины - 5 мм; длина - 7860 мм, ширина - 2350 мм, высота - 3400 мм, база - 4600 мм. Рис. М. Дмитриева
Зенитная самоходная установка с 37-мм зенитной пушкой Флак-36 на шасси грузовика "Бюссинг-НАГ" 4500А: вес - 6200 кг; скорость - 60 км/ч; силовая установка - 6-цилиндровый дизельный двигатель мощностью 105 л. с.; бронирование кабины - до 5 мм; длина - 8050 мм, ширина - 2350 мм, высота - 2850 мм, база - 4800 мм. Рис. М. Дмитриева
Взрыватели к немецким малокалиберным зенитным снарядам: слева - головной, ударный AZ-39, справа - донный BdZ. На схемах цифрами обозначены: 1 - мембрана; 2 - головная втулка; 3 - ударник; 4 - жало; 5 - корпус; 6 - шарик; 7 - капсюль-детонатор; 8 - запальный стакан; 9 - предохранительная чека; 10 - трассер. Рис. М. Дмитриева
На схемах немецких выстрелов патронного заряжания (унитарных) цифрами обозначены: 1 - снаряд; 2 - взрыватель; 3 - боевой заряд; 4 - гильза; 5 - картуз; 6 - воспламенитель; 7 - упор из мастики; 8 - противоомеднитель. Рис. М. Дмитриева
ЗСУ Wirbelwind. Франция, Август 1944 г. Рис. А.Шепса и Н. Лузина
ЗСУ Wirbelwind. Фото взято с http://www.viv.ru/~galkov/armorlogs/flakpz/wirbelwind/allinone.htm
ЗСУ Sd Kfz 251/17 Рис. А.Шепса и Н. Лузина
ЗСУ Sd Kfz 7/1 Рис. А.Шепса и Н. Лузина
ЗСУ Mobelwagen. Польша осень 1944 г. Рис. А.Шепса и Н. Лузина

Источники информации

Василий МАЛИКОВ. "ЗЕНИТКИ В КУЗОВЕ". Техника-молодежи №6, 1998

"БРОНЕТЕХНИКА ГЕРМАНИИ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ". Техника и вооружение №11-12, 2000

 
 

 

 
  Вверх
Страница обновлена 02.03.2002