Зенитная управляемая ракета "Wasserfall"
("Водопад") разработана
в Германии Вернером фон Брауном в начале 1940-х и была предназначена
для перехвата самолетов. Работы были начаты с использованием
задела по проекту А-4 "Фау-2". Браун предложил уменьшить
А-4 в два раза. Длина стального корпуса составили 7,92 м, максимальный
размах стабидизаторов - 2.5 м. Обшивка изготавливалась из стальной
жести толщиной от 0.5 до 0.8 мм.
|
Учебный пуск ЗУР Wasserfall C2/W1 |
В качестве оперения на первых образцах
установили трапецевидные крылья с небольшой стреловидностью
по передней кромке. В ноябре 1942 года Люфтваффе заключило с
Брауном специальный контракт на продолжение работ по проекту
"Wasserfall". Согласно ему ракеты передавались на
испытания в центр ракетного оружия в Пенемюнде.
Продувки моделей и первые пуски ракеты
показали, что крыло создает слишком большое сопротивление на
околозвуковых скоростях, и поэтому его переделали. Площадь новых
поверхностей значительно уменьшили, а стреловидными стали и
передние, и задние кромки.
|
Учебный пуск ЗУР Wasserfall последней
модификации в испытательном центре Пенемюнде осенью 1944
г. |
Одной из серьезных проблем, с которой
столкнулись заработчики "Вассерфаля", оказалась силовая
установка. Сложность заключалась в том, что высокую тягу при
малом собственном весе могли обеспечить лишь двигатели, основанные
на самовоспламеняющемся топливе. Можно было использовать твердое
топливо, но его процесс горения не поддавался управлению. Оставалось
применение в качестве топлива двух компонентов, смешение которых
приводит к самовоспламенению. Это решало задачу регулирования
тяги, но такое топливо было очень токсичным. В качестве окислителя
использовался состав "Сальбай" - 98% азотная кислота,
который можно было хранить непосредственно в топливных баках
зенитной ракеты. Масса окислителя составляла 1500 кг. В качестве
горючего применялся состав "Визоль" - винилизобутиловый
спирт, массой 350-450 кг. Вместе с тем топливо оставалось высокагрессивным,
несмотря на внутренее покрытие баков полимером, и время безопасного
хранения ракет составляло несколько суток. Для облегчения конструкции
немецкие инженеры отказались от насосов, применив вытеснительную
систему, состоявшую из баллона с азотом, сжатым до 200 атм.
Азот вытеснял окислитель и топливо из баков в камеру сгорания.
При приведении ракеты в боевое положение подрывался пиропатрон,
высвобождавший специальный поршень, который разрушал мембрану,
разделяющую емкости с компонентами и сжатый азот.
|
Проекции модернизированной ЗУР
"Wasserfall" |
С этого момента ракета была готова к
пуску, отложить который не представлялось возможным.
Для ракеты был разработан неконтактный
радиовзрыватель "МАРАБУ".
К началу 1943 года была закончена проработка
конструкции ракеты и двигательной установки, но надежной системы
наведения не было. Ее пришлось разрабатывать самостоятельно
конструкторам Вассерфаля. В ее основе была система наведения
по радиолучу. Наземный радиолокато засвечивал цель, а бортовое
оборудование ракеты управляло рулями таким образом, чтобы продольная
ось ракеты оставалась параллельна радиолучу. Однако немцам не
удалось добиться надежной работы электроники, хотя сама идея
была революционной.
В результате проведенных исследований
принцип наведения пересмотрели, и вместо одного локатора наведения
ввели два. Один засвечивал цель, второй - ракету. Оператор наведения
видел на дисплее две отметки, которые стремился совместить с
помощью ручек управления. Команды поступали в счетно-решающее
устройство, шифровались и передавались по радио на борт ракеты.
Бортовой приемник выполнял обратную процедуру, и команды подавались
на управляющие рули. Позднее препринимались попытки оснащения
ЗУР "Вассерфаль" пассивной инфракрасной системой,
но дальше теоретических расчетов дело не пошло.
К февралю 1944 года, со значительным
отставанием от графика, ракеты были переданы на полигон на острове
Грефсвальдер. К марту 1945 года ракета достигала высот 18-20
км и скорости 760 км/ч. Старт производился вертикально вверх
со специального пускового станка, и уже в воздухе поворачивалась
на цель.
К концу войны "Вассерфаль"
была настолько готова, что могла быть развернута для боевого
дежурства, но война закончилась поражением Третьего Рейха.
После капитуляции Рейха значительное
количество готовых и полуготовых ракет, а также документации
и техперсонала попали в США и в СССР. Американцы на ее базе
создали и испытали экспериментальную зенитную ракету А-1 "Гермес".
В Советском Союзе ЗУР "Вассерфаль" получила обозначение
Р-101. Вместо азота на ней применили сильно сжатый атмосферный
воздух. Позже ракета была модернизирована под обозначением Р-102.
Испытания ракет дали обнадеживающие результаты, но и выявили
серьезные недостатки, в основном, в системе ручного управления
ракетой. Проекты были закрыты.
Технические данные
Общая масса - менее 4 т;
Масса БЧ - 90 кг;
БЧ подрывалась по радиокомандам, наведение на цель осуществлялось
передаваемыми по радио сигналами. Применялись также инфракрасный
неконтактный взрыватель и аппаратура самонаведения для управления
на конечном участке полета и для подрыва БЧ в наиболее выгодной
точке траектории.
Длина - 7,65 м;
Высота поражения целей - 20,000 м;
Скорость полета - 900 км/ч (по другим данным - сверхзвуковая);
Управление - радиокомандное;
Силовая установка представляла собой ЖРД с топливными баками,
из которых топливо вытесняется азотом.
Проекции
|
Компоновочные схемы модификаций
ЗУР Wasserfall W1 и W5 |
Фотогалерея
Источники информации
А.А. Запольских. РЕАКТИВНЫЕ САМОЛЕТЫ
ЛЮФТВАФФЕ. Харвест, 1999
Wasserfall
Archive
Missile.index