Зенитная управляемая ракета 9М83 была предназначена для
поражения самолетов- (в том числе маневрирующих с перегрузками
до 7-8 ед. и в условиях радиопротиводействия) крылатых ракет в
том числе низколетящих типа ALCM, и БР типа "Скад" и
"Ланс", а ЗУР 9М82 - также и для поражения головных
частей ракет "Першинг-1А", "Першинг-1Б", авиационных
БР типа SRAM, самолетов-постановщиков активных помех на дальностях
до 100 км.
ЗУР 9М82 и 9М83 представляли собой двухступенчатые твердотопливные
ракеты, выполненные по аэродинамической схеме "несущий конус"
с газодинамическими органами управления первой ступени. Ракеты
размещались в ТПК. Конструкция ракет была в максимальной степени
унифицирована, основные отличия были связаны с применением более
мощной стартовой ступени на 9М82.
В головной части ракет были размещены единые для ракет блоки
бортовой аппаратуры:
- аппаратура самонаведения;
- неконтактное взрывательное устройство (НВУ);
- инерциальная система управления;
- бортовое вычислительное устройство.
ЗУР были снабжены боевой частью направленного действия.
На хвостовом отсеке маршевой ступени размещались четыре аэродинамических
руля и четыре стабилизатора.
Пуск ЗУР производился при вертикальном положении ТПК с помощью
находящегося в нем порохового аккумулятора давления. После выхода
ракеты из транспортно-пускового контейнера при вертикальном старте
начинался процесс склонения ракеты на заданный угол (задействованием
нескольких из восьми импульсных двигателей), который завершался
к моменту окончания работы стартовой ступени.
При пусках в дальнюю зону по аэродинамическим целям запуск двигателя
маршевой ступени производился с задержкой до 20 секунд по отношению
к моменту окончания работы двигателя стартовой ступени.
Управление ракетой на маршевом и пассивном участках полета осуществлялось
посредством отклонения четырех аэродинамических рулей. ЗУР наводилась
на цель либо системой инерциального управления по методу пропорциональной
навигации с переходом на самонаведение примерно за 10 секунд до
подлета к цели, либо системой командно-инерциального управления
с самонаведением в течение последних 3 секунд полета. Последний
способ наведения использовался при стрельбе по целям в условиях
мощных ретранслированных (ответных) помех внешнего прикрытия.
Полет ЗУР при инерциальном управлении осуществлялся по энергетически
оптимальным траекториям, что обеспечивало предельно большую досягаемость
ракет.
Полетное задание вводилось в бортовое вычислительное устройство
ЗУР со специальной ЭВМ ПУ и корректировалось в полете радиокомандами,
принимаемыми аппаратурой самонаведения от передатчика ПУ.
Оптимальная выборка команд перехода на самонаведение, осуществлявшаяся
по информации от аппаратуры самонаведения и инерциальной системы
управления ракеты 9М82, делала возможным пораже-ние этой ЗУР таких
малоразмерных целей, как головные части БР "Першинг"
и авиационной БР SRAM.
|