Краткое описание
|
|
KAQ-1/2 (XSAM-N-2/2a) © Smithsonian
Institution
|
|
CTV-N-9b © USAF
|
|
RV-A-22 © U.S. Army
|
|
|
|
Программа по созданию ЗРК Lark стартовала в конце 1944, когда
военно-морскому флоту США понадобилось новое оружие против усиливающейся
угрозы японских камикадзе. В январе 1945 была утверждена конфигурация
Lark: требования включали защиту корабля от атак камикадзе, борьбу
с самолетами-разведчиками и самолетами, использующими оружие с
большой дистанции. В марте того же года был подписан контракт
с компанией Fairchild на производство 100 тестовых ракет Lark.
Из-за задержек в выполнении этого контракта компанией Fairchild
в июне 1945 был подписан контракт на производство еще 100 тестовых
ракет Lark, на этот раз с компанией Consolidated-Vultee. В октябре
1945 ракеты производства Fairchild получили обозначение KAQ, а
Convair - KAY. Испытательные пуски KAQ-1 и KAY-1 начались в июне
1946.
В ракетах KAQ-1/KAY-1 в качестве ДУ использовался двухкамерный
ЖРД Reaction Motors LR2-RM-2 с двумя стартовыми твердотопливными
ускорителями. Ракеты Lark последующих выпусков имели немного улучшенную
версию LR2-RM-6 - скорее всего, в этом варианте они обозначались
KAQ-2 и KAY-2. Корпус самой ракеты имел крестообразно установленные
крылья и хвостовые стабилизаторы. Квадратные стабилизаторы монтировались
и на ускорителях. Крылья ракет KAQ были оснащены элеронами, а
в ракетах KAY крылья были цельноповоротными. Вес ОФБЧ составлял
45 кг (100 фунтов), за ее подрыв отвечал неконтактный радиовзрыватель.
В первых испытательных пусках управление ракетой осуществлялось
вручную по радиоканалу, но к 1947 началась разработка системы
наведения, не требующей участия оператора.
В сентябре 1947 и начале 1948 Lark получили новые обозначения:
Прежнее обозначение
|
сентябрь 1947
|
февраль 1948
|
KAQ-1
|
XSAM-2
|
XSAM-N-2
|
KAQ-2
|
XSAM-2a
|
XSAM-N-2a
|
KAY-1
|
XSAM-4
|
XSAM-N-4
|
KAY-2
|
XSAM-4a
|
XSAM-N-4a
|
|
|
Схема ЗУР "Lark" © Steven
Dutch, Natural and Applied Sciences, University of
Wisconsin - Green Bay
|
|
ЗУР "Lark" в музее полигона
White Sands © White Sands missile
range museum
|
|
ЗУР "Lark" заправляется
окислителем перед пуском в 1953 г. На заднем плане
слева находится танк, окрашенный в голубой и белый
цвета, служит командным пунктом. Бак с окислителем
размещен на модификации армейского джипа Dodge Weapons
Carrier © Thomascave.com
|
|
|
|
В конечном итоге для ракет Fairchild SAM-N-2 использовалась система
РЛПА наведения с радио-коррекцией на среднем участке траектории.
Корабельная РЛС и СУО отслеживали положение ракеты и цели, вычисляли
курс перехвата и при необходимости отправляли корректирующие команды.
Начиная с дальности 16 км (10 миль) SAM-N-2 могла переходить на
полуактивное наведение с помощью собственной РЛС AN/DPN-7.
Ракета Convair SAM-N-4 на конечном участке траектории имела РЛА-наведение
с помощью собственной РЛС AN/APN-23, а на среднем участке - по
лучу РЛС с помощью системы "Wasp".
Испытания Lark с корабельных ПУ начались в 1950 на специальном
испытательном судне USS Norton Sound, несколько пусков по мишеням
завершились попаданиями. Однако в конце 1950 года программа была
свернута, так как конкурирующая программа Bumbleebee Бюро вооружений
(Lark создавался Бюро аэронавтики) продемонстрировала гораздо
большие возможности в перспективе (и впоследствии привела к появлению
таких систем как SAM-N-6/RIM-8 Talos, SAM-N-7/RIM-2 Terrier и
RIM-24 Tartar).
Оставшиеся после отмены проекта ракеты использовались для испытаний
систем управления. Для этой роли SAM-N-2 и SAM-N-4 получили обозначения
CTV-N-9 (CTV = Control Test Vehicle) и CTV-N-10, соответственно.
Существовало несколько разновидностей CTV-N-9: CTV-N-9a, CTV-N-9b
и CTV-N-9c, но подробности о них неизвестны. CTV-N-9 и -10 в начале
1950-х применялись ВВС, ВМС и сухопутными войсками США для оценки
систем радиолокационного наведения, оборудования и процедур, связанных
с пуском, устойчивостью и управляемостью ракет. Сухопутные войска
применяли ракеты Lark (под обозначением RV-A-22) для разработки
системы наведения ракеты SSM-A-12/MGM-18 Lacrosse класса "земля-земля".
Источники информации
Andreas Parsch. Designation-Systems.Net
в переводе Юрия Голдаева
|