|
Путь
Петра Грушина к конструкторской славе был долгим и нелегким. Небольшой
волжский городок Вольск, в котором он родился 15.01.1906 г., ничем
не был знаменит. В начале века в нем, известном лишь судостроительным,
цементным и пивоваренными заводами, об авиации и не слыхивали.
Лишь в июле 1911 г. прибыл в Вольск на "гастроли" победитель
первого перелета Петербург-Москва Александр Васильев, аэроплан
которого несколько минут покружил в воздухе "для почтеннейшей
публики". Впрочем, гастрольный полет не оставил в памяти
Грушина никаких воспоминаний. А вот о другой встрече с "большой"
авиацией, состоявшейся в середине 1920-х, Грушин вспоминал часто.
- В тот день я возвращался вечером
с занятий, солнце еще не скрылось. И вдруг, гремит что-то в воздухе.
Низко, над самыми крышами домов, пролетели три самолета и сели
за городом, - рассказывал Петр Дмитриевич. - Не я один -все молодое
население города напрямик, через заборы и огороды, рванулось к
месту посадки. Прибежали, подошли к машинам. Никто нас не заругал.
Наоборот, летчикам было забавно видеть наше волнение, разрешили,
что называется, "потрогать" их самолеты…
Эта встреча оказалась для Грушина
решающей. К тому времени за его плечами уже была учеба в школе,
Вольском городском училище, профтехшколе имени Ильича. К своим
двадцати годам он в совершенстве овладел слесарным делом, работал
на различных станках, водил трактор. И в Вольске, и в соседних
с ним Марксштадте и Энгельсе ему было где применить свои знания
и умения, но Грушин уже не представлял дальнейшей своей жизни
без самолетов.
Начав с простейших авиамоделей,
Грушин вскоре стал среди друзей признанным авторитетом в вопросах
авиации и авиамоделизма. Во время состязаний модели, созданные
его руками, улетали дальше других.
|
Петр Грушин, студент МАИ, 1932 г. |
Однако предпринятая Грушиным
попытка стать летчиком оказалась неудачной - в Самарское училище
военных летчиков его не пропустила медкомиссия. Но вскоре Грушин
получил направление райкома комсомола на учебу в Ленинград - в
Политехнический институт, где в те годы было отделение подготовки
инженеров для гидроавиации. На этот раз осечки не случилось, и
осенью 1928 г. Грушин стал студентом. Через два года, летом 1930
г., все отделение, на котором учился Грушин, перевели в Москву,
в только что созданный Московский авиационный институт.
В те времена большинство будущих
авиаинженеров училось с вдохновением - авиация не принимала людей
равнодушных и безразличных. Но даже среди своих самых увлеченных
сокурсников Грушин выделялся трудолюбием и глубиной изучения предметов.
"В те годы мы табунками бегали за маститыми учеными и конструкторами,
стремясь узнать как можно больше о полюбившемся нам деле",
- вспоминал Грушин свои студенческие годы. Его учителями и наставниками
были известнейший авиаконструктор Д.П.Григорович, молодой, но
уверенно набиравший тогда силу С.В.Ильюшин, ученый Б.Н.Юрьев…
Опираясь на их опыт, Грушин сумел обрести свой собственный творческий
почерк - научился смело отказываться от привычных решений, предлагая
взамен хорошо продуманные новые, лучшие. И не случайно фамилия
студента Грушина, передовика учебы из группы 182 постоянно упоминалась
в институтской многотиражке "Пропеллер".
|
Модель самолёта "Бригадный"
- победителя конкурса ЦКС Осоавиахима, 1932 г. |
Незаурядным оказался и его дипломный
проект легкомоторного самолета, над которым с начала 1932 г. он
работал вместе с друзьями-сокурсниками Дмитрием Бабадом и Афанасием
Мараказовым. Проект под названием "Бригадный" был представлен
ими на всесоюзный конкурс, проводившийся ЦК Осоавиахима. 13.10.1932
г. об итогах конкурса написала газета "Известия". В
числе победителей значились Грушин, Бабад и Мараказов. Им была
присуждена первая премия. Вторую на том конкурсе получил инженер
Сергей Королев, разработавший самолет из легкого сплава электрон.
|
Рекордный самолёт "Сталь-МАИ",
1934 г. |
|
Пётр Грушин (справа) возле самолёта
"Октябрёнок", 1936 г. |
|
|
Легкомоторный самолёт "Октябрёнок" |
|
Пётр Грушин на Тушинском аэродроме
перед показательным полётом "Октябрёнка", 1938 г. |
|
"Октябрёнок" в МАИ, 1940
г. |
Грушин, окончивший Московский
авиационный институт в мае 1932 г., вскоре был принят на работу
в Бюро новых конструкций (БНК) Всесоюзного авиационного объединения.
В этой организации, которую возглавлял француз Анри Лявиль, в
то время создавался цельнометаллический двухместный истребитель
ДИ-4. Однако дальше опытного образца дело не пошло, и в середине
следующего года БНК было закрыто. В июле 1933 г., после недолгой
работы на заводе №39 Московского ЦКБ, Грушин вернулся в МАИ. В
"альма-матер" его пригласил на должность своего заместителя
знаменитый авиаконструктор Д.П.Григорович, которому Грушин приглянулся,
будучи еще студентом. Григорович тогда был перегружен сверх всякой
меры: руководил конструкторским бюро, создававшим истребители,
возглавлял в МАИ кафедру конструкции и проектирования самолетов,
а также руководил группой студентов и дипломников, проектировавших
в МАИ цельностальной самолет. В этой группе, выросшей со временем
в КБ МАИ, и начал работать Грушин, а создававшийся в КБ самолет
стал его первой самостоятельной работой.
Оригинальность самолета, который
предназначался для отработки сверхдальних перелетов и был своего
рода дублером рекордного туполевского АНТ-25, заключалась прежде
всего в материале конструкции - им была нержавеющая сталь. Она
и определила название этого самолета - "Сталь-МАИ имени Якова
Алксниса". Однако к моменту начала рекордных полетов АНТ-25
самолет не успел. Первый полет на нем был совершен лишь 19.09.1934
г., когда на АНТ-25 уже был установлен первый рекорд дальности
полета. Естественно, что потребность в "Сталь-МАИ" отпала,
к тому же при его пятом полете произошла авария - на взлете заглох
мотор, и уже разогнавшийся самолет пришлось направить к находившейся
на границе аэродрома куче песка. Экипаж, в составе которого был
и Грушин, не пострадал, но самолет был основательно поврежден
и больше не летал.
Следующей работой Грушина в
МАИ стала модернизация самого массового самолета того времени
- У-2, заключавшаяся в улучшении его аэродинамики, в установке
дополнительных бензобаков. В результате, осовремененный У-2 прибавил
15-20 км/час в скорости и несколько сотен километров в дальности
полета. Но продолжения эта работа не получила, как и ряд других
попыток: затраты на выполнение переделок У-2 всегда оказывались
значительно выше ожидавшегося экономического эффекта.
Другая работа, проведенная Грушиным
на У-2, заключалась в установке на самолет малогабаритной паровой
турбины. Тогда им, совместно с двигателистами МАИ, был создан
исследовательский стенд, на котором проводилась отработка основных
элементов конструкции новой двигательной установки.
Настоящая же известность пришла
к Грушину вместе с "Октябренком". Этот небольшой самолет
был построен в МАИ летом 1936 г. Но еще до его постройки разгорелись
жаркие споры вокруг схемы "тандем", предложенной Грушиным
для "Октябренка". Взявшись усовершенствовать популярную
в те годы "летающую блоху" француза Анри Минье, Грушин
предложил для своего самолета именно схему "тандем".
Рассудить, правильно ли выбрано решение, мог только полет. И 23.10.1936
г. "Октябренка" поднял в воздух один из известнейших
летчиков-испытателей того времени - Александр Жуков. А через неделю
"Октябренок" победно прожужжал своим 27-сильным мотором
в небе над МАИ. Споры о неэффективности подобного "тандема"
стихли сами собой.
Несколько лет "Октябренок"
был своего рода символом МАИ, его на грузовике возили в составе
колонны института во время праздничных демонстраций на Красной
площади, а в 1938 г. один из его полетов на Тушинском авиационном
празднике был специально снят для кинохроники.
|
|
Штурмовик "Ш-тандем" |
|
Рекордный самолёт "Сталь-МАИ" |
|
|
Дальний истребитель сопровождения Гр-1 |
|
|
Ближний бомбардировщик ББ-МАИ |
Успех "Октябренка"
позволил Грушину приступить к созданию боевого самолета подобной
схемы. По замыслу конструктора, он должен был представлять собою
скоростной небронированный штурмовик. Такая идеология вполне соответствовала
времени. В те годы у многих военных специалистов пользовалась
популярностью теория о безопасности атак на наземные цели с большой
скоростью, на малой высоте, с пикирования. Кроме тандемной схемы,
отличительной особенностью грушинского штурмовика стала размещенная
в хвостовой части "Тандема-МАИ" (самолет также назывался
МАИ-3 и "Ш-тандем") башня стрелка, которая обеспечивала
оборону всей задней полусферы. Отличался самолет и высокой технологичностью,
благодаря которой он был в кратчайшие сроки изготовлен в мастерских
МАИ.
Первый вылет "Тандема-МАИ"
состоялся 05.12.1937 г., и в течение следующего года самолет прошел
всю положенную программу испытаний, подтвердив при этом высокие
характеристики. Однако испытатели отметили и ряд недостатков штурмовика-тандема.
Второй экземпляр "Тандема-МАИ", на котором большинство
из недостатков первой машины было устранено и, кроме того, предполагалось
установить убирающуюся носовую стойку шасси, так и не был построен.
Опыт, полученный в ходе работ
над штурмовиком, был вскоре использован Грушиным при создании
следующего самолета - ББ-МАИ. Он предназначался для использования
в качестве ближнего бомбардировщика, имел цельнодеревян-ную конструкцию
и убирающуюся носовую стойку шасси. Увы, ББ-МАИ оказался на редкость
невезучим. Затянувшаяся постройка привела к тому, что его первый
полет состоялся лишь в декабре 1940 г., когда у ВВС интерес к
этому самолету был утрачен. Самого Грушина к тому времени назначили
главным конструктором КБ Харьковского авиазавода №135, а КБ МАИ,
выполнявшее в течение нескольких лет роль "питомника"
будущих инженеров и конструкторов, было закрыто.
Основной задачей, стоявшей перед
Грушиным в Харькове, было обеспечение на заводе №135 серийного
выпуска самолетов ББ-1 - будущих ближних бомбардировщиков Су-2.
Одновременно его новое КБ взялось за создание дальнего одноместного
истребителя сопровождения ДИС-135 (Гр-1). Аналогичные работы велись
тогда целым рядом организаций, в том числе КБ Н.Н.Поликарпова
и А.И.Микояна. Благодаря предложенной Грушиным форме организации
работ, напоминающей популярный много позже хозрасчет, харьковчане
оказались в числе лидеров. Их самолет в середине июня 1941 г.
был готов к первому полету. Но из-за начавшейся войны его перевезли
для испытаний в подмосковный ЛИИ.
|
Пётр Грушин, 1940-е гг. |
|
Пётр Грушин с женой Зинаидой Захаровной
Жевагиной |
Там, при запуске одного из его
моторов, самолет был поврежден и его пришлось эвакуировать на
Урал, в Пермь, куда к тому времени уже был переведен Харьковский
авиазавод. Но и в Перми подготовить Гр-1 к полетам не удалось
- в январе 1942 г. завод расформировали.
Новым назначением Грушина стало
КБ С.А.Лавочкина, работавшее в Горьком. Там летом 1942 г. начинали
запускать в серию истребитель Ла-5. Задача, поставленная перед
Грушиным на этот раз, была сформулирована по-военному четко -
обеспечить скорейший серийный выпуск этих истребителей. И уже
осенью 1942 г. первые Ла-5 приняли участие в боях под Сталинградом,
а 05.12.1942 г. Горьковский авиазавод отрапортовал о начале массового
выпуска новых истребителей. Роль Грушина в этой работе в июне
1943 г. была отмечена орденом Ленина.
Весной 1943 г. Грушина перевели
в Москву главным инженером на авиационный завод №381, где также
разворачивался выпуск истребителей Лавочкина - Ла-7. Здесь по
инициативе Грушина на истребителях Ла-7 был внедрен ряд новшеств,
что позволило увеличить боевую эффективность этих самолетов: было
усилено вооружение, проведены работы по герметизации кабины пилота,
сделаны и другие усовершенствования.
|
Пётр Грушин и Артём Микоян, 1968 г. |
В первые послевоенные годы на
заводе №381 развернулась подготовка к серийному изготовлению истребителя
И-250 (конструкции А.И.Микояна и М.И.Гуревича) и опытных образцов
реактивного истребителя КБ С.А.Лавочкина - Ла-150.
В октябре 1946 г. Грушин перешел
на работу в Министерство авиационной промышленности, потом трудился
в Спецкомитете по реактивной технике. В сентябре 1948 г. Грушин
вновь вернулся в МАИ, став деканом самолетостроительного факультета,
а затем и проректором института по научной работе.
В пятидесятые годы Грушину,
всю жизнь мечтавшему о создании самолетов, пришлось заняться делом
совершенно противоположным - разработкой зенитных управляемых
ракет, предназначавшихся для уничтожения самолетов.
Вторая мировая война продемонстрировала
огромную боевую мощь авиации. Борьба с самолетами потребовала
применения качественно новых средств, в том числе и управляемых
ракет. Тогда же развернулись работы по их созданию в Германии,
США, ряде других стран. Однако первые результаты были весьма скромными,
а потому Грушин оказался практически у истоков создания этого
вида оружия XX века - одного из наиболее сложных.
В июне 1951 г. Грушина назначили
первым заместителем С.А.Лавочкина. В то время КБ Лавочкина занималось
крайне сложным и ответственным делом: создавало ракету для первой
отечественной зенитной ракетной системы С-25 "Беркут",
предназначавшейся для обороны Москвы. Работа велась в темпе, едва
ли не более высоком, чем в военные годы. Сталин, лично поставивший
задачу летом 1950 г., потребовал, чтобы "ракета для ПВО была
сделана за год". И ракета появилась именно в эти сроки. Начались
ее испытания. Однако создателям системы ее наведения и управления
из КБ-1 - головной организации С-25 - потребовалось значительно
больше времени. Проблемы, вставшие перед КБ-1, оказались качественно
иного уровня и потребовали, по сути дела, создания практически
новой отрасли промышленности. Лишь 02.11.1952 г. на полигоне Капустин
Яр состоялся первый пуск зенитной ракеты, управлявшейся по командам
наземной станции наведения, а 26.04.1953 г. был осуществлен первый
перехват цели - бомбардировщика Ту-4.
|
Петра Грушина с 75-летием поздравляет
маршал артиллерии Павел Кулешов, 1981 г. |
Свое очередное и оказавшееся
последним назначение Петр Грушин получил в конце 1953 г. Новым
местом работы стало Особое конструкторское бюро №2 (позже - МКБ
"Факел"). Должность: главный конструктор - начальник
ОКБ. Место, выделенное новой организации на окраине подмосковных
Химок, Грушину было хорошо знакомо. Здесь еще до войны летал его
"Октябренок", здесь и сам он учился летать в аэроклубе
МАИ.
У нового назначения имелась
и оборотная сторона - отныне он практически исчез из поля зрения
авиационных специалистов и знатоков авиации. Дело, порученное
Грушину, требовало принятия именно таких мер секретности. Даже
его имя стало одним из самых больших секретов страны и более не
связывалось с успехами ее науки и техники. Вплоть до конца 1980-х
информация о Грушине в энциклопедиях и словарях заканчивалась
словами о том, что "далее он работал самостоятельно и с большим
успехом".
Создавая коллектив своего КБ,
Грушин начинал, конечно, не с целины. Его основу составили специалисты-ракетчики
из московского КБ-1, ставшего основным "заказчиком"
ракет нового КБ, а также работники ОКБ-293 М.Р.Бисновата, располагавшегося
на этой химкинской территории до зимы 1953 г. Среди специалистов,
сделавших первые шаги в деле создания ракет в новом КБ, было много
уже известных конструкторов, инженеров, организаторов производства
- таких, как Д.Л.Томашевич, Н.Г.Зырин, Е.И.Кринецкий, В.Н.Елагин,
Г.Е.Болотов. Немало было и таких, как Е.И.Афанасьев, Г.Ф.Бондзик,
чьи таланты и способности полностью раскрылись в работе здесь.
И каждый год в совершенно секретную организацию приходили молодые
специалисты, заканчивавшие лучшие институты страны, где в те годы
велась подготовка инженеров-ракетчиков. Буквально с первого дня
работы ОКБ-2 получило приоритет в их выборе, поэтому попадали
сюда лишь самые лучшие и талантливые. Очень многие молодые специалисты
стали со временем соратниками своего учителя и руководителя. Как
и П.Д.Грушин, они полностью отдавали себя порученному делу. Именно
в грушинской "школе" начинали свой путь в ракетостроении
будущий главный конструктор В.В.Коляскин и генеральный конструктор
В.Г.Светлов.
"Пробой пера" для
ОКБ-2 стала разработка ракеты 1Д для создававшейся в КБ-1 передвижной
зенитной ракетной системы С-75. Эти ракеты со временем стали своего
рода визитной карточкой КБ Грушина. Максимально высокая эффективность
ракет при их минимальной стоимости и простоте в эксплуатации;
разумное сочетание оригинальных решений с уже хорошо зарекомендовавшими
себя; реализация технологий изготовления с опорой на наиболее
ходовые, освоенные конструкционные материалы и высокопроизводительные
методы их обработки - все это предопределило будущую многотиражность
ракет Грушина.
Первая зенитная ракета ОКБ-2
была принята на вооружение в декабре 1957 г. А через год ее создатели
получили высокие награды: Грушину было присвоено звание Героя
Социалистического труда, ОКБ-2 наградили орденом Ленина, десятки
работников предприятия получили ордена и медали. Специально для
вручения наград 30.12.1958 г. на предприятие приехали руководители
страны Н.С.Хрущев и Л.И.Брежнев.
В отличие от многих других ракет,
"награжденных" в те годы, ракете 1Д и ее модификациям
была уготована многолетняя боевая служба. Ее первый боевой пуск
состоялся 07.10.1959 г. - в небе над Китаем ею был сбит высотный
самолет-разведчик. А первую цель в небе своей страны ракета настигла
16.11.1959 г. около Волгограда - ею оказался один из американских
разведывательных воздушных шаров, летевший на высоте 28 км. Однако
эти эпизоды, при всей своей известности, конечно ни в какое сравнение
не идут с событием, которое произошло 01.05.1960 г. у Свердловска.
"Неожиданно я услышал глухой
взрыв и увидел оранжевое сияние. Самолет вдруг наклонился вперед
носом и, кажется, у него отломились крылья и хвостовое оперение.
Господи, в меня попали!.. Точно я не знаю, в каком положении падал
мой самолет, я видел во время падения только небо…", - так
об этой встрече с ракетой рассказывал пилотировавший самолет-шпион
"Локхид" U-2 американский летчик Фрэнсис Пауэрс.
А так говорил об этом случае
Петр Дмитриевич Грушин:
- Пауэрсу в общем-то повезло. Ракета была пущена вдогон, а не
навстречу. Поэтому, когда она настигла цель и взорвалась, осколки
ее боевой части повредили самолет, но двигатель, словно щит, заслонил
кабину пилота, размещенную в носовой части машины, и летчик остался
жив.
С разведчиками U-2 грушинским
ракетам пришлось столкнуться еще не раз - в небе над Кубой, Китаем,
Вьетнамом. Победа, как правило, оставалась за ракетой.
Но во Вьетнаме им довелось столкнуться
не только с U-2. Начавшаяся там летом 1964 г. война, по замыслу
заокеанских стратегов, должна была стать очередным триумфом американского
оружия, и прежде всего - авиации. Перед американскими летчиками
была поставлена задача "вбомбить вьетнамцев в каменный век".
И она успешно выполнялась, во всяком случае, до тех пор, пока
на вьетнамской земле не появились советские зенитные ракеты. Уже
первый поединок С-75 с американскими "Фантомами", состоявшийся
24.07.1965 г., положил начало невиданному доселе военному соревнованию.
Соревнованию, главным результатом которого стали не только тысячи
сбитых американских самолетов, но и то, что американцы были вынуждены
отказаться от массированных бомбардировок Вьетнама и сесть за
стол переговоров.
К концу той войны на вьетнамской
земле появился новый ракетный комплекс С-125, также оснащенный
ракетами, созданными в КБ Грушина. Отличавшиеся небольшими размерами
и массой, они стали не только частью наземных систем ПВО, но и
одним из основных средств корабельной противовоздушной обороны.
Грушин всегда стремился расширить круг заказчиков своих ракет.
Создавая любую из ракет, он оценивал возможности их использования
на кораблях или в Сухопутных войсках. Именно поэтому столь насыщенны
биографии его ракет, которым всегда хватало "горячих точек":
в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, в Африке или Европе.
Именно в небе Югославии в марте 1999 г. ракета Грушина поставила
точку в судьбе одного из пресловутых американских самолетов-"невидимок"
- F-117A.
Имея огромный талант конструктора
и инженера, Грушин обладал еще и уникальной интуицией. Она позволяла
ему уверенно идти против установившихся воззрений, смело двигаться
вперед и направлять коллектив своего (и не только своего) конструкторского
бюро на реализацию оригинальных идей.
Успехи Грушина в создании ракетного
оружия постоянно отмечались самыми высокими наградами. Зимой 1966
г. он был избран членом ЦК КПСС, в июле того же года стал академиком
АН СССР. В те годы он оказался единственным из разработчиков военной
техники, достигшим столь высокого звания. Высокое признание его
личного вклада давало немалые преимущества, которые Грушин максимально
использовал для достижения успехов в своем деле. Его ракеты для
комплексов ПВО С-200, самоходного комплекса "Оса" и
корабельных комплексов "Шторм" и "Оса-М",
созданные в 1960-х гг., в течение нескольких десятилетий были
важными составляющими ПВО страны, ее армии и флота. В те же годы
ракеты Грушина стали частью системы противоракетной обороны Москвы
и Московского промышленного района. Их уникальные качества во
многом предопределили направления работ по созданию нового поколения
зенитных ракет.
От нового поколения ракет Грушина,
разработка которых началась во второй половине 1960-х гг., потребовались
не просто более высокие характеристики, но и новые возможности.
Эта работа, на которую ушло почти пятнадцать лет жизни конструктора,
стала поистине высочайшим взлетом Грушина, в очередной раз заставившим
замереть в изумлении весь "ракетный мир".
Ракета, получившая обозначение
5В55, предназначалась для использования в составе наземных и корабельных
зенитных ракетных систем нового поколения, объединенных обозначением
С-300.
|
Рабочее совещание, Пётр Грушин второй
слева, 1993 г. |
|
Пётр Грушин среди конструкторов МКБ
"Факел", 1993 г. |
Ее создание вывело на первый
план не только технические характеристики, но и неведомые ранее
требования по ее обслуживанию минимальной численностью персонала
и количеством оборудования, по снижению стоимости ее жизненного
цикла. Ракеты не только на словах должны были стать "патронами"
в составе комплексов. Они должны были стать патронами в прямом
смысле этого слова - не требующими для себя никаких льгот в виде
регламентных проверок, комфортных условий хранения, температур,
влажности, которые прежде полагались им как особо сложным техническим
изделиям.
Здесь вновь потребовались отказ
от привычного и смелость в выборе решений. Но к этому времени
у Грушина уже была "школа" - команда единомышленников,
владевшая уникальным опытом ракетных дел. И результатом работы
этой команды могла быть только победа. На другой результат Грушин
права не имел.
|
Пётр Грушин, 1986 г. |
|
Дом юного техника в Химках, 1990 г. |
Ракета для С-300 вобрала в себя
самые перспективные решения, технологии проектирования и производства.
Именно с нее в практику проектирования ракет вошли современные
ЭВМ. Грушин был буквально увлечен ими, уделял им постоянное внимание.
Всеми доступными для него способами он добывал необходимые проектировщикам
и конструкторам ЭВМ, которые со временем стали основой для систем
автоматизированного проектирования и позволили в кратчайшие сроки
"просчитывать" тысячи различных вариантов создававшихся
ракет. Еще одним принципиально новым направлением в работе "Факела"
стало внедрение уникальной комплексной системы наземной отработки
ракет…
За создание ракеты для С-300
Грушин в 1981 г. был во второй раз удостоен звания Героя Социалистического
труда. А свою последнюю награду - седьмой орден Ленина - Грушин
получил в 1986 г. за создание ракеты 9М330. Использующие ее самоходный
комплекс "Тор" Сухопутных войск и корабельный "Клинок"
и сегодня не имеют аналогов в мире.
За свою жизнь Петр Дмитриевич
Грушин сделал невероятно много для сохранения безопасности неба
нашей страны и шестидесяти других стран мира. По меркам бурного
XX века Грушин прожил невероятно долгую жизнь - почти 88 лет.
И сорок из них было отдано "Факелу", ставшему под его
руководством одной из ведущих ракетных фирм мира.
Целиком
погруженный в работу, он все же оставался при этом человеком земным
- с чрезвычайно широким кругом интересов, очень чутким и ранимым,
умеющим видеть вокруг себя живых людей. Именно поэтому после Грушина
остался не только "Факел". Еще в середине 1980-х гг.
всей стране стал известен неординарный поступок Грушина, который
отдал накопленные им в течение нескольких десятилетий "академические"
сбережения на постройку в Химках Дома юных техников. "Этим
я отдал дань своему юношескому увлечению - авиамоделизму, и очень
хочу, чтобы у молодых химчан появилось достойное место для подобных
занятий", - так прокомментировал Грушин свое решение. И сегодня
имя Грушина неотъемлемо не только от названия возглавлявшегося
им предприятия, но и от "Петродворца", как неформально
нарекли жители Химок Дом юных техников в память о выдающемся конструкторе
и незаурядном человеке Петре Дмитриевиче Грушине.
Источники
информации
"РАКЕТЫ "ФАКЕЛА"
Под общей редакцией генерального конструктора МКБ "Факел",
дтн, профессора
В.Г. Светлова
Автор: Владимир Коровин
Графика: Александр Фаныгин
РИА "Глория-Арт", 2003
|
|