|
В 1947 году в НИИ-58 под руководством В.Г.Грабина
приступили к проектированию спаренной 57-мм автоматической зенитной
пушки С-68 на базе С-60, предназначавшейся
как для установки на гусеничное шасси, так и на колесную повозку.
Опытный ее образец с электроприодом ЭСП-76 был
установлен на повозке С-79А и прошел испытания, но в серию не
пошел. Гусеничное же шасси создали на базе агрегатов среднего
танка Т-54. В самоходном варианте машина получила заводское наименование
— изделие 500, а армейское — ЗСУ-57-2.
Комплексные испытания ЗСУ-57- 2 проходили в 1950-54 годах. В
1955 году ЗСУ-57-2 была принята на вооружение Советской армии.
По данным музея бронетанковых войск в Кубинке, ее серийное производство
осуществлялось на заводе № 174 в Омке с 1955 по 1960 год (по данным
книги "История ... ПВО сухопутных войск" серийное производство
ЗСУ-57-2 происходило на заводе №1001 с сентярбря 1958 г.). Но
по другим данным выпуск пушек С-68 для этой машины начался на
заводе № 946 лишь в 1957 году.
Конструкция
ЗСУ-57-2 представляла собой легобронированную гусеничную машину
с вращающейся башней, обеспечивающей круговую зенитную стрельбу
из автоматических пушек. Основые части машины — броневой корпус,
башня, вооружение, силовая установка, силовая передача, ходоваячасть,
электрооборудование, средства связи и противопожарное оборудование.
Броневой корпус делился на три отделения: управления, боевое
и силовое. Первое размещалось слева в носовой части корпуса, в
нем находилось сиденье механика-водителя; второе — в средней части
корпуса и в башне; третье — в кормовой части машины и отделялось
от боевого перегородкой. Корпус сваривался из броневых листов
толщиной 8—13 мм.
Открытая сверху башня сварной конструкции располагалась на шариковой
опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса. Для установки
пушки в передней ее части имелась амбразура. Задняя стенка
башни с окном для выхода гильз была сделана съемной, что создавало
удобства при монтаже пушки. В походном положении верхний вырез
башни закрывался складным брезентовым тентом с 13 смотровыми окнами
из плексигласа. Для сбора стреляных гильз и обойм, подаваемых
транспортером пушки через окно в задней стенке, снаружи кормовой
части башни был установлен гильзосборник.
|
ЗСУ-57-2 первых выпусков, пушки С-68 подняты на максимальный
угол возвышения © Фото из коллекции М. Барятинского |
Спаренная автоматическая пушка С-68 состояла
из двух автоматов типа С-60, имевших одинаковое устройство, при
этом детали правого автомата являлись зеркальным отражением деталей
левого. Принцип работы автоматики — использование энергии отдачи
при коротком откате ствола.
Масса спаренной пушки С-68 составляла 4500 кг.
Прицел пушки—автоматический, зенитный, построительного типа;
предназначался для решения задачи по определению места встречи
снаряда с целью при стрельбе. Для этого предварительно определялись
и устанавливались на прицеле следующие исходные (входные) данные:
скорость цели, курсовой угол и наклонная дальность. Скорость цели
определялась по типу самолета, курсовой угол — по видимому направлению
движения цели, дальность до цели — на глаз или с помощью дальномера.
Боекомплект ЗСУ-57-2 состоял из 300 пушечных унитарных выстрелов,
расположенных в специальных боеукладках в башне и корпусе. Основная
часть боекомплекта (248 выстрелов) перед загрузкой в машину снаряжалась
в обоймы и размещалась в башне (176 выстрелов) и носовой части
корпуса (72 выстрела). Часть боекомплекта (52 выстрела) в обоймы
не снаряжалась и укладывалась в специальные отсеки под вращающимся
полом. Снаряженные в обоймы выстрелы с бронебойными снарядами
размещались в кормовой части башни справа и слева от станка пушки.
Подача обойм осуществлялась заряжающим вручную.
Двигатель В-54 представлял собой 12-цилиндровый, V-образный,
четырехтактный, быстроходный, бескомпрессорный дизель жидкостного
охлаждения. Он устанавливался перпендикулярно продольной оси машины
на постаменте, приваренном к днищу корпуса. Рабочий объем двигателя
— 38,88 л, масса — 895 кг.
Три топливных бака общей емкостью 640 л размещались в корпусе
ЗСУ. Наружные баки устанавлиались справа по ходу машины, на надгусеничной
полке. Емкость кажого — 95 л. Механическая силовая передача со
ступенчатым изменением передаточных чисел размещалась в кормовой
части корпуса. Она состояла из гитары, главного фрикциона сухого
трения, пятискоростной коробки передач, двух планетарных механизмов
поворота, двух бортовых передач, привода вентилятора и привода
компрессора.
Внешняя связь ЗСУ-57-2 обеспечивалась портативной
радиостанцией 10РТ-26Э, а внутренняя —танковым переговорным устройством
ТПУ-47. Радиостанция обеспечивала надежную телефонную связь при
движении на дистанции от 7 до 15 км, а при остановке — от 9 до
20 км.
Боевое применение
Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно
немного. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где
было положено иметь одну батарею ЗСУ из 4 установок. Там, где
не хватало ЗСУ-57-2, использовались 14,5-мм спаренные зенитные
пулеметные установки ЗТПУ-2 на шасси БТР-40 и БТР-152.
|
ЗСУ-57-2 на ноябрьском параде на Красной площади в Москве
в 1964 году © РГАКФД |
Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем
они сражались на территории как Северного, так и Южного Вьетнама.
Начиная с 60-х годов некоторое число ЗСУ-57-2 было продано или
передано Венгрии, ГДР, Польше, Финляндии, Анголе, Сирии, Египту,
Кубе, КНР, КНДР и Ирану. Иранские ЗСУ-57-2 участвовали в войне
с Ираком. В КНР была создана и запущена в серийное производство
зенитная самоходная установка, представлявшая собой артиллерийскую
часть ЗСУ-57-2, установленную на шасси китайского танка «59».
|
Польская ЗСУ-57-2 в экспозиции Любского военного
музея |
Сравнение
ЗСУ-57-2 обладала целым рядом недостатков — низким темпом стрельбы,
ручным обойменным заряжанием, невозможностью ведения огня на ходу.
Эффективность огня батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем батареи
буксируемых 57-мм пушек С-60, управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9,
а затем — от радиолокационного приборного комплекса РПК-1 «Ваза».
Ведь при стрельбе по реактивным самолетам на низких и сверхнизких
высотах и определении скорости цели «по типу самолета», а дальности
до цели — «на глаз или с помощью дальномера» вероятность попадания
крайне низка. В ходе войны 1967 года на Синайском полуострове
было сделано весьма характерное фото: над израильскими позициями
на сверхмалой высоте проносится самолет МиГ-17, а солдаты не успели
среагировать на него — никто даже не повернул голову в сторону
самолета. Понятно,что для ЗСУ нужны были по крайней мере на порядок
более скорострельные пушки, угловая скорость наведения не 20-30
град/с, а 50-100 град/с и полностью автоматизированная радиолокационная
система управления огнем.
Разумеется, эта оценка ЗСУ-57-2 дается задним числом, с позиций
90-х годов. Справедливости ради заметим, что ЗСУ наших потенциальных
противников не превосходили по своей огневой мощи ЗСУ-57-2. В
50-х годах на вооружении армии США состояли ЗСУ М19 на шасси легкого
танка М24 «Чаффи», разработанные в 1945 году, и М42 на шасси легкого
танка М41, поступавшие в войска с 1954 года. А на вооружении Британской
армии находились ЗСУ на базе танка «Крусейдер», созданные в 1943
году. Все эти машины были вооружены 40-мм пушками «Бофорс» (американские
ЗСУ — спаренными, а английские — одинарными). Вес их снаряда составлял
0,934 кг, начальная скорость 875 м/с, темп стрельбы 120 выстр/мин
на ствол. Прицелы у всех — ручные оптические. Однако в 1956 году
ЗСУ М42 прошла модернизацию и, получив индекс М42А1, была оснащена
радиолокационной системой обнаружения и сопровождения целей Т50.
Таким образом еще до запуска в серийное производство ЗСУ-57-2
стала существенно проигрывать своему основному противнику в системе
управления огнем.
Проекции
|
Проекции ЗСУ-57-2 (кликните для получения
полного изображения) |
Дополнительные
иллюстрации
Тактико-технические данные
Калибр, мм |
57
|
Число автоматов |
2
|
Индекс артчасти |
С-68
|
Тип автомата |
С-60
|
Вес снаряда, кг |
2,8
|
Начальная скорость снаряда,
м/с |
1000
|
Боекомплект, выстр. |
300
|
Общий вес автоматов, кг |
4500
|
Высотный интервал эффективного огня, м |
100-4000
|
Наклонная дальность стрельбы
по зенитным целям, м |
5500
|
Максимальная скорость воздушной цели, м/с |
600
|
Дальность стрельбы по наземным
целям, м |
н/д
|
Темп стрельбы, выстр./мин |
200-240
|
Длина максимальной очереди
одного автомата, выстр. |
40-50
|
Угол ВН пушки, град. |
-1 - +85
|
Угол ГН пушки, град. |
360
|
Тип шасси |
Т-54
|
Боевой вес ЗСУ, т |
28
|
Габариты установки: |
|
- длина с пушкой вперед, мм |
8480
|
- ширина, мм |
3270
|
Мощность двигателя шасси, л.с. |
520
|
Максимальная скорость движения,
км/ч |
50
|
Экипаж, чел. |
6
|
Источники
информации
А.Широкорад. "Шилка" и другие
отечественные зенитные самоходные установки. Бронеколлекция №2,
1998
С. Петухов, И. Шестов. История создания и развития вооружения
и военной техники ПВО сухопутных войск России. Издательство "ВПК".
1999
История
отечественной зенитной ПВО России
Lubuskie
Military Museum
Armed
Forces of former Yugoslav republics
|
|