|
Краткое описание
|
ЗУР "Найк-Геркулес" на испытательном
полигоне в 1955 году |
В 1958 году на смену ЗРК "Найк-Аякс"
в США был принят на вооружение комплекс "Найк-Геркулес".
ЗРК "Найк-Геркулес" разрабатывался стационарным, всепогодным,
автоматическим, противосамолетным. Он предназначался для "точечной"
противосамолетной обороны (ПСО) отдельных объектов территории
США. Позже комплекс прошел модернизацию, что позволило его применять
и для ПСО войск (за счет придания подвижности боевым средствам),
а также для ПРО от некоторых тактических баллистических ракет
класса "земля-земля", имеющих скорости полета до 1000
м/с (в основном благодаря применению более мощных РЛС).
В отличие от своего предшественника ЗРК "Найк-Геркулес"
имеет увеличенную боевую дальность (130 вместо 48 км) и высоту
(30 вместо 18 км), что достигнуто путем применения новой ЗУР,
разработка которой началась в 1955 году, и более мощных радиолокационных
станций. Однако принципиальная схема построения и боевой работы
комплекса осталась прежней как в ЗРК "Найк-Аякс". "Найк-Геркулес"
может поражать наземные цели.
Минимальная дальность и высота поражения цели, летящей со скоростью
до 800 м/с, составляют 13 и 1,5 км соответственно.
В качестве средства ПСО страны и войск комплекс состоял на вооружении
армий США, НАТО и Японии, где было развернуто его лицензионное
производство.
Система обнаружения и целеуказания ЗРК "Найк-Геркулес"
первоначально базировалась на стационарной РЛС обнаружения СВАР,
работающей в режиме непрерывного излучения радиоволн. Система
имеет средства опознавания государственной принадлежности авиации,
а также средства целеуказания.
В середине 60-х годов для комплекса была разработана новая РЛС
обнаружения ХИПАР, отличающаяся от РЛС СВАР увеличенной мощностью,
более высокой помехозащищенностью и подвижностью. Эта РЛС монтировалась
на пяти прицепах. На трех из них размещались передатчик, приемник
и пункт обработки информации; на четвертом - силовая установка:
два дизельных генератора мощностью по 200кВт, блок питания на
60 гц для РЛС и блок питания на 400 гц для пункта обработки информации.
На пятом прицепе установлена антенна РЛС, имеющая ширину около
13 м (для транспортировки одни части антенны снимаются, другие
складываются).
РЛС ХИПАР может использоваться в составе ЗРК самостоятельно или
совместно со станцией СВАР.
Средства управления ЗУР комплекса включают:
- две РЛС - точного сопровождения цели и сопровождения ракеты,
- счетно-решающий прибор,
- станцию передачи радиокоманд на борт ЗУР (совмещена с РЛС
сопровождения ракеты).
Определение момента пуска ЗУР, выработка и передача команд теленаведения
осуществляются этими средствами автоматически по обычной схеме.
Кроме того, они вырабатывают команду на подрыв боевой части ракеты.
Пусковая установка для ЗУР "Найк-Геркулес" рассчитана
на одну ракету. Известны три ее модификации - стационарная, полустационарная
и опытная самоходная подвижная. Две первые обеспечивают пуск ЗУР
под постоянным углом возвышения около 90 град. Направляющая пусковых
установок имеет конечную длину. Заряжание ее механизированное.
|
Самоходная пусковая установка М520
ЗРК "Найк-Геркулес" |
Не состоявшая на вооружении опытная самоходная пусковая установка
М520 была смонтирована на колесном шасси грузового автомобиля
повышенной проходимости. Она включает четыре основных агрегата:
направляющую с механизмом вертикального наведения, убирающееся
колесное шасси, отражатель истекающих газов стартового ускорителя
с креплением, комплект гидравлических домкратов и опор. Переход
пусковой установки из походного в боевое положение предусматривал
ее размещение на грунте на опорах и горизонтирование с помощью
домкратов.
Справка |
Опытная подвижная ПУ ЗРК Найк-Геркулес выполнена на базе
автомобиля повышенной проходимости Caterpillar M520 "Goer".
Сочлененная машина M520 - единственный представитель семейства
"Goer", принятый на вооружение. Многочисленные
машины этого семейства были разработаны в США в конце 50-х-начале
60-х годов. Название "Goer" образовано путем сокращения
английского выражения go anywhere ("проходить
где угодно").
Машина М520 состоит из двух одноосных секций, шарнирно
соединенных между собой. Это в сочетании с колесами большого
диаметра обеспечивает высокую проходимость. В передней секции
размещаются кабина водителя и двигатель, в задней - груз.
Привод на все колеса - механический.
Поворот автомобиля производится путем смещения одной секции
относительно другой при помощи гидравлической системы. Автомобиль
может плавать без дополнительного оборудования. Движение
на воде осуществляется путем вращения колес.
На базе машины М520 создан топливозаправщик М559 (емкость
цистерны 9500 л) и ремонтно-эвакуационная машина М553. В
1971 году с фирмой Caterpillar был подписан контракт на
поставку сухопутным войскам США 1300 машин типа "Goer".
Такое ограниченное число заказанных автомобилей объясняется
их очень высокой стоимостью.
Основные характеристики М520
колесная формула |
4х4
|
грузоподъемность |
7250 кг
|
полная масса |
11250 кг
|
скорость на суше |
48 км\ч
|
скорость на воде |
5 км\ч
|
запас хода |
480 км
|
габариты |
9750х2740х2460 мм
|
двигатель |
многотопливный
|
число цилиндров |
6
|
мощность |
216 л.с. при 2200 об\мин
|
|
Зенитная управляемая ракета "Найк-Геркулес" - сверхзвуковая
(максимальная скорость полета 1100 м/с), двухступенчатая. Она
снабжена стартовым и маршевым РДТТ и имеет нормальную аэродинамическую
схему. Корпус стартового ускорителя отделяется от маршевой ступени.
При полете на максимальные дальности используется пассивный участок
траекторий. Наведение ракеты на цель - радиокомандное.
Стартовый вес ракеты 4500 кг, вес маршевой ступени 2200 кг, общая
длина 12,5 м (маршевой ступени --8,2 м), диаметр корпуса 0,8 м,
размах крыла 2,3 м.
Ракета "Найк-Геркулес" может оснащаться как обычной
осколочно-фугасной боевой частью для борьбы с одиночными целями,
так и ядерной спецБЧ для поражения групповых целей.
Корпус маршевой ступени ракеты состоит из трех отсеков и носового
обтекателя, обшитых листовым алюминиевым сплавом. Два задних отсека
соединяются при изготовлении болтами, а передний, в котором размещаются
боевая часть и взрывательное устройство, пристыковывается на стартовой
позиции. Места стыков и швы промазываются специальным составом,
препятствующим проникновению пыли и влаги.
Неподвижные аэродинамические поверхности маршевой ступени большой
стреловидности, а также носовые стабилизаторы изготовлены из алюминиевого
сплава (в последних смонтированы антенны приемника радиокоманд
наведения), подвижные аэродинамические поверхности (элероны) -
из магниевого сплава.
Стартовый тандемный ускоритель с отделяющимся корпусом представляет
собой связку из четырех РДТТ, которая соединяется с маршевой ступенью
конусом. В хвостовой части связки ускорителей имеется хомут, к
которому крепятся четыре стабилизатора большой площади. Все аэродинамические
поверхности располагаются в совпадающих плоскостях. За несколько
секунд ускоритель разгоняет ЗУР до скорости около 700 м/с.
Маршевый РДТТ ракеты работает на полисульфидном топливе с присадкой
алюминия. Камера сгорания двигателя расположена вблизи центра
тяжести ЗУР и соединена с выходным соплом трубой, вокруг которой
монтируется бортовая аппаратура ракеты. Маршевый двигатель включается
автоматически после отделения стартового ускорителя, разгоняя
ракету до скорости 1100 м/с. Дальнейший полет ракеты происходит
по инерции.
При стационарном размещении комплексы "Найк-Геркулес"
объединяются в батареи и дивизионы. Батарея имеет в своем составе
все боевые средства ЗРК и две стартовые площадки, на каждой из
которых расположено по четыре пусковых установки с ЗУР. Батареи
размещаются, как правило, вокруг обороняемого объекта, обычно
совместно с батареями ЗРК "Хок", на расстоянии 50-60
км от его центра. Каждый дивизион включает шесть батарей.
В 1980-е годы ЗРК "Найк-Геркулес" начал заменяться
на поступающие на вооружение ЗРК нового поколения "Пэтриот".
В настоящее время комплекс "Найк-Геркулес" снят с вооружения.
Проекции
|
Проекции ЗУР MIM-14 "Nike Hercules"
© Missile.Index |
Технические характеристики
Дата принятия на вооружение |
1958 г.
|
Максимальная дальность, км |
130
|
Минимальная дальность, км |
13
|
Максимальная высота поражения,
км |
30
|
Минимальная высота поражения,
км |
1,5
|
Метод наведения ЗУР на цель |
теленаведение
|
ЗУР: |
|
стартовая масса, кг |
4500
|
длина, м |
12,5
|
диаметр, м |
0,8
|
число ступеней |
2
|
Максимальная скорость полета,
М |
3,3
|
Источники информации
С.А. Пересада "ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТНЫЕ
КОМПЛЕКСЫ" Военное издательство Министерства обороны СССР,
Москва, 1973 г.
Л. Гоголев "АВТОМОБИЛИ В БОЕВОМ СТРОЮ", 1980 г. (материал подготовил
А.Рубан)
|
|