|
Постановлением СМ СССР
№426-211 от 17 апреля 1957 г. начата разработка новых скорострельных
ЗСУ "Енисей" и "Шилка" с радиолокационными
системами наведения.
ЗСУ "Енисей"
разрабатывалась для обеспечения противовоздушной обороны танковых
полков и дивизий для поражения целей на высотах до 3000 м.
В ЗСУ-37-2 "Енисей"
использовался 37-мм автомат 500П, разработанный в ОКБ-16 (главный
конструктор А.Э. Нудельман). 500П не имел аналогов о баллистике,
и его патроныы не были взаимозаменяемы с другими 37-мм автоматическими
пушками армии и флота за исключением малосерийной зенитной установки
"Шквал".
Специально для "Енисея"
ОКБ 43 спроектировало спаренную пушку "Ангара", оснащенную
двумя автоматами 500П с ленточным питанием. "Ангара"
имела систему жидкостного охлаждения стволов и следящие электрогидравлические
приводы, которые предполагалось заменить на электрические.
Наведение "Ангары"
осуществлялось с помощью помехозащищенного радиоприборного комплекса
(РПК) "Байкал", созданного в НИИ-20 ГКРЭ и работавшего
в сантиметровом диапазоне волн - около 3 см. Однако, как выяснилось
в ходе испытаний, РПК "Байкал" не мог самостоятельно
с достаточной эффективностью осуществлять поиск воздушной цели.
Поэтому по Постановлению СМ №426-211 от 17.04.57 предусматривалось
создание и передача на государственные испытания во втором квартале
1960 года подвижной РЛС "Обь" для управления ЗСУ.
РЛС
"Обь" включала включала в себя командирскую машину
"Нева" с РЛС целеуказания "Иртыш" и РПК
"Байкал", размещенный в ЗСУ "Енисей". Комплекс
"Обь" должен был одновременно управлять огнем шести-восьми
ЗСУ. Однако, в середине 1959 года работы по "Оби"
были прекращены, все силы были брошены на доводку ЗРК "Круг".
Шасси для "Енисея"
было спроектировано в КБ "Уралмаш" под руководством
Г.С. Ефимова на основе шасси опытной самоходной установки СУ-100П.
Производство его предполагалось развернуть на Липецком тракторном
заводе.
ЗСУ-37-2 имела противопульное
бронирование, которое в местах хранения боекомплекта обеспечивало
защиту от 7,62-мм винтовочной бронебойной пули с дистанции 400
м.
Для электропитания бортовой
сети "Енисей" снабжался специальным газотурбинным двигателем,
разработанным в НАМИ, использование которого позволяло обесчпечивать
быструю готовность к бою при низких температурах воздуха.
Испытания
ЗСУ "Енисей"
проходила испытания параллельно с ЗСУ "Шилка", но по
своей программе.
Тип ЗСУ |
"Шилка"
|
"Енисей"
|
Закончен первый опытный образец |
декабрь 1960 г.
|
декабрь 1960 г.
|
Время проведения заводских
испытаний |
декабрь 1960 г. - август 1961 г.
|
январь 1960 г. - август 1961 г.
|
Время проведения государственных
испытаний |
26 августа 1961 г. - 24 октября 1961 г.
|
10 августа 1961 г. - 20 октября 1961 г.
|
Место проведения государственных
испытаний |
Донгузский зенитный полигон (Оренбургская
обл.) и танковый полигон у ст. Кубинка (Московская обл.)
|
В ходе государственных испытаний: |
|
|
сделано выстрелов |
14 194
|
6 266
|
совершен пробег, км |
1 490
|
1 185
|
продолжительность работы РПК,
ч |
172
|
375
|
"Енисей" имел
зону поражения по дальности и потолку, близкую к ЗСУ-37-2, и согласно
заключению Государственной комисси "обеспечивал" прикрытие
танковых войск во всех видах боя, так как средства воздушного
нападения по танковым войскам преимущественно действуют на высотах
до 3000 м". Нормальный режим стрельбы - непрерывная очередь
до 150 выстрелов на ствол, затем перерыв 30 с (воздушное охлаждение)
и повторение цикла до израсходвания боекомплекта.
В ходе испытаний было
установлено, что одна ЗСУ "Енисей" превосходит по своей
эффективности шестиорудийную батарею 57-мм пушек С-60 и батарею
из четерых ЗСУ-57-2.
На испытаниях ЗСУ "Енисей"
обеспечивала стрельбу в движениипо целине со скоростью 20 - 25
км/ч. При движении по танковой трассе на полигоне со скоростью
8-10 км/ч очность стрельбы была на 25% ниже, чем с места. Меткость
стрельбы у пушки "Ангара" была в 2-2,5 раза выше, чем
у пушки С-68.
За
время государственных испытаний из пушки "ангара" сделали
6266 выстрелов. При этом были отмечены всего две задержки и четыре
поломки. В ходе испытаний давала сбои СДУ (аппаратура защиты от
пассивных помех). Шасси же показало хорошие маневренные качества.
РПК
"Байкал" на испытаниях функционировал удовлетворительно
и показал следующие результаты:
-
предел работы по скорости цели - до 660 м/с на высотах более
300 м и 415 м/с на высотах 100-300 м;
-
средняя дальность обнаружения самолета МиГ-17 в секторе 30 град.
без целеуказания - 18 км (максимальная дальность сопровождения
подобной цели - 20 км);
-
максимальная скорость сопровождения цели по вертикали - 40 град/с.
Время перевода в боевую готовность из режима предварительной
готовности 10-15 с.
По данным, полученным
в ходе испытаний, было предложено применять "Енисей"
для защиты армейских зенитных ракетных комплексов "Круг"
и "Куб", поскольку зона его эффективной стрельбы перекрывала
мертвую зону этих ЗРК.
Принятие
на вооружение
По окончания государственных
испытаний ЗСУ "Енисей" и "Шилка" комиссия
рекомендовала к принятию на вооружение обе ЗСУ. Но постановлением
СМ №925-401 от 05.09.1962 на вооружение приняли только "Шилку",
а 20 сетября того же года был издан приказ ГКОТ о прекращении
работ над "Енисеем". Вместе с тем, позже появился приказ
ГКОТ об одинаковом премировании организаций, работавших над обеими
машинами.
Проекции
|
Проекции ЗСУ-37-2 "Енисей" |
Тактико-технические
данные
Калибр, мм |
37
|
Число автоматов |
2
|
Индекс артчасти |
Ангара
|
Тип автомата |
500П
|
Вес снаряда, кг |
0,733
|
Начальная скорость снаряда,
м/с |
1010
|
Боекомплект, выстр. |
540
|
Общий вес автоматов, кг |
2900
|
Высотный интервал эффективного огня, м |
100 - 3000
|
Наклонная дальность стрельбы
по зенитным целям, м |
4500
|
Максимальная скорость воздушной цели, м/с |
660
|
Дальность стрельбы по наземным
целям, м |
5000
|
Темп стрельбы, выстр./мин |
1048
|
Длина максимальной очереди
одного автомата, выстр. |
150
|
Тип РПК |
"Байкал"
|
Дальность обнаружения цели
типа МиГ-17, м |
18000
|
Дальность автоматического сопровождения
цели типа МиГ-17, м |
20000
|
Пределы работы РПК по скорости
цели, м/с |
660/414
|
Угол ВН пушки, град. |
-1 - +85
|
Угол ГН пушки, град. |
360
|
Тип шасси |
объект 123
|
Боевой вес ЗСУ, т |
27,5
|
Габариты установки: |
|
- длина, мм |
6460
|
- ширина, мм |
3100
|
Мощность двигателя шасси, л.с. |
400
|
Максимальная скорость движения,
км/ч |
60
|
Экипаж, чел. |
4
|
Источники
информации
А.Широкорад. "Шилка"
и другие отечественные зенитные самоходные установки. Бронеколлекция
№2, 1998
История
отечественной зенитной ПВО России
|
|