List Banner Exchange
 
РЛС П-15 "ТРОПА"
 
   
  ГЛАВНАЯ  
 
 
  История создания  
  ТТХ  
  Источники  
   
 
Счетчики
 
 

 
 
 
 

 
 
Aport Ranker
 

 

     
 

История создания

В 1952 г. в НИИ-244 Министерства вооружения была начата разработка станции обнаружения низколетящих целей дециметрового диапазона "Тропа" - РЛС П-15.

Опытный образец этой станции (главный конструктор Б. П. Лебедев) в 1955 г. проходил государственные полигонные испытания на НИЗАП ГАУ и успешно их выдержал. Станция была принята на вооружение Советской Армии. Она нашла широкое применение в радиотехнических формированиях Войск ПВО страны, ВВС и ВМФ, а также в войсковой ПВО, где после ряда модернизаций и поныне используется на радиолокационных постах радиотехнических формирований и пунктах (батареях) управления зенитных артиллерийских и ракетных формирований оперативного звена ПВО, а также на пунктах управления ПВО тактического звена.

В станции имеются три режима работы: амплитудный, амплитудный с накоплением и когерентно-импульсный. Станция имеет защиту от активных прицельных по частоте помех - путем быстрой перестройки на одну из 4 рабочих частот и от пассивных помех - схему когерентно-импульсной ЧПК отражений от дипольных помех и местных предметов. Станция была оборудована НРЗ, работающим в системе опознавания "Кремний-2". Станция П-15 смонтирована на одном автомобиле вместе с двухэтажной антенной системой и развертывается в боевое положение за 10 мин. Агрегат питания транспортируется в прицепе.

Станция обеспечивала обнаружение самолетов-истребителей на дальностях 60-140 км при высоте полета от 500 до 3000 м. Импульсная мощность РЛС - 300 кВт. Чувствительность приемника - 2х10'14 Вт. Ширина ДНА по азимуту - 4,5'.

В 1959 г. проходили полигонные испытания модернизированной станции "Тропа" - РЛС П-15М. В РЛС П-15М имелся режим автоматического и полуавтоматического стробирования цели, в системе СДЦ вместо ртутных линий задержки были применены твердые линии из магниевого сплава, введена аппаратура сопряжения с системой "Воздух-1П".

В 1962 г. были проведены государственные испытания РЛС П-15Н, опытный образец которой был разработан ОКБ Ульяновского механического завода (УМЗ). В этой модификации станции П-15 были частично переработаны и дополнительно введены устройства, улучшающие технико-эксплуатационные характеристики РЛС, в частности, ее системы СДЦ. В 1963 г. на Донгузском полигоне проводились испытания РЛС П-15Н с введенными в нее параметрическими усилителями УВЧ, разработанными ОКБ УМЗ совместно с МВТУ им. Н. Э. Баумана. Дальность обнаружения станции увеличилась за счет повышения чувствительности приемника на 14 % (коэффициент шума составлял 2-2,5). Был введен также режим фазирования когерентного гетеродина эхо-сигналами (внешняя когерентность). Этот режим значительно улучшил работу схемы СДЦ. Низкая надежность, температурная нестабильность и недостаточная защищенность параметрических усилителей требовали их доработки.

В 1970 г. на полигоне были проведены испытания РЛС П-15МН, в которую, по сравнению со станцией П-15Н, были дополнительно введены аппаратура мерцания для защиты от ПРР типа "Шрайк" и схема наземного контроля ответных сигналов системы опознавания. В этом же году проводились сравнительные испытания систем СДЦ этой РЛС с однократной и двухкратной ЧПК пассивных помех, а также с фильтровой доплеровской СДЦ. Лучшими характеристиками подавления помех обладала система СДЦ с двухкратной ЧПК (подавление до 25-27 дБ). Фильтровая система СДЦ ввиду неоптимальности характеристик доплеровских фильтров имела несколько худшие результаты по сравнению с двухкратной ЧПК. В дальнейшем фильтровые системы СДЦ получили приоритетное развитие и внедрение в РЛС, работающие по низколетящим целям, обеспечивая подавление пассивных помех и отражений от местных предметов на 50 и более дБ.

В начале 70-х годов РЛС П-15МН была в значительной степени переведена на новую элементную базу и оборудована НРЗ, работающим в новой системе опознавания "Кремний-2М". В результате такой модернизации станция получила название РЛС П-19 ("Дунай", 1РЛ134) и после испытаний в 1974 г. была принята на вооружение.

Тактико-технические данные

Источники информации

С. Петухов, И. Шестов. История создания и развития вооружения и военной техники ПВО сухопутных войск России. Издательство "ВПК". 1999

 
 

 

 
© Вестник ПВО, 2000
  Вверх
Страница обновлена 07.08.2000