|
Обозначение
22Д
Назначение
Зенитная управляемая ракета для модернизированного зенитного ракетного
комплекса С-75, обеспечивающая поражение
высокоскоростных малоразмерных аэродинамических целей на высотах
более 30 км.
Разработчик
Особое Конструкторское Бюро № 2 МАП (с 1967 года МКБ
"Факел"), возглавляемое Петром Дмитриевичем Грушиным.
Предыстория создания
В начале 60-х годов ОКБ-2 предложило использовать в качестве силовой
установки ЗУР твердотопливные ракетно-прямоточные двигатели. Для
отработки новой технологии ОКБ провело в 1960-1962 годах около
40 пусков экспериментальной ракеты 17Д.
Полученные результаты свидетельствовали о перспективности использования
подобной двигательной установки. В апреле 1961 года в соответствии
с решением правительственной комиссии ОКБ-2 приступило к разработке
новой ракеты на базе 17Д для модернизируемого зенитного ракетного
комплекса С-75. Ракета получила обозначение 22Д.
Проектирование
Первоначальные варианты ракеты внешне не отличались от 17Д - такое
же длинное центральное тело и корпус РПДТГ с размещенными на нем
крыльями и рулями. При проработке различных вариантов компоновки
в ОКБ-2 была предложена и испытана в стендовых условиях твердотопливная
ракетно-прямоточная двигательная установка с кольцевым диффузором
(как у 17Д) и восемью небольшими двигателями в камере сгорания.
Их установка преследовала двойную цель: с одной стороны они должны
были выполнять роль стартового ускорителя, с другой- быть горючим
для РПДТГ. Корпуса из магниевого сплава почти полностью выгорали
при работе РПДТТ. Эта ракета, оставшаяся только в проекте, получила
обозначение 18Д. Ее компоновка в определенном смысле была прообразом
широко применяющейся в настоящее время "интегральной"
схемы расположения ПВРД на ракетах различного назначения.
Однако в процессе проектирования 22Д, которое велось параллельно
летным испытаниям 17Д и модернизации других элементов комплекса
С-75 (в частности, по увеличению дальности действия радиолокационной
станции наведения), ситуация резко изменилась. К концу 1962-го
в ходе этих экспериментов было достигнуто устойчивое автоматическое
сопровождение целей (типа среднего бомбардировщика) станцией наведения
комплекса С-75 на дальностях свыше 100 км и высотах до 35 км.
В соответствии с этом и на основе предварительных работ ОКБ-2
в июне 1963 года было принято решение о разработке ракеты с более
высокими характеристиками. Она должна была поражать воздушные
цели на дальностях до 60 км, летящие на высотах до 35 км со скоростью
до 3000 км/ч.
В связи с необходимостью значительного увеличения дальности перехвата
и высоты полета ракеты пришлось пересмотреть принятую ранее компоновочную
схему. Этому способствовало также и то, что среди выдвинутых к
ракете требований было сохранение на уровне серийно выпускавшихся
ракет величины стартовой массы (до 2800 кг), размеров и моментов
инерции. Подразумевалось использовать для нее уже имеющиеся в
частях ПВО пусковые установки, транспортные средства и технологическое
оборудование.
Немало времени у проектировщиков отняли и другие проблемы. Так,
для обеспечения эффективного поражения высокоскоростных и высотных
объектов ракета при подлете к цели должна была совершать маневры
с перегрузками более двух единиц. Возможные размеры аэродинамических
органов управления ее полетом обеспечивали требуемые величины
перегрузок на скорости свыше 1400 м/с. Однако при такой скорости
(и соответственно скорости ее сближения с целью) резко снижалась
эффективность боевой части, "по требовало значительного увеличения
ее массы и габаритов. Чтобы удовлетворить этим противоречивым
требованиям и при этом не выйти за отведенные пределы стартовой
массы, потребовались дополнительные исследования по определению
рациональных величин как массы боевой части ракеты, так и скорости
ее полета на конечном участке. Оптимальное значение скорости составило
в результате 1400-1500 м/с.
Предъявленные к ракете высокие требования по величине ее средней
скорости полета (при поставленных ограничениях в конечной) определили
характерную форму ее динамики. Она включала в себя интенсивный
разгон до высокой сверхзвуковой скорости при работе стартового
ускорителя, дополнительный разгон и поддержание скорости свыше
трех "Махов" на маршевом режиме. С учетом результатов
испытаний 17Д, которые показали невозможность эффективной работы
РПДТГ на высотах более 20 км (из-за возникновения помпажных режимов)
и при больших углах атаки было решено установить еще один твердотопливный
двигатель для достижения требуемых высот и скоростей перехвата.
Таким образом, проектируемая ракета стала трехступенчатой.
Использование подобной схемы сулило значительное повышение летных
данных и обеспечивало рациональное расходование топлива по траектории
и, соответственно, полностью активный попет на заданную дальность.
Для ракет с подобной дальностью и только с твердотопливными двигателями
это было большим достижением.
Выбранная компоновка позволяла эффективно удовлетворить различным
вариантам перехвата. Так, при полете к цели на максимальной дальности
активного полета ракеты и на высотах менее 20 км топливо ракетно-прямоточных
двигателей должно было использоваться полностью, после чего они
сбрасывались, а при полете к цели, находящейся на высотах более
20 км, маршевые РПДТТ могли сбрасываться в любой момент их работы.
Непосредственно перед сбросом запускался двигатель третьей ступени,
который и осуществлял разгон до скорости более 1400 м/с.
Описание
Для ракеты 22Д приняли нормальную аэродинамическую схему. На корпусе
ее третьей ступени размещались четыре прямоугольных крыла малого
удлинения и четыре руля-элерона, служащих для управления и стабилизации
ракеты по всем трем каналам.
Первая ступень включала в себя ускоритель со стабилизаторами,
который также использовался на 17Д. Ускоритель крепился к торцу
центрального тела через переходной конус. Примерно через год после
начала на 22Д поставили новый более мощный ускоритель. Он разгонял
ракету за 3-4 секунды до 600 и более м/с. Для обеспечения необходимых
параметров его работы при различных условиях окружающей среды
в сопле установили специальное устройство, позволяющее регулировать
величину критического сечения.
Основное внешнее отличие 22Д от 17Д состояло в установке на концах
крыльев четырех РПДТТ второй ступени. Каждый из них имел осесимметричный
диффузор, твердотопливный газогенератор и камеру дожигания. К
газогенератору из листового титана, покрытого теплозащитой, приварили
три пилона, центрирующих переднюю кромку обечайки диффузора относительно
его ступенчатого входного конуса. В газогенераторе было 18 сопловых
отверстий, через которые газ поступал в камеру дожигания.
Топливо для газогенератора, почти на треть состоявшее из алюминиево-магниевого
порошка, обладало более высокими энергетическими характеристиками,
меньшим разбросом скоростей горения, чем топливо, использовавшееся
в газогенераторе 17Д. Это, среди прочего, вело к значительному
снижению разницы в тягах двигателей, что при их одновременной
работе было весьма важным.
Сам твердотопливный заряд состоял из двух шашек. Камера сгорания
и цилиндрическая часть обечайки диффузора изготавливались из стеклотекстолита.
Какие-либо устройства для "слива" пограничного слоя
на этих двигателях не устанавливались ввиду того, что при их работе
на маршевом участке полета не предусматривался выход ракеты на
углы атаки более 7-10 градусов.
Третья ступень ракеты состояла из пяти отсеков. В первом располагался
радиовзрыватель с передающей антенной. Корпус первого отсека -
смешанной конструкции: в зоне расположения антенны - из радиопрозрачного
материала, а остальная часть - литье из магниевого сплава. Второй
отсек - осколочная боевая часть и предохранительно-исполнительный
механизм. Корпус этого отсека из листа легкого и прочного сплава
АМГ-6Т, подкрепленного шпангоутами. Третий отсек - аппаратурный.
В нем стоял силовой шпангоут, использовавшийся для установки передних
лонжеронов крыльев и устройств отделения РПДТТ. Корпус изготавливался
литьем из магниевого сплава.
Четвертый отсек представлял собой ракетный двигатель с зарядом
в виде одной вкладной твердотопливной шашки, которая обеспечивала
необходимый закон изменения тяги. Двигатель снабдили газоотводной
трубой, что позволило разместить его заряд в центре тяжести третьей
ступени и, соответственно, избежать при работе значительных изменений
в центровке. Корпус двигателя изготавливался из высокопрочной
нержавеющей стали.
В пятом отсеке находились газоотводная труба с сопловым блоком,
а в получавшемся кольцевом зазоре - блок питания, воздушный аккумулятор
давления и рулевые машины управления рулями-элеронами, установленными
на корпусе этого отсека. Снизу стоял электроразъем, через который
бортовая аппаратура получала информацию перед пуском от наземных
средств, а сверху - антенна канала радиоуправления. В целом разработанная
конструкция ракеты получилась весьма технологичной и прогрессивной.
Значительное внимание уделялось отделению РПДТТ, каждый из которых
весил около 100 кг и располагался к тому же в плоскости рулей-элеронов.
Принятая схема их отстрела с помощью специальных пироцилиндров
позволила создать надежную и легкую конструкцию.
Образовывавшиеся в пироцилиндрах при сгорании пороховых зарядов
газы должны были давить на поршни со штоками, которые находились
внутри лонжеронов крыла. Поршни срезали стопорные шпильки и отбрасывали
РПДТТ с необходимыми скоростями в стороны. Как показали испытания,
эта конструкция обеспечила отделение РПДТТ во всем необходимом
диапазоне скоростей и высот без внесения значительных возмущений
в полет ракеты.
Тем не менее, эти возмущающие моменты требовали сброса двигателей
не позже чем за 8-10 секунд до встречи с целью. За это время ракета
с работающим двигателем третьей ступени должна была успеть стабилизироваться
и ликвидировать возможную ошибку в наведении.
Испытания
К концу 1963 года производство ОКБ-2 закончило первый образец
22Д для летных испытаний, В ее втором отсеке вместо боевой части
установили радиотелеметрическую аппаратуру с комплектом датчиков
для измерений давления, скоростей и температуры в различных точках
ракеты.
Большое значение придавалось оценке качества прохождения радиосигналов
от станции наведения на борт ракеты и сигналов ответчика обратно
на станцию через шлейф газов, которые содержали много несгоревших
металлических частиц.
Первый пуск 22Д по баллистической траектории с застопоренными
рулями и без заряда РДТТ третьей ступени состоялся 27 декабря
1963 года. В процессе перед отделением ускорителя были запущены
все четыре РПДТТ. При их работе отмечены большие возмущающие моменты,
которые нечем было парировать. После 20 секунд полета разрушился
один из двигателей, а затем разруши-лась и сама ракета.
Дальнейшие ежемесячные пуски ракеты позволили постепенно добиться
от нее устойчивого полета на заданную высоту и дальность. При
этом пришлось отказаться от стеклотекстолитовых камер ракетно-прямоточных
двигателей, которые не выдерживали нагрева и теряли прочность.
Их толщину пришлось увеличить вдвое, но это не привело к улучшению
работы, хотя масса при этом ощутимо возросла и стала равной массе
аналогичных камер из титанового листа с теплозащитой. С десятого
пуска 22Д такие камеры из титана уже использовались в ракете.
В конструкции РПД увеличили с 1.8 до 66 количество сопел в газогенераторе.
Это позволило существенно уменьшить размеры га-зовых струй, размывавших
теплозащиту в зоне их касания со стенками камеры. После этого
каких-либо проблем в работе РПДТТ не возникало.
За весь период испытаний, до 25 августа 1966 года, осуществили
33 пуска ракеты 22Д с твердотопливными ракетно-прямоточными двигателями.
Стартовая масса составляла от 3110 до 3260 кг. Максимальная скорость
при включенном двигателе третьей ступени и сброшенных РПДТТ достигла
4,8 М или около 1400 м/с. Для середины 60-х годов это было значительным
успехом. Максимальная высота полета превысила 30 км. Маневренность
на этих высотах оказалась достаточной для наведения на цель и
ее перехвата. С работающими же РПДТТ скорость ракеты не превышала
3,9 М, а высота полета - 22 км (девятнадцатый пуск - 31 июля 1965
г.). До этих скоростей и высот, а также при углах атаки до 10
град. РПДТТ работали устойчиво, без срывных явлений и помпажа.
Однако эффективность их работы при скорости полета более 3 М заметно
снижалась, что было вызвано попаданием в камеру дожигания сверхзвуковых
течений и снижением из-за этого полноты сгорания топлива.
Модернизация
К тому моменту, когда 22Д уже была спроектирована и начались первые
пуски, в ОКБ-2 приступили к параллельной разработке нового варианта
ракеты с четырьмя жидкостными прямоточными воздушно-реактивными
двигателями. Их применение давало некоторое снижение стартовой
массы вследствие более высокого удельного импульса (до 1200 кгс/кг
вместо 550). Однако в то же время это вело к появлению на ракете
жидкого компонента топлива - керосина, отчего собственно ее разработчики
и стремились избавиться.
Задание на разработку такой двигательной установки было выдано
ОКБ-670 М. М. Бондарюка, которое к середине 60-х уже имело опыт
разработки ЖПВРД различных размеров и тяг. К концу 1965-го проект
двигателя, обозначенного РД-046, был готов, а в феврале 1966-го
состоялся первый (и одновременно 28-й с момента начала испытаний)
пуск 22Д с четырьмя РД-046. Как и ожидалось, ракета с жидкостными
двигателями стала легче примерно на 200 кг, несколько возросли
ее характеристики. Летом 1966-го провели еще два пуска.
Состояние
Ракета 22Д полностью отвечала предъявленным к ней требованиям
- скоростная, высотная, с большой дальностью полета. Но характеристики
самой системы С-75, для которой и предназначалась ракета, оказались
недостаточными для поражения целей на больших дистанциях. К тому
же, за годы создания 17Д и 22Д значительно прибавило в своих характеристиках
семейство "семьсот пятидесятых" ракет, которые в ОКБ-2
посто-янно совершенствовались. Дальность их полета к середине
1960-х подходила к 50 км, а высота - 30 км. (Кстати, война во
Вьетнаме , показала их высокие боевые качества). Зенитные ракеты
этого семейства были освоены в серийном производстве и в частях
ПВО,. где для них создали соответствующую инфраструктуру (заправочные
средства и т. п.). Применение на маршевой ступени этих ракет токсичных
жидких топлив уже не счита-лось сдерживающим фактором.
В результате принятие на вооружение более совершенной и менее
капризной, но гораздо более дорогой и трудоемкой ракеты сочли
нецелесообразным.
Проекции
Источники
В. Коровин. Шагнувшая к гиперзвуку. КРЫЛЬЯ РОДИНЫ №6, 1994
год
|
|