|
Самоходная зенитная установка
на базе ракет R-3 (AA-2 'Atoll') впервые была показана на
публике в 1995 (Источник Vojske Krajine) |
|
|
Буксируемый кустарный ЗРК
"Праща" с ракетой на базе авиационных ракет класса
"воздух-воздух" с ИК головкой самононаведения Р-60 |
|
Новые варианты ЗРК "Праща"
с двухступенчатыми ракетами на базе авиационных ракет Р-73
и Р-60 на выставке в Белграде в декабре 2004 г. © Vukasin
Milosevic, 2004 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самоходный ЗРК "Праща"
с двухступенчатыми ракетами на базе авиационных ракет класса
"воздух-воздух" с ИК головкой самононаведения Р-73
© Vukasin Milosevic, 2004 |
|
|
|
|
|
|
|
Самоходный ЗРК "Праща"
с двухступенчатыми ракетами на базе авиационных ракет класса
"воздух-воздух" с ИК головкой самононаведения Р-73
© Vukasin Milosevic, 2004 |
Начало воздушной
кампании НАТО против Югославии в 1999 году подтолкнуло инженеров
этой страны к созданию в срочном порядке двухступенчатых зенитных
ракет путем добавления к российским ракетам "воздух-воздух"
с ИК наведением ускорителей собственной разработки. Эти зенитные
ракеты применялись в боевых действиях и, как минимум, одна из
этих систем могла быть использована против самолетов НАТО.
Первые примеры использования УРВВ в роли ЗУР
в Югославии относятся к середине 1990-х, когда армия боснийских
сербов создала ЗРК на шасси грузовика TAM-150 с двумя направляющими
для ракет Р-13 (AA-2 'Atoll' по западной классификации) с ИК наведением.
Эта кустарная модификация проводилась без формальных НИОКР и,
похоже, никогда не имела официального обозначения.
Еще более простая система, известная как Pracka
("Праща") представляла собой ракету Р-60 (AA-8 'Aphid'
по западной классификации) на импровизированной пусковой установке
на базе лафета буксируемой зенитной пушки типа M55 калибра 20мм.
Реальная боевая эффективность такой системы могла оказаться даже
ниже чем у пращи, учитывая такой очевидный недостаток, как очень
ограниченная дальность пуска.
По мнению редакции английского журнала Jane's
Missile and Rockets, ЗРК, использовавшие двухступенчатые ракеты,
были разработаны в срочном порядке Военно-техническим институтом
VTI (Vojno-Tehnicki Institut) и Воздушно-опытным центром VTO (Vazduhoplovno-Opitni
Centar) уже в ходе авиационной кампании НАТО в 1999 году. Эти
системы получили обозначения RL-2 и RL-4.
Прототипы обеих систем создавались на базе шасси
самоходной зенитной установки с 30-мм двуствольной пушкой чешского
производства типа M53/59, более 100 которых состояло на вооружении
в Югославии.
Система RL-2 оснащалась ракетой Р-60МК с первой
ступенью в виде ускорителя аналогичного калибра. Ускоритель, по-видимому,
был создан комбинацией двигателя ракеты РСЗО и больших хвостовых
стабилизаторов установленных крестообразно. Ускоритель RL-2 имеет
длину около 2,25 метра и калибр порядка 120-130 мм. Возможно,
основой для него послужила ракета 128-мм РСЗО местного производства.
Демонтировав пушки, магазины и связанное с ними
оборудование установки M53/59, техники установили две направляющие
для новых ракет. Основой для направляющих послужили авиационные
пусковые установки типа АПУ-60-1ДБ1 (изделие П-62-1ДБ1).
Ракета RL-4 была создана на базе российской
ракеты Р-73 (западное обозначение - AA-11 Archer), также оснащенной
ускорителем. Ракета монтировалась на одинарной направляющей также
на шасси M53/59. В этом случае направляющая делалась на базе авиационной
пусковой установки типа АПУ-73 (изделие П-72). Ускоритель для
RL-4 имеет длину 1,25-1,3 метра и калибр 195-230 мм. Калибр ускорителя
заметно меньше, чем у 262-мм ракет РСЗО местного производства,
которые было бы логично рассматривать как подходящую основу для
ускорителя. Один из источников сообщил JMR, что ускорители для
RL-2 и RL-4 вероятно создавались на базе российских 57-мм авиационных
НАР типа С-5. Для RL-2 это не так, но наличие в торце хвостовой
части ускорителя RL-4 шести сопел увеличивает шансы, что он был
сделан из шести ракет VRZ-57 (местная копия С-5) в едином корпусе.
Примерно на середине каждого ускорителя есть
маленький синий логотип. Один из источников сообщил JMR, что это
может быть логотип завода Vazduhoplovni Zavod Moma Stanojlovic
(иногда его называют VZ Moma) - авиационно-ремонтного предприятия,
расположенного на авиабазе Батайница. Это предприятие занимается
обслуживанием и ремонтом всех состоящих на вооружении ракет "воздух-воздух",
а также обслуживанием и ремонтом самолетов МиГ-21, вертолетов
Ми-8, SA341/SA342 Gazelle, Alouette, Canadair, Ми-2 и Utva 75.
На VZ Moma производятся и некоторые запасные части для авиатехники.
Неочевидной деталью конструкции RL-4 является
нечто похожее на большую канистру серого цвета под направляющей.
На первый взгляд, она могла бы послужить внешней емкостью для
охладителя ГСН Р-73, но однако это не очень похоже на правду -
так как единственное соединение канистры с направляющей похоже
на кабель заземления. Столь же неправдоподобной выглядит и возможность
того, что он запитывает систему пневматический привод подъемника
направляющей.
Первые сообщения о созданном сербами ЗРК на
базе M53/59 появились в конце 1999 года. В них описывалась система,
включающая две ракеты типа Р-73 (без ускорителей), смонтированных
на рельсовых направляющих. Непонятно - была ли это третья импровизированная
конструкция ЗРК (возможно, имеющая обозначение R-1 или R-3), или
автор сообщений перепутал RL-4 с одной направляющей и RL-2 с двумя.
Не названный сербский источник в беседе с представителем JMR заявлял
о том, что этот ЗРК оказался успешным. Он добавил: "Очень
жаль, что мы не можем переделать больше ракет!". Ракеты Р-73
значительно превосходят Р-60 по чувствительности ГСН и досягаемости
по дальности и высоте, представляя значительную угрозу самолетам
НАТО.
Чтобы ракеты Р-60 и Р-73 могли работать в роли
второй ступени ракет, необходимо было внести некоторые изменения.
Требовалось заменить нормальный метод запуска двигателя по команде
от блока системы наведения на запуск, инициируемый отделением
ускорителя. В ракете RL-2 ускоритель отделен от Р-60 цилиндрическим
отсеком с отверстиями. Из одного из них выходит кабель, соединяющий
ускоритель с ракетой Р-60. Этот кабель не имеет никаких креплений
к корпусу ракеты и больше похож на импровизацию, чем на инженерную
деталь. В RL-4 отклоняемое сопло Р-73 окружено решетчатой структурой,
соединяющей ракету с ускорителем.
Возможно, в конструкцию трехступенчатых предохранителей
ракет никаких изменений вносить не понадобилось. Первые две ступени
- электрическая и механическая, - срабатывают в момент отделения
ракеты от направляющей так же, как и при пуске с самолета. Последняя,
третья ступень срабатывает вероятно от ускорения ракеты (возможно
в этом помогает ускоритель) или на определенной высоте, достаточной
чтобы предотвратить преждевременное срабатывание дистанционного
взрывателя. Автопилот ракеты оставлен без изменений - должно быть,
он успешно справляется с помехами, которые могут возникать в момент
пуска.
Пусковая установка сохранила от зенитной пушки
одну деталь - кресло наводчика на левой стороне. Это место защищено
броней спереди, сзади и с боков.
У JMR нет информации о том, используется ли
в этих системах оборудование для определения дальности или целеуказания,
а также о внешнем виде панели управления ракетами. Как минимум,
должна быть звуковая индикация захвата с изменением тональности
звука по мере того, как ГСН приближается к пределам по углу отклонения
и скорости слежения за целью.
Для RL-2 возможно имеется переключатель, позволяющий
применять ракеты по одиночке или залпом.
Вряд ли RL-2 и RL-4 имеют большие шансы проводить
успешные стрельбы по внезапно появившимся целям - эти ЗРК должны
зависеть от КП ПВО или передового пункта наблюдения, чтобы иметь
хотя бы некоторое представление о направлении на цель и примерном
времени ее появления.
Оба прототипа были созданы персоналом мастерских
VTO и VTI и у JMR нет информации о том, сколько пробных запусков
было проведено (и проводились ли они вообще). Прототипы оставались
на службе в течение всей бомбардировочной кампании НАТО в 1999
году. Неофициальные отчеты предполагают, что RL-4 могла применяться
в боевых действиях, но нет никаких подтверждений того, что ракеты
RL-2 запускались по самолетам НАТО. После завершения конфликта
обе системы были сняты с вооружения и возвращены в VTI.
В варианте "воздух-воздух" Р-60 имеет
минимальную дальность пуска - 150 метров, а максимальную - 10
км. В случае, когда такие параметры как дальность до цели оцениваются
"на глаз" и не дополняются поисковым оборудованием самолета,
руководство по МиГ-29 рекомендует пуски по целям вдогон проводить
на дальностях от 0,3 до 1,5 км, а в лоб - от 1,5 до 12 км (по
не маневрирующим целям) или до 5 км (по маневрирующим).
Для эффективного применения ракет RL-2/Р-60
в лоб по целям, идущим на форсаже, система наведения должна переключаться
в режим 'high-gain'. При пуске в режиме "воздух-воздух"
это обычно делается СУО самолета.
Согласно данным VTI, максимальная дальность
RL-2 составляет 7,5 км (скорость и направление движения цели не
указываются). В варианте Р-73М1 ракета AA-11 имеет минимальную
дальность 300 метров, а максимальную - до 20 км. VTI указывает
для RL-4 дальность 8,6 км.
Источники информации
Секретные ЗРК Югославии
(Yugoslavia's secret SAMs)
Сеймур Джонсон (Seymour Johnson) (перевод Юрия Голдаева)
Jane's Missile and Rockets, May 01, 2005
|