Краткое
описание
Самоходный вариант зенитного ракетного комплекса системы С-300П,
получивший обозначение С-300ПС (экспортный вариант - С-300ПМУ)
поступил на вооружение войск ПВО страны с 1982 года. Головной
разработчик - НПО "Алмаз", главный конструктор комплекса
С-300ПС - Александр Леманский. В отличие от комплексов С-300ПТ,
размещаемых в основном на подготовленных позициях в сильно пересеченной
или труднопроходимой для техники местности, комплексы С-300ПС
предназначались для боевого применения с использованием маневра
на местности.
Командный пункт
Основной элемент комплекса С-300ПС (он же огневой зенитно-ракетный
дивизион) - командный пункт 5Н63С в составе:
- радиолокатора подсвета цели и наведения (РПН, контейнер
Ф1С - приемо-передающая кабина с запросчиком)
- кабины боевого управления (КБУ, аппаратный контейнер
Ф2К).
КП монтируется на шасси Ф20 на базе автомобиля МАЗ-543М.
В состав шасси входят: система электропитания 5С17 с двумя газотурбинными
агрегатами питания (ГАП) и генератором отбора мощности (от двигателя
автомобиля МАЗ); телескопическое антенно-мачтовое устройство (АМУ)
для связи с вышестоящим командным пунктом и системой автоматического
управления. Конструкция шасси Ф20 позволяет вести боевую работу
непосредственно "с колес" после установки машины на
гидравлические опоры (ошибки горизонтирования обсчитывает специальный
вычислительный блок, находящийся в контейнере Ф1С). Кабельное
подключение к другим элементам комплекса и источникам электропитания
делается по необходимости и при наличии времени.
Радиолокатор непрерывного излучения с ФАР обеспечивает поиск,
допоиск по целеуказанию, сопровождение целей, высокую точность
наведения на них ракет в условиях интенсивных отраженных сигналов
от местных предметов и сильного радиопротиводействия со стороны
противника.
Пусковой комплекс
|
Пусковая установка 5П85С с контейнером
Ф3С и системой электропитания 5С18А без транспортно-пусковых
контейнеров зенитных ракет ЗРК С-300ПМУ ПВО Словакии © Miroslav
Gyurosi |
В основные боевые средства каждого дивизиона входит до четырех
пусковых комплексов 5П85СД. В состав комплекса 5П85СД входят
основная пусковая установка (ПУ) 5П85С, оснащенная контейнером
подготовки и управления стартом ракет Ф3С , системой автономного
электропитания 5С18А, до двух "дополнительных"
пусковых установок 5П85Д, оснащенных системой внешнего
электропитания 5С19А, управляемых через контейнер ФЗС на
ПУ 5П85С. Все пусковые установки смонтированы на шасси четырехосных
большегрузных автомобилей повышенной проходимости МАЗ-543М и несут
по четыре транспортно-пусковых контейнера (ТПК) с ракетами 5В55
различных модификаций. Масса ПУ 5П85С - 42150 кг. Габариты пусковой
установки: длина - 13,11 м, ширина - 3,15м, высота - 3,8м. Работы
по созданию самоходных пусковых установок 5П85С и 5П85Д (и их
экспортных модификаций), обеспечивающих вертикальный старт ракет,
проводились в КБСМ под руководством Главного конструктора А.Ф.Уткина,
а с 1979 года - под руководством Н.А.Трофимова и В.А.Самойлова.
Машины пусковых комплексов при развертывании в боевое положение
устанавливаются на гидравлические опоры, при этом ошибки горизонтирования
практически полностью компенсируются специальным блоком на ПУ.
ПУ 5П85Д на позиции устанавливаются попарно относительно ПУ 5П85С
таким образом, что расстояние между кабинами автомобилей МАЗ-543
составляет 2-3 метра (что определяется длиной кабеля подключения
ПУ 5П85Д к контейнеру ФЗС), а расстояние между пакетами ТПК -
5-6 метров. Все ПУ 5П85С должны быть ориентированы кабинами на
РПН (точно угловое расположение ПУ определяется по реперам на
контейнере Ф2С и шасси Ф20 с помощью артиллерийских панорам, установленных
на ПУ 5П85С) и располагаются на расстоянии до ста метров от него.
Связь пусковых установок 5П85С с ПБУ для управления работой контейнера
ФЗС и обеспечения подготовки ракет осуществляется по радиолинии
через антенну, расположенную за кабиной водителя ПУ на контейнере
ФЗС. На поздних сериях ПУ применяется дискообразная антенна системы
связи.
Основная ракета комплекса С-300ПС - 5В55Р (В-500Р) с дальностью
стрельбы до 75 (по некоторым данным 90) км, используются и ракеты
типа 5В55КД.
Время развертывания комплекса и перевода из походного положения
в боевое - 5 минут, перехода из дежурного режима в боевой - определяется
временем автоматического проведения контроля функционирования
систем комплекса и выхода передатчиков на режим высокого напряжения.
Все операции проводятся боевыми расчетами из кабин машин пусковых
комплексов и КБУ. Следует отметить, что время перевода зенитного
ракетного дивизиона (зрдн) С-300ПС с марша в боевое положение
и из боевого положения в походное более чем на порядок уменьшено
по сравнению с мобильными (перевозимыми) комплексами типа С-75
и С-125, ранее принятыми на вооружение
ПВО страны.
Все машины МАЗ-543М дивизиона С-300ПС оснащены приборами ночного
видения и радиостанциями для связи на марше.
При боевой работе взаимодействие всех участвующих единиц техники
осуществляется по каналам телеметрической связи (радиолиния).
Кабельное подключение предусмотрено между пусковыми установками
5П85Д и 5П85С (к контейнеру ФЗС) комплексов 5П85СД и между пусковыми
5П85С и контейнером Ф2К. При наличии времени к соответствующим
потребителям подключаются системы внешнего электропитания (СВЭП).
Темп стрельбы - 3-5 секунд, одновременно может быть обстреляно
до 6 целей 12 ракетами при наведении на каждую цель до двух ракет.
Предусмотрен режим стрельбы по наземным целям.
Согласно техническому заданию комплекс не предназначался для
перехвата тактических баллистических ракет, но проведенные после
"Войны в Персидском заливе" полигонные испытания позволили
установить, что комплекс способен успешно справляться с решением
этой задачи.
С целью повышения боевой эффективности и автономности при ведении
боевых действий зенитным ракетным дивизионам системы С-300П придаются
дополнительные средства и средства технического обслуживания.
Обмен информацией с командным пунктом системы (КПС) осуществляется
через АМУ (антенно-мачтовое устройство), установленное на шасси
Ф20. При удалении расположения дивизиона более чем на 20 км от
расположения командного пункта системы в состав дивизиона вводится
АМУ ФЛ-95 (ФЛ-95М, ФЛ-95МА) - телескопическая форменная мачта
высотой до 25 метров на базе шасси автомашины ЗИЛ-131 Н (АМУ "Сосна")
- для осуществления устойчивого обмена телеметрической информацией
о воздушной обстановке и по ведению боевых действий. После доопределения
координат цели с помощью РПН она берется на сопровождение и при
необходимости обстреливается. Автоматически осуществляется просмотр
приземной кромки, в которой могут появиться низковысотные цели.
ЦБК комплекса производит оценку помеховой обстановки и подавление
помех как пассивных, так и активных.
Универсальная передвижная вышка
Для расширения возможностей по обнаружению и сопровождению маловысотных
целей при развертывании зенитных дивизионов и подразделений радиотехнических
войск (РТВ) в лесистой или сильно пересеченной местности в войсках
ПВО страны с 60-х годов использовались стационарные вышки для
подъема антенных постов СНР, РЛС разведки и целеуказания. Применительно
к комплексам С-300П различных модификаций для размещения РПН была
разработана универсальная передвижная вышка 40В6М высотой
около 25 метров, буксируемая в транспортном положении тягачем
МАЗ-537. Вышка принята на вооружение в конце 70-х - начале 80-х
годов. Несколько позже была разработана и принята на вооружение
вышка 40В6МД высотой около 39 метров, отличающаяся от вышки
40В6М дополнительной 13-метровой надставкой. Для перевозки дополнительной
секции вышки 40В6МД используется автопоезд на базе полуприцепа
МАЗ-938. Установка вышки 40В6М и подъем РПН осуществляется за
1 час штатными средствами вышки, для вышки 40В6МД - за 2 часа
при использовании штатных средств и дополнительно подъемного крана
типа КТ-80 "Январец" или аналогичного ему по грузоподъемности
и высоте подъема груза. Кран КТ-80 (КС-7571) грузоподъемностью
до 80 тонн создан ГСКТБ с использованием шасси подвижных пусковых
установок стратегического ракетного комплекса "Пионер"
- шестиосного автомобиля повышенной проходимости МАЗ-547А. Изготовление
кранов по заказам производилось ПО "Завод им. Январского
восстания" (г. Одесса).
Низковысотный обнаружитель
Для расширения возможностей по обнаружению маловысотных целей
дивизиону придается устанавливаемый на универсальной передвижной
вышке низковысотный обнаружитель (НВО) 5Н66М, разработанный в
НПО "Утес" (Москва) под руководством Л. Шульмана и принятый
в конце 70-х годов после проведения серии испытаний на вооружение
Войск ПВО страны. Ранние выпуски НВО 5Н66 поставлялись для комплексов
С-300ПТ в составе: контейнер Ф5, вышка 40В6 и система автономного
электроснабжения (САЭС) - дизель-электростанция 5И57 (5И57А),
выносная аппаратура в контейнере Ф2 и распределительно-преобразовательное
устройство 5И58 (5И58А). Управление работой НВО, определяющим
азимут, дальность и скорость цели, осуществляется из кабины Ф2.
Точность определения координат: дальность - 250 м, азимут - 20
угловых минут, скорость - 2,4 м/с. Потребляемая мощность - 55
кВт.
Модифицированный вариант НВО 5Н66М поставлялся в войска в составе
антенного поста (Ф5М), аппаратного контейнера Ф52М, модуля электропитания,
включавшего дизель-электрическую станцию (ДЭС) 5И57 и распределительно-преобразовательное
устройство (РПУ) 5И58 (или 63Т6А). Для установки НВО 5Н66М используются
универсальные вышки 40В6М (МД). Управление НВО осуществляется
из контейнера Ф52М или дистанционно из контейнера Ф2К. НВО в транспортном
состоянии перевозится двумя автопоездами 5Т58 (седельный тягач
КрАЗ-250 и трейлер производства ЧМЗАП). Новый модифицированный
вариант станции - 76Н6 (в составе: антенный пост Ф5МУ, аппаратный
контейнер Ф52МУ, унифицированная вышка 40В6М или 40В6МД) предназначен
для обнаружения приближающихся и удаляющихся воздушных целей,
в том числе и крылатых ракет с малой отражающей поверхностью (до
0,02 кв.м), на малых и предельно малых высотах (угол места цели
1-6 градусов) в условиях интенсивных отражений от предметов на
местности и сильного радиопротиводействия. НВО производится Лиаиозовским
электромеханическим заводом (ЛЭМЗ) - головным предприятием НПО
"Утес". В комплект поставки НВО входит вышка 40В6МД,
которая позволяет обеспечить высоту фазового центра антенны 38,8
м. Специализированный радиолокатор обнаружения выпускается и в
экспортном исполнении - 76Н6Е. НВО может использоваться не только
в системе ПВО, но и пограничниками, полицейскими для обнаружения
на малых и предельно малых высотах малоразмерных самолетов, вертолетов,
осуществляющих контрабандные перевозки.
При автономном ведении боевых действий в отрыве от командного
пункта системы дивизиону придается всевысотный трехкоординатный
радиолокатор 36Д6 (или 19Ж6). Антенный пост с поворотным устройством,
кабина управления РЛС монтируются на едином полуприцепе. В комплект
станции входит дизель-электрическая станция 5И57. На боевой позиции
радиолокатор работает непосредственно с полуприцепа или его антенное
и опорно-поворотное устройства могут быть установлены на вышке
40В6М (40В6МД). Судя по снимкам из рекламных проспектов Войск
ПВО существует новая стационарная вышка, предназначенная для подъема
и размещения РЛС типа 19Ж6 непосредственно на полуприцепе.
На некотором удалении от центра позиции (местоположения РПН)
размещаются буксируемые седельными тягачами ЗиЛ-131 два полуприцепа
ОдАЗ-828Мс ЗИП-1В (ПЗи П4) и кабина ЭД ("Эксплуатационная
Документация" - полуприцеп ОдАЗ-828М или автомобиль КрАЗ-255/КрАЗ-260
с КУНГом).
При ведении боевых действий в составе полка С-300ПС для точного
определения координат огневого дивизиона относительно командного
пункта системы (КПС) при смене позиции дивизиону придается топопривязчик
1Т12-2М на базе автомашины ГАЗ-66 или УАЗ-3151, который при развертывании
на новой позиции, как правило, устанавливается по ходу движения
на одной линии с РПН на некотором удалении.
Для управления дивизионом на марше при смене позиции предназначены
машина командира дивизиона и командно-штабная машина (УАЗ-3151
или ГАЗ-66), оснащенные комбинированной радиостанцией Р-123М (Р-125П2
в составе радиостанций Р-134, Р-173, Р853В1).
Для обеспечения машин электропитанием на позиции придается энергоагрегат
АБ-1-П285-ВУ1.
Для прикрытия от атакующих вертолетов противника и эффективной
борьбы с наземным противником (десантом) дивизиону придается зенитная
пулеметная установка "Утес" - крупнокалиберный пулемет
НСВ (12,7-мм) на станке 6У6.
При размещении на подготовленной позиции дивизиону придаются
системы внешнего электропитания (СВЭП), агрегаты (модули) питания:
94Э6, 98Э6 и 99Э6 в составе ДЭС 5И57А и РПУ 63Т6А (две кабины
РПУ для 99Э6) - для энергообеспечения пусковых комплексов, НВО,
РПН и контейнера Ф2К соответственно. Все ДЭС и РПУ системы С-300П
монтируются в кузовах-фургонах типа КТ10 на базе шасси прицепа
МАЗ-5224В. Масса дизель-электрической станции 13600 кг, распределительно-преобразовательного
устройства 63Т6А - 11930кг.
При размещении дивизиона на позиции с возможностью подключения
к промышленной электросети используются перевозимые трансформаторные
подстанции (ТПС) 82Х6, 83Х6.
Комплексы системы С-300П могут работать в сочетании с автоматизированными
системами управления (АСУ) ПВО: "Сенеж-М"(5С99М-1),
"Байкал" (5Н37), "Байкал-1" (73Н6). Для сопряжения
с АСУ на позициях дивизионов располагаются кабина 5Ф20 или 5Ф24
(при взаимодействии с АСУ "Сенеж"), или кабина 53Л6
(при взаимодействии с АСУ "Байкал" и "Байкал-1").
Для повышения автономности дивизиону могут придаваться автоцистерна
АЦ-5,5 для перевозки дизельного топлива на базе автомобиля КаМАЗ-4310
или топливозаправщик на базе автомобилей "Урал-375",
ЗиЛ-131, машина технического обслуживания - МТО-4С, машина-водовоз,
как правило на базе автомобилей ЗиЛ-130, ЗиЛ-131 или ГАЗ-66.
При смене боевой позиции машины для буксировки прицепов и полуприцепов,
перевозки личного состава и имущества прибывают из автослужбы
полка.
В некоторых случаях в составе придаваемых дивизионам средств
может быть модуль обеспечения боевого дежурства (МОБД), состоящий
из четырех самоходных шасси типа МАЗ-543 с блоками: столовая,
общежитие, караульное помещение (все на базе шасси МАЗ-543М),
энегоблок (на базе шасси МАЗ-543А). Дополнительно вводится ДЭС
на прицепе.
Для проведения обучения вождению и при отработке перезаряжания
самоходных ПУ на них устанавливаются габаритно-массовые макеты
ТПК (возможна установка варианта ТПК для неприменяемой в комплексе
модификации ракет). Для временного хранения ТПК в дивизионах и
для складирования запаса ракет в ТПК на складах вооружения используются
пакеты 5П32, которые допускают многоярусную их установку в стеллажах.
Для перезаряжания пусковых установок 5П851, 5П851А и 5П85 всех
модификаций служит заряжающая машина 5Т99 на базе шасси автомобиля
КрАЗ-255 или 5Т99М на базе КрАЗ-260, также возможна установка
ракет на ПУ с помощью автокрана КС-4561АМ. Кран КС-4561А грузоподъемностью
16 тонн смонтирован на шасси автомобиля КрАЗ-257К1, Подъемный
кран, созданный на базе шасси автомобиля КрАЗ-250, имеет индекс
КС-4561А-1. В настоящее время автокраны типа КС-4561, разработанные
и производившиеся Камышинским крановым заводом, сняты с производства.
Средства перезарядки ПУ в состав огневых дивизионов не входят.
В настоящее время в Войска ПВО поставляются новые заряжающие машины
с измененной конструкцией манипулятора.
|
Автопоезд 5Т58-2 с пакетом 5П32 зенитных
ракет ЗРК С-300ПМУ ПВО Словакии © Miroslav Gyurosi |
Транспортировка ракет в ТПК, уложенных в пакеты 5П32, осуществляется
автопоездами 5Т58-2 или в обычных полувагонах.
Многолетнее использование Войсками ПВО комплексов С-300П всех
модификаций в районах страны с различными природными и климатическими
условиями наложило свой отпечаток на формирование позиций ЗРК,
строительство и использование дополнительных сооружений, технических
средств и средств маскировки.
Источники информации
С.Ганин, А.Карпенко, В.Жизневский, Г.Федотов "ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ
СИСТЕМА С-300", Невский
Бастион №3, 1997
Веб-сайт
"РОССИЙСКАЯ ВОЕННАЯ ТЕХНИКА"
|