Fairchild KAQ/SAM-N-2/CTV-N-9 Lark
Convair KAY/SAM-N-4/CTV-N-10 Lark
 
   
  ГЛАВНАЯ  
 
 
  Краткое описание  
  Источники  
   
 
Счетчики
 
 
 
 

 

 

     
 

Краткое описание

 
KAQ-1/2 (XSAM-N-2/2a) © Smithsonian Institution
CTV-N-9b © USAF
RV-A-22 © U.S. Army
 

Программа по созданию ЗРК Lark стартовала в конце 1944, когда военно-морскому флоту США понадобилось новое оружие против усиливающейся угрозы японских камикадзе. В январе 1945 была утверждена конфигурация Lark: требования включали защиту корабля от атак камикадзе, борьбу с самолетами-разведчиками и самолетами, использующими оружие с большой дистанции. В марте того же года был подписан контракт с компанией Fairchild на производство 100 тестовых ракет Lark. Из-за задержек в выполнении этого контракта компанией Fairchild в июне 1945 был подписан контракт на производство еще 100 тестовых ракет Lark, на этот раз с компанией Consolidated-Vultee. В октябре 1945 ракеты производства Fairchild получили обозначение KAQ, а Convair - KAY. Испытательные пуски KAQ-1 и KAY-1 начались в июне 1946.

В ракетах KAQ-1/KAY-1 в качестве ДУ использовался двухкамерный ЖРД Reaction Motors LR2-RM-2 с двумя стартовыми твердотопливными ускорителями. Ракеты Lark последующих выпусков имели немного улучшенную версию LR2-RM-6 - скорее всего, в этом варианте они обозначались KAQ-2 и KAY-2. Корпус самой ракеты имел крестообразно установленные крылья и хвостовые стабилизаторы. Квадратные стабилизаторы монтировались и на ускорителях. Крылья ракет KAQ были оснащены элеронами, а в ракетах KAY крылья были цельноповоротными. Вес ОФБЧ составлял 45 кг (100 фунтов), за ее подрыв отвечал неконтактный радиовзрыватель. В первых испытательных пусках управление ракетой осуществлялось вручную по радиоканалу, но к 1947 началась разработка системы наведения, не требующей участия оператора.

В сентябре 1947 и начале 1948 Lark получили новые обозначения:

Прежнее обозначение

сентябрь 1947

февраль 1948

KAQ-1

XSAM-2

XSAM-N-2

KAQ-2

XSAM-2a

XSAM-N-2a

KAY-1

XSAM-4

XSAM-N-4

KAY-2

XSAM-4a

XSAM-N-4a


 
Схема ЗУР "Lark" © Steven Dutch, Natural and Applied Sciences, University of Wisconsin - Green Bay
ЗУР "Lark" в музее полигона White Sands © White Sands missile
range museum
ЗУР "Lark" заправляется окислителем перед пуском в 1953 г. На заднем плане слева находится танк, окрашенный в голубой и белый цвета, служит командным пунктом. Бак с окислителем размещен на модификации армейского джипа Dodge Weapons Carrier © Thomascave.com
 

В конечном итоге для ракет Fairchild SAM-N-2 использовалась система

РЛПА наведения с радио-коррекцией на среднем участке траектории. Корабельная РЛС и СУО отслеживали положение ракеты и цели, вычисляли курс перехвата и при необходимости отправляли корректирующие команды. Начиная с дальности 16 км (10 миль) SAM-N-2 могла переходить на полуактивное наведение с помощью собственной РЛС AN/DPN-7.

Ракета Convair SAM-N-4 на конечном участке траектории имела РЛА-наведение с помощью собственной РЛС AN/APN-23, а на среднем участке - по лучу РЛС с помощью системы "Wasp".

Испытания Lark с корабельных ПУ начались в 1950 на специальном испытательном судне USS Norton Sound, несколько пусков по мишеням завершились попаданиями. Однако в конце 1950 года программа была свернута, так как конкурирующая программа Bumbleebee Бюро вооружений (Lark создавался Бюро аэронавтики) продемонстрировала гораздо большие возможности в перспективе (и впоследствии привела к появлению таких систем как SAM-N-6/RIM-8 Talos, SAM-N-7/RIM-2 Terrier и RIM-24 Tartar).

Оставшиеся после отмены проекта ракеты использовались для испытаний систем управления. Для этой роли SAM-N-2 и SAM-N-4 получили обозначения CTV-N-9 (CTV = Control Test Vehicle) и CTV-N-10, соответственно. Существовало несколько разновидностей CTV-N-9: CTV-N-9a, CTV-N-9b и CTV-N-9c, но подробности о них неизвестны. CTV-N-9 и -10 в начале 1950-х применялись ВВС, ВМС и сухопутными войсками США для оценки систем радиолокационного наведения, оборудования и процедур, связанных с пуском, устойчивостью и управляемостью ракет. Сухопутные войска применяли ракеты Lark (под обозначением RV-A-22) для разработки системы наведения ракеты SSM-A-12/MGM-18 Lacrosse класса "земля-земля".

Источники информации

Andreas Parsch. Designation-Systems.Net в переводе Юрия Голдаева

 
 

 

 
  Вверх
Страница обновлена 21.02.2010