Краткое описание
В 1958-м в ходе всеобщей "ракетизации" страны ведущие
самолетостроительные фирмы стали заниматься созданием несвойственной
им. ранее ракетной техники. Так, в ОКБ-145 под руководством А.С.Яковлева
началась разработка перехватчика Як-35МВ с ракетой класса "воздух-воздух"
К-35. В ОКБ П.О.Сухого и А.И.Микояна для перехватчиков Т-37 и
Е-150 проектировались ракеты К-9-51 и К-9-155.
ОКБ-155 в июне 1958-го получило задание на экспериментальный
беспилотный перехватчик класса "земля-воздух" Р-500
(КР-500), предназначенный для поражения высотных скоростных самолетов,
крылатых ракет на встречных и встречно-пересекающихся курсах.
При этом дальность перехвата должна была находиться в пределах
800-1000 км, высота - 25-30 км при маршевой скорости 4700 км/ч.
Эскизное проектирование Р-500 завершилось в 1960-м.
Комплекс С-500 с перехватчиками предназначался для обороны крупных
районов. В его состав входили несколько РЛС наведения и ряд пусковых
установок с перехватчиками. Запуск мог производиться вертикально
или наклонно как со стационарных пусковых установок с автоматическими
системами заряжания, так и с самоходных, имевших по одному перехватчику
каждая.
Р-500, выполненный по самолетной схеме, имел высокорасположенное
тонкое треугольное крыло со срезанными концами без элеронов. Киль
и стабилизатор цельноповоротные, последний с дифференциальным
(для управления по крену и тангажу) отклонением. В дальнейшем
планировалось на Р-500 применить газодинамическое управление для
перехвата целей, летящих на высотах более 35 км.
Двигательная установка состояла из сверхзвукового прямоточного
ВРД, подвешенного на пилоне под фюзеляжем, и двух твердотопливных
стартовых двигателей (в любом варианте базирования). Ускорители
поднимали перехватчик на высоту 4000 м и разгоняли его до скорости,
соответствующей числу М=2, необходимой для запуска ПВРД. ПВРД
РД-085 разрабатывался в ОКБ-670 под руководством М.М.Бондарюка.
Его предэскизный проект выпустили в ноябре 1960-го. В центральном
теледвигателя размещались турбонасосный агрегат и регулятор подачи
топлива. ПВРД имел форсажный режим, включавшийся в конце атаки
для подъема перехватчика на крутом кабрировании до высоты около
35 км. Прямоточный двигатель, хотя и наилучшим образом обеспечивал
необходимые параметры полета, но без специальных мер не позволял
выходить на большие углы атаки и скольжения из-за возможности
срыва горения в камере сгорания). Поэтому прорабатывались и другие
варианты маршевой силовой установки, в том числе и с жидкостным
и твердотоп-ливным двигателями и их всевозможные комбинации.
Оборудование Р-500 включало: автопилот, турбогенераторный электроагрегат,
головку самонаведения и станцию наведения с линией передачи команд
с земли, а также неконтактный взрыватель, система госопознавания.
Выведение перехватчика в зону захвата цели должно обеспечиваться
наземной станцией наведения систем "Воздух-1 " и "Луч"
или с помощью навигационной аппаратуры. На первом этапе полета
Р-500 достигал высоты 15-18 км, имея постоянную скорость, соответствовавшую
числу М=3,5, затем цель захватывалась радиолокационной ГСН и перехватчик
поднимался примерно на 25 км, разгоняясь до М=4,3, и лишь после
этого следовал короткий бросок на большие высоты. Атака могла
проводиться как в горизонтальном полете, так с пикирования или
кабрирования в зависимости от взаимного расположения цели и перехватчика.
На
весь полет отводилось около 20 минут.
Заказчик одобрил предложенный проект, но к началу 1961-го работы
по нему прекратились. Причина этого довольно проста - отсутствие
для него целей. Все прогнозы и проработки инженеров гиперзвуковых
и сверхвысотных летательных атмосферных аппаратов оказались ни
чем иным, как сказкой.
Основные проектные данные перехватчика Р-500
Макс. скорость полета на высоте,
км/ч |
4700
|
Макс. высота полета, км |
25-30
|
Дальность полета, км |
800-1000
|
Проекции перехватчика Р-500
Источники информации
Е. Ерохин. "ЗАБЫТЫЙ ПРОЕКТ ". Крылья Родины №2, 2000.
Материал любезно предоставлен А.
Барановым.
|