List Banner Exchange
 
ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНО-ПУШЕЧНЫЙ КОМПЛЕКС
2К22 "ТУНГУСКА" (SA-19 Grison)
 
   
  ГЛАВНАЯ  
 
 
   
 
Зенитный автомат
 
   
   
 
Счетчики
 
 

 
 
 
 

 
 
Aport Ranker
 

 

     
 

Зенитный автомат

Двуствольный зенитный автомат 2А38 калибра 30 мм обеспечивает стрельбу патронами, подаваемыми из общей для двух стволов патронной ленты единым механизмом подачи. Автомат имеет один стреляющий механизм ударного действия, обслуживающий поочередно левый и правый стволы. Управление стрельбой - дистанционное- с помощью электроспуска. Охлаждение стволов - жидкостное: водяное или с использованием антифриза при отрицательной температуре воздуха. Автомат работает при углах возвышения от -9 град. до +85 град. Патронная лента состоит из звеньев с патронами, имеющими снаряды с осколочно-фугасно-зажигательного и осколочно-трассирующего действия (в соотношении 4:1). Боекомплект снарядов - 1936 шт. Автоматы обеспечивают общий темп стрельбы 4060-4810 выстр./мин. Живучесть автомата (без смены стволов) составляет не менее 8000 выстрелов (при режиме стрельбы 100 выстрелов на автомат с последующим охлаждением стволов). Начальная скорость снарядов - 960-980 м/с.

Двуствольный зенитный автомат 2А38

Зенитная управляемая ракета

Зенитная управляемая ракета 9М311 массой 42 кг (транспортно-пусковой контейнер с ракетой - 57 кг) построена по бикалиберной схеме с отделяемым двигателем. Ракета имеет однорежимную двигательную установку, состоящую из облегченного стартового двигателя с пластмассовым корпусом диаметром ром 152 мм. Этот двигатель сообщал ракете начальную скорость м/с и отделялся по завершение работы через примерно 2,6 с после старта. Для исключения задымления от работающего двигателя на процесс оптического визирования ракеты на стартовом участке была применена программа (по радиокомандам) дугообразной траектория вывода ЗУР.

Зенитная управляемая ракета 9М311

После вывода ракеты на линию визирования цели ее маршевая ступень (масса - 18.5 кг, диаметр - 76 мм) продолжала полет по инерции. Средняя скорость составляла 600 м/с, а средняя располагаемая перегрузка - 18 ед., что позволяет обеспечивать поражение на встречных и догонных курсах целей, летящих со скоростью до 500 м/с и маневрирующих с перегрузкой 5...7 ед.Отсутствие маршевого двигателя исключает задымление линии визирования цели, что обеспечивает надежное и точное наведение ЗУР, снижает массу и габариты ракеты, упрощает компоновку бортовой аппаратуры и боевого снаряжения. Применение двухступенчатой схемы ракеты с соотношением диаметров стартовой и маршевой ступеней 2:1 позволило практически вдвое уменьшить массу ракеты по сравнению с одноступенчатой ЗУР с теми же летно-техническими характеристиками, так как отделение двигателя существенно снижало аэродинамическое сопротивление ракеты на основном участке траектории.

Учебная стрельба ЗУРами

Боевое снаряжение ракеты состоит из боевой части, неконтактного датчика цели и контактного взрывателя. Занимающая почти всю длину маршевой ступени боевая часть массой 9 кг выполнена в виде отсека большого удлинения со стержневыми поражающими элементами, для повышения эффективности окруженными осколочной рубашкой. Боевая часть обеспечивала режущее действие по элементам конструкции планера цели и зажигательное - по элементам ее топливной систем При малых промахах (до 1,5 м) обеспечивалось также и фугасное действие. Подрыв боевой части осуществлялся на удалении до 5 м от цели по сигналу неконтактного датчика, а при прямом попадании (вероятность которого достигала примерно 60%) - контактным взрывателем.

Неконтактный датчик массой 0,8 кг состоял из 4 полупроводниковых лазеров, образующих восьмилучевую диаграмму направленности перпендикулярно продольной оси ракеты. Отраженный от цели сигнал лазера принимался фотоприемниками. Дальность уверенного срабатывания составляла 5 м, надежного несрабатывания - 15 м. Неконтактный датчик взводился по радиокомандам за 1 км до встречи ЗУР с целью, а при стрельбе ракетой по наземным целям отключался перед стартом. Ограничений по высоте система управления ЗУР не имела.

Бортовая аппаратура ЗУР включала в себя антенно-волноводную систему, электронный блок, гироскопический координатор, блок рулевого привода, трассер, блок питания.

В ракете применено пассивное аэродинамическое демпфирование планера ЗУР в полете, что обеспечивалось коррекцией контура управления при передаче команд на ракету от вычислительной системы боевой машины. Это позволило получить достаточную точность наведения, уменьшить вес и габариты бортовой аппаратуры и ЗУР в целом.

 
 

 

 
© Вестник ПВО, 2000
  Вверх
Страница обновлена 03.10.2000
 
4