|
Краткое описание
|
Зенитная ракета В-850. Графика А. Фаныгина
© МКБ "Факел" |
По правительственному Постановлению
от 19 марта 1956 г. под общим руководством КБ-1 была начата разработка
новой передвижной системы С-175. По Постановлению от 8 мая 1957
г. №501-250 для этой системы задавалась дальность действия 60
км - вдвое больше, чем у первого варианта С-75. Средства С-175
должны были поражать скоростные высотные бомбардировщики, самолеты-снаряды
и крылатые ракеты дальнего действия. Высота применения С-175 при
скорости цели 1500 км/ч составляла от 3 до 20 км, а при скорости
3000 км/ч - от 15 до 30 км.
Для применения в новой системе
рассматривались две ракеты - лавочкинская "225", ранее
создававшаяся для комплекса С-50, предназначавшегося для прикрытия
Ленинграда, и вновь разрабатываемая ракета В-850
ОКБ-2 П.Д. Грушина. Правительственным документом предписывалось
выпустить эскизный проект системы С-175 к середине 1958 г., изготовить
первые экспериментальные образцы в III квартале 1959 г. и начать
заводские и совместные испытания в I и II кварталах I960 г. соответственно.
В декабре 1957 г. в ОКБ-2 был выпущен аванпроект на ракету В-850.
По результатам проработок, масса новой ракеты должна была составить
4,71 т при длине 9,72 и диаметре корпуса 0,75 м.
Однако дальнейшие проектные исследования
показали, что при использовании в комплексе перевозимых и, следовательно,
относительно малогабаритных РЛС для системы радиокомандного управления
ракетой не удастся обеспечить точность, гарантирующую требуемую
эффективность применения ракет на дальней границе зоны поражения.
С другой стороны, по результатам испытаний "Системы-75"
выявились некоторые резервы повышения дальности действия как ее
радиоэлектронных средств, так и ракеты. Реализация этих резервов
достигалась путем эволюционного развития комплекса С-75 с обеспечением
высокого уровня преемственности, как в технологии производства,
так и в средствах эксплуатации. Дальнейший ход работ по модернизации
комплекса С-75 подтвердил обоснованность этого направления. Уже
в 1961 г. на вооружение был принят ЗРК С-75М с ракетой В-755,
обеспечивающей поражение целей на дальностях до 43 км, а в дальнейшем
досягаемость комплексов этого семейства, применительно к целям
типа околозвуковых стратегических бомбардировщиков, была доведена
до 56 км - величины, практически соответствовавшей требованиям
к С-175.
Модернизация комплекса С-75 не
требовала привлечения значительных сил конструкторов, а потому
велась в КБ серийных заводов, что позволяло сосредоточить основные
усилия головных разработчиков - КБ-1 Госкомитета по радиоэлектронике
(ГКРЭ) и ОКБ-2 Госкомитета по авиационной технике (ГКАТ) на создании
принципиально новой системы с применением на ракете головки самонаведения,
не имеющей ограничений по дальности, органически присущих комплексам
с радиокомандным наведением. Основные принципы построения и возможные
характеристики зенитной ракетной системы большой дальности уже
были определены ранее, по результатам проведенной в КБ-1 по инициативе
А.Л. Расплетина научно-исследовательской работы, в которой участвовали
К.С. Альперович, А.Г. Басистов, Б.В. Бункин, В.Е. Черномордик
и ряд других сотрудников. В соответствии с ее результатами была
отмечена целесообразность создания зенитной ракетной системы большой
дальности взамен С-175. Заказчик согласился с предложениями промышленности
и поддержал соответствующее обращение в Правительство.
Зенитная ракета В-850
В 1956-1957 гг. в МКБ "Факел" проведены работы по изучению
возможности создания ЗУР В-850 для передвижной зенитной ракетной
системы С-175, обладавшей большей дальностью действия, чем созданная
к тому времени система С-75.
В-850 представляла собой двухступенчатую ракету, выполненную
по нормальной аэродинамической схеме, с установленными в передней
части ракеты дестабилизаторами, с четырьмя треугольными крыльями
большого удлинения, рулями и стабилизаторами. Старт ракеты - наклонный,
с пусковой установки, наводимой по углу и азимуту места. Управление
полетом ракеты и наведение ее на цель осуществляется по радиокомандам,
которые поступают от наземной станции наведения.
Первая ступень В-850 представляет собой четыре твердотопливных
двигателя, установленных на маршевой ступени ракеты между крыльями.
Вторая ступень оснащена жидкостной двигательной установкой с насосной
системой подачи компонентов топлива в двигатель. Конструктивно
маршевая ступень В-850 состоит из ряда отсеков, в которых расположены:
радиовзрыватель, боевая часть, блоки бортовой аппаратуры, баки
с компонентами топлива, жидкостный ракетный двигатель, агрегаты
управления рулями ракеты, приемник команд управления.
Источники информации
С. Гагин, В. Коровин, А. Карпенко, Р. Ангельский. СИСТЕМА-200.
Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра №№11,12/2003, 1-5/2004
Юбилейный альбом "РАКЕТЫ "ФАКЕЛА"
|
|