List Banner Exchange
 
ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА
ЗСУ-37-2 "ЕНИСЕЙ"
 
   
  ГЛАВНАЯ  
 
 
 
ЗСУ-37-2
 
   
   
 
Счетчики
 
 

 
 
 
 

 
 
Aport Ranker
 

 

     
 

Краткое описание

Постановлением СМ СССР №426-211 от 17 апреля 1957 г. начата разработка новых скорострельных ЗСУ "Енисей" и "Шилка" с радиолокационными системами наведения.

ЗСУ "Енисей" разрабатывалась для обеспечения противовоздушной обороны танковых полков и дивизий для поражения целей на высотах до 3000 м.

В ЗСУ-37-2 "Енисей" использовался 37-мм автомат 500П, разработанный в ОКБ-16 (главный конструктор А.Э. Нудельман). 500П не имел аналогов о баллистике, и его патроныы не были взаимозаменяемы с другими 37-мм автоматическими пушками армии и флота за исключением малосерийной зенитной установки "Шквал".

Специально для "Енисея" ОКБ 43 спроектировало спаренную пушку "Ангара", оснащенную двумя автоматами 500П с ленточным питанием. "Ангара" имела систему жидкостного охлаждения стволов и следящие электрогидравлические приводы, которые предполагалось заменить на электрические.

Наведение "Ангары" осуществлялось с помощью помехозащищенного радиоприборного комплекса (РПК) "Байкал", созданного в НИИ-20 ГКРЭ и работавшего в сантиметровом диапазоне волн - около 3 см. Однако, как выяснилось в ходе испытаний, РПК "Байкал" не мог самостоятельно с достаточной эффективностью осуществлять поиск воздушной цели. Поэтому по Постановлению СМ №426-211 от 17.04.57 предусматривалось создание и передача на государственные испытания во втором квартале 1960 года подвижной РЛС "Обь" для управления ЗСУ.

РЛС "Обь" включала включала в себя командирскую машину "Нева" с РЛС целеуказания "Иртыш" и РПК "Байкал", размещенный в ЗСУ "Енисей". Комплекс "Обь" должен был одновременно управлять огнем шести-восьми ЗСУ. Однако, в середине 1959 года работы по "Оби" были прекращены, все силы были брошены на доводку ЗРК "Круг".

Шасси для "Енисея" было спроектировано в КБ "Уралмаш" под руководством Г.С. Ефимова на основе шасси опытной самоходной установки СУ-100П. Производство его предполагалось развернуть на Липецком тракторном заводе.

ЗСУ-37-2 имела противопульное бронирование, которое в местах хранения боекомплекта обеспечивало защиту от 7,62-мм винтовочной бронебойной пули с дистанции 400 м.

Для электропитания бортовой сети "Енисей" снабжался специальным газотурбинным двигателем, разработанным в НАМИ, использование которого позволяло обесчпечивать быструю готовность к бою при низких температурах воздуха.

Испытания

ЗСУ "Енисей" проходила испытания параллельно с ЗСУ "Шилка", но по своей программе.

Этапы испытаний опытных образцов ЗСУ

Тип ЗСУ
"Шилка"
"Енисей"
Закончен первый опытный образец
декабрь 1960 г.
декабрь 1960 г.
Время проведения заводских испытаний
декабрь 1960 г. - август 1961 г.
январь 1960 г. - август 1961 г.
Время проведения государственных испытаний
26 августа 1961 г. - 24 октября 1961 г.
10 августа 1961 г. - 20 октября 1961 г.
Место проведения государственных испытаний
Донгузский зенитный полигон (Оренбургская обл.) и танковый полигон у ст. Кубинка (Московская обл.)
В ходе государственных испытаний:
сделано выстрелов
14 194
6 266
совершен пробег, км
1 490
1 185
продолжительность работы РПК, ч
172
375

"Енисей" имел зону поражения по дальности и потолку, близкую к ЗСУ-37-2, и согласно заключению Государственной комисси "обеспечивал" прикрытие танковых войск во всех видах боя, так как средства воздушного нападения по танковым войскам преимущественно действуют на высотах до 3000 м". Нормальный режим стрельбы - непрерывная очередь до 150 выстрелов на ствол, затем перерыв 30 с (воздушное охлаждение) и повторение цикла до израсходвания боекомплекта.

В ходе испытаний было установлено, что одна ЗСУ "Енисей" превосходит по своей эффективности шестиорудийную батарею 57-мм пушек С-60 и батарею из четерых ЗСУ-57-2.

На испытаниях ЗСУ "Енисей" обеспечивала стрельбу в движениипо целине со скоростью 20 - 25 км/ч. При движении по танковой трассе на полигоне со скоростью 8-10 км/ч очность стрельбы была на 25% ниже, чем с места. Меткость стрельбы у пушки "Ангара" была в 2-2,5 раза выше, чем у пушки С-68.

За время государственных испытаний из пушки "ангара" сделали 6266 выстрелов. При этом были отмечены всего две задержки и четыре поломки. В ходе испытаний давала сбои СДУ (аппаратура защиты от пассивных помех). Шасси же показало хорошие маневренные качества.

РПК "Байкал" на испытаниях функционировал удовлетворительно и показал следующие результаты:

  • предел работы по скорости цели - до 660 м/с на высотах более 300 м и 415 м/с на высотах 100-300 м;
  • средняя дальность обнаружения самолета МиГ-17 в секторе 30 град. без целеуказания - 18 км (максимальная дальность сопровождения подобной цели - 20 км);
  • максимальная скорость сопровождения цели по вертикали - 40 град/с. Время перевода в боевую готовность из режима предварительной готовности 10-15 с.

По данным, полученным в ходе испытаний, было предложено применять "Енисей" для защиты армейских зенитных ракетных комплексов "Круг" и "Куб", поскольку зона его эффективной стрельбы перекрывала мертвую зону этих ЗРК.

Принятие на вооружение

По окончания государственных испытаний ЗСУ "Енисей" и "Шилка" комиссия рекомендовала к принятию на вооружение обе ЗСУ. Но постановлением СМ №925-401 от 05.09.1962 на вооружение приняли только "Шилку", а 20 сетября того же года был издан приказ ГКОТ о прекращении работ над "Енисеем". Вместе с тем, позже появился приказ ГКОТ об одинаковом премировании организаций, работавших над обеими машинами.

Проекции

Проекции ЗСУ-37-2 "Енисей"
Проекции ЗСУ-37-2 "Енисей"

Тактико-технические данные

Калибр, мм
37
Число автоматов
2
Индекс артчасти
Ангара
Тип автомата
500П
Вес снаряда, кг
0,733
Начальная скорость снаряда, м/с
1010
Боекомплект, выстр.
540
Общий вес автоматов, кг
2900
Высотный интервал эффективного огня, м
100 - 3000
Наклонная дальность стрельбы по зенитным целям, м
4500
Максимальная скорость воздушной цели, м/с
660
Дальность стрельбы по наземным целям, м
5000
Темп стрельбы, выстр./мин
1048
Длина максимальной очереди одного автомата, выстр.
150
Тип РПК
"Байкал"
Дальность обнаружения цели типа МиГ-17, м
18000
Дальность автоматического сопровождения цели типа МиГ-17, м
20000
Пределы работы РПК по скорости цели, м/с
660/414
Угол ВН пушки, град.
-1 - +85
Угол ГН пушки, град.
360
Тип шасси
объект 123
Боевой вес ЗСУ, т
27,5
Габариты установки:
- длина, мм
6460
- ширина, мм
3100
Мощность двигателя шасси, л.с.
400
Максимальная скорость движения, км/ч
60
Экипаж, чел.
4

Источники информации

А.Широкорад. "Шилка" и другие отечественные зенитные самоходные установки. Бронеколлекция №2, 1998

История отечественной зенитной ПВО России

 
 

 

 
© Вестник ПВО, 2000
  Вверх
Страница обновлена 03.10.2000