|
Краткое описание
Подвижные артсистемы появились еще в 30-е гг. В частности, в
Красной Армии на вооружении состояли счетверенные 7,62-мм пулеметы
"Максим", размещенные в кузовах полуторок, а к 1941
г. к ним присоединились 25-мм пушки образца 1940 г. и 37-мм автоматические
зенитки образца 1939 г. на шасси грузовиков. Обе установки обладали
высокой скорострельностью, соответственно 250 и 180 выстрелов
в минуту.
Подобные колесные малокалиберные самоходки существовали и в других
армиях, в том числе немецкой, однако рассматривались, главным
образом, как вспомогательное средство, основным достоинством которого
была быстрота изготовления - уже освоенную войсками пушку просто
ставили на выпускавшиеся серийно автомобили.
Отношение к ним в корне изменилось с началом войны с Советским
Союзом. Тогда немецкие войска стали подвергаться налетам не только
истребителей и бомбардировщиков, но и хорошо вооруженных и защищенных
броней штурмовиков Ил-2, атаковавших наземные цели на марше внезапно
и с малых высот. И если некоторые объекты в прифронтовой полосе
и скопления войск еще удавалось прикрыть стационарными батареями,
то движущиеся по дорогам части зачастую оказывались беззащитными
и несли весьма ощутимые потери.
Стало ясно, что для борьбы с низколетящими самолетами необходимы
самоходные установки, оборудованные автоматическими пушками малого
калибра с высокой скорострельностью. А такими артсистемами вермахт
уже располагал.
Еще в 1930 г. на вооружение приняли 20-мм пушку Флак-30 весом
450 кг с круговым обстрелом. Ее стволу придавали углы возвышения
от минус 10 до плюс 90 градусов, в боекомплект входили осколочно-трассирующие
унитарные выстрелы со снарядом весом 0,115 кг с начальной скоростью
снаряда 900 м/с и бронебойно-трассирующие - 0,148 кг, 1050 м/с.
Оба боеприпаса оснащались трассерами, что бы наводчики могли корректировать
огонь, не прекращая стрельбы. Дальность огня по вертикали составляла
3800 м и 4800 м по горизонтали. Спустя 8 лет появилась улучшенная
Флак-38 того же калибра, под те же боеприпасы, весом 470 кг и
с увеличенной скорострельностью. Позже на основе этих пушек изготавливали
их спаренные и счетверенные варианты, обладавшие большей плотностью
огня, что значительно увеличивало вероятность поражения воздушных
и наземных целей.
Вместе с тем опыт эксплуатации пока зал, что снаряд калибром
20 мм недостаточно эффективен. Поэтому была создана зенитная полуавтоматическая
пушка Флак-37 калибром 37 мм и весом почти полторы тонны, также
с круговым обстрелом по горизонтали, вертикальная же на водка
была в пределах минус 8 - плюс 85 градусов. Она снаряжалась осколочными
снарядами весом 0,63 кг и бронебойными в 0,7 кг с начальной скоростью
870 м/с и была способна вести огонь по самолетам, находящимся
на высотах до 4200 м, а по танкам и другим целям - на дистанции
около 6400 м.
Выстрелы к Флак-30 и 38 снабжались головными взрывателями мгновенного
действия двух типов. ZZ-1505 с ближним взведением срабатывал после
вылета из ствола, если снаряд проходил мимо цели, вызывал его
самоликвидацию. Существенным недостатком были случавшиеся преждевременные
разрывы снарядов, от которых страдали расчеты. У более сложного
по устройству AZ-1504 взведение производилось на некотором расстоянии
от орудия.
В 37-мм боеприпасах также применялось два вида взрывателей. В
осколочных снарядах устанавливались головные AZ-39 мгновенного
действия полупредохранительного типа, которые взводились после
выстрела в нескольких метрах от дульного среза. Бронебойные же
получали донный BdZ-5103 инерционного действия с замедлителем
- пробив броню, такие снаряды взрывались внутри танка. Правда,
артиллеристы жаловались на частые отказы.
Эти скорострельные, малокалиберные пушки использовались немцами
не только для противовоздушной обороны, но и в качестве противотанковых;
ими же оснащали и самолеты. Их же задумали поставить и на самоходных
зенитных установках, а в качестве ходовой части брать грузовые
автомобили повышенной проходимости. Тем более, что с 1942 г. разрабатывались
новые модели такой транспортной техники - с учетом ее эксплуатации
в условиях Восточного фронта.
Обычно артсистемы размещали в задней части несколько переделанных
грузовых платформ, рядом находился боекомплект, но иногда его
перевозили и на прицепе.
Например, самоходную зенитку Sd.Kfz.3b выполнили на основе 9-тонного
грузовика "Форд". Управляемыми оставили передние колеса,
оборудованные полуэллиптическими листовыми рессорами. Задний ведущий
мост убрали, и на его месте смонтировали гусеничный движитель
типа британского "Карден-Лойд", с четырьмя опорными
катками, сблокированными попарно в две тележки, и двумя поддерживающими
на борт; ведущие колеса располагались впереди. Силовой установкой
служил 8-цилиндровый, карбюраторный, V-образный двигатель, коробка
перемены передач была 5-скоростной.
Аналогичным образом поступили с другой базовой машиной, 4,5-тонным
грузовиком, только у него задний мост заменили гусеничным движителем,
заимствованным у легкого танка Pz-ll. Этой самоходке присвоили
обозначение Sd.Kfz.4.
Кроме того, 20-мм скорострелки устанавливали в переделанных кузовах
тяжелых армейских легковых автомобилей, а Флак-38 помещали на
платформе грузовиков "Опель-Блиц", причем кабину бронировали.
Более массивные, счетверенные 20- и 37-мм полуавтоматические
пушки со щитами ставили в кузовах полноприводных грузовиков повышенной
проходимости "Мерседес-Бенц" L4500A и "Бюссинг-НАГ"
4500А. И у них кабины и капоты двигателей были прикрыты противопульной
и противоосколочной броней.
Эти самоходки могли сопровождать моторизованные и танковые подразделения
на марше, а также перебрасываться для прикрытия других объектов.
Однако к 1943 г. наши Военно-Воздушные Силы получили новые самолеты
с усиленным вооружением, например, истребители Як-9 с 37-мм пушкой,
а в следующем году - и усовершенствованные штурмовики Ил-10. После
войны немец кий генерал К.Типпельскирх признавал, что уже "с
1943 г. никакими силами не возможно было ликвидировать безраздельное
господство советской авиации в воздушном пространстве над районами
боевых действий".
А в 1944 г., после высадки союзников в Нормандии, передвижение
немецких частей было практически парализовано атаками многочисленных
американских и английских истребителей-бомбардировщиков, вооруженных
не только пушками и пулеметами, но и ракетами класса "воздух-земля".
Расчеты самоходных установок несли ощутимые потери, и командованию
вермахта пришлось срочно заказывать более защищенные машины.
Вскоре были созданы "Флакпанцеры" - танки с зенитным
вооружением. Генеральный инспектор танковых войск даже требовал,
чтобы в каждую дивизию их ввели не меньше батальона.
Одновременно спаренные 37-мм полуавтоматы стали монтировать на
корпусах средних танков Pz-IV в полностью закрытой, вращающейся
башне, что уменьшало вероятность поражения экипажей. Следующей
попыткой выправить ситуацию на фронтах был легкий дизельный "Панцерягер"
с скорострельной 37-мм пушкой.
Однако эти мобильные зенитки могли поражать цели лишь на малых
и средних высотах, а немцам понадобились и такие, которые были
бы способны "снимать" вражеские бомбардировщики и с
больших высот. Для чего вновь прибегли к компромиссу, установив
на шасси удачного танка "Пантера" мощную и тяжелую 88-мм
пушку, считавшуюся одной из лучших периода второй мировой войны.
...В 1939-1945 гг. немцы спроектировали, изготовили и передали
войскам около трех десятков видов самоходных зенитных установок
разного калибра. Столь же много было создано и штурмовых, противотанковых
орудий. Разнотипность базовых машин привела к тому, что затруднялся
ремонт боевой техники, осложнялось снабжение подразделений запасными
частями.
Тем не менее, немецкий опыт оказался небесполезным. В 50-60-е
гг. им воспользовались специалисты многих стран при разработке
скорострельных малокалиберных зенитных самоходных установок на
колесном шасси, которые предназначались для непосредственного
сопровождения войск на марше. Естественно, создавались они на
ином техническом уровне. А в 90-е гг. о немецких (и не только
их) зенитках в кузовах грузовиков вспомнили и российские правительственные
подразделения, и командиры так называемых вооруженных группировок.
Что же, истории свойственно повторяться.
Иллюстрации
|
Зенитная самоходная установка
с 20-мм пушкой Флак-38 на грузовике "Опель-Блиц" 3,6-6700А:
вес - 5700кг; скорость - 70 км/ч; силовая установка - 6-цилиндровый
карбюраторный двигатель мощностью 75 л. с.; длина - 6010 мм,
ширина - 2265 мм, высота - 2875 мм, база - 3450 мм, клиренс
- 225 мм. Рис. М. Дмитриева |
|
Зенитная самоходная установка
с счетверенной 20-мм пушкой Флак-38 на базе армейского грузового
автомобиля "Мерседес-Бенц" L4500А: вес - 5714 кг; скорость
- 60 км/ч; силовая установка - 6-цилиндровый дизельный двигатель
мощностью 112 л. с.; бронезащита кабины - 5 мм; длина - 7860
мм, ширина - 2350 мм, высота - 3400 мм, база - 4600 мм. Рис.
М. Дмитриева |
|
Зенитная самоходная установка
с 37-мм зенитной пушкой Флак-36 на шасси грузовика "Бюссинг-НАГ"
4500А: вес - 6200 кг; скорость - 60 км/ч; силовая установка
- 6-цилиндровый дизельный двигатель мощностью 105 л. с.; бронирование
кабины - до 5 мм; длина - 8050 мм, ширина - 2350 мм, высота
- 2850 мм, база - 4800 мм. Рис. М. Дмитриева |
|
Взрыватели к немецким малокалиберным
зенитным снарядам: слева - головной, ударный AZ-39, справа
- донный BdZ. На схемах цифрами обозначены: 1 - мембрана;
2 - головная втулка; 3 - ударник; 4 - жало; 5 - корпус; 6
- шарик; 7 - капсюль-детонатор; 8 - запальный стакан; 9 -
предохранительная чека; 10 - трассер. Рис. М. Дмитриева |
|
На схемах немецких выстрелов
патронного заряжания (унитарных) цифрами обозначены: 1 - снаряд;
2 - взрыватель; 3 - боевой заряд; 4 - гильза; 5 - картуз;
6 - воспламенитель; 7 - упор из мастики; 8 - противоомеднитель.
Рис. М. Дмитриева |
|
ЗСУ Wirbelwind. Франция,
Август 1944 г. Рис. А.Шепса и Н. Лузина |
|
ЗСУ Wirbelwind. Фото взято
с http://www.viv.ru/~galkov/armorlogs/flakpz/wirbelwind/allinone.htm |
|
ЗСУ Sd Kfz 251/17 Рис.
А.Шепса и Н. Лузина |
|
ЗСУ Sd Kfz 7/1 Рис. А.Шепса
и Н. Лузина |
|
ЗСУ Mobelwagen. Польша
осень 1944 г. Рис. А.Шепса и Н. Лузина |
Источники информации
Василий МАЛИКОВ. "ЗЕНИТКИ В КУЗОВЕ". Техника-молодежи
№6, 1998
"БРОНЕТЕХНИКА ГЕРМАНИИ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ". Техника
и вооружение №11-12, 2000
|
|