List Banner Exchange
 
ЗУ-23 ДЛИННАЯ РУКА
РОССИЙСКОГО СОЛДАТА
 
   
  ГЛАВНАЯ  
 
 
  Краткое описание  
  Фоторепортаж: ЗУ-23 в Чечне  
   
  Источники  
   
 
Счетчики
 
 

 
 
 
 

 
 
Aport Ranker
 

 

     
 

"БОФОРСЫ" ДЛЯ ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА

Малокалиберная зенитная артиллерия (МЗА) обрела свою особую роль еще в боях Второй мировой войны. Именно в это время зенитные автоматы, помимо своей основной задачи - борьбы с низколетящими самолетами, стали активно применяться и в наземных боях. Орудия МЗА исполняли роль тяжелого крупнокалиберного пулемета против вражеской пехоты и полевых укреплений, а против легких танков, БТР, самоходных орудий, тягачей и автотранспорта - роль артиллерии непосредственной поддержки. Именно зенитные автоматические орудия оказались тем универсальным огневым средством, поиски которого активно велись до Второй мировой.

Несмотря на лихорадочное военное строительство 30-х годов, к их исходу легкая зенитная артиллерия в РККА отсутствовала напрочь. Отечественным конструкторам тaк и не удалось создать пригодного для армии образца, хотя такие работы и велись. Когда ситуация с зенитной артиллерией, в полном смысле этого слова, катастрофическая, была наконец осознана, как всегда, в срочного порядке, за считанные месяцы, пришлось создавать и налаживать в СССР производство целого семейства из нескольких типов автоматических зенитных пушек по специально закупленному образцу, только в исполнении для отечественных калибров - 25 37 и 45-мм.

Огромной удачей оказалось то, что этим образцом была выбрана лучшая в своем классе 40-мм шведская пушка "Бофорс". Кстати, таковой она остается до сих пор, изменяясь и модернизируясь, но оставаясь на вооружении в десятках стран.

Нашим военным понравилось орудие, но особенно - четырехколесная повозка, позволяющая вести огонь с ходу без подготовки или даже прямо на марше. Гипноз от удачной конструкции оказался настолько силен, что подобным образом в СССР стали проектировать и шасси для зенитных орудий среднего калибра. Тем не менее для МЗА этот тип повозки оказался все-таки тяжеловатым, что особенно ярко выявилось для 25-мм варианта - пушки 72-К и было отмечено при постановке на вооружение. Тем не менее, хотя шведскую конструкцию намного облегчить не удалось, для выбора времени уже не осталось, и вооружение РККА пошло полным ходом. Четырехколесный тип повозки стал общепринятым в советской зенитной артиллерии, а более дешевый и легкий двухколесный ход был временно отставлен.

Однако во время войны выяснилось, что оружие противника - немецкие 20 и 37-мм зенитные автоматы на отделяемом двухколесном ходу меньше весили, были более компактны и легко перемещались по полю боя силами расчета, требовали меньших усилий при отрытии окопа и маскировке орудия.

После 1945 г., когда стало возможным проанализировать опыт войны в более спокойной обстановке, вся система легкого зенитного вооружения Советской Армии подверглась пересмотру.

От 25-мм пушек по причине излишнего веса конструкции при малой мощности снаряда отказались сразу, оставив этот калибр только для флота. Калибр 37-мм также стал считаться слабым, и производство 37-мм пушек постепенно прекратили, перейдя к 57-мм калибру. Как всегда победило извечное советское понимание совершенствования и улучшения - это должно быть обязательно укрупнение, усиление, утяжеление.

НОВЫЕ ЗАДАЧИ. ПОИСК ОПТИМАЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ

Уже к 50-м годам для вооружения бурно развивающихся воздушно-десантных войск потребовалось легкое универсальное автоматическое орудие малого калибра по типу авиапушки. Отличную репутацию получила во время войны авиационная 23-мм пушка ВЯ (Волкова-Ярцева), но весь ее выпуск шел на оснащение Ил-2, и неоднократные предложения использовать эту пушку для МЗА во время войны не прошли. В начале 50-х такая возможность появилась и окончательно сформулированные тактико-технические требования на разработку 23-мм зенитного автомата под патрон пушки ВЯ в одиночной, спаренной и счетверенной установках были выданы ГАУ в 1954 г.

Огонь ЗПУ-4, УрВО, 70-е годы. Из архива В.Белогруда

В феврале 1955 г. ЦКБ-14 (впоследствии КБП) представило проекты 23-мм зенитного автомата 2А14 в одиночной и спаренной конфигурациях. Счетверенная установка была реализована намного позже в конструкции знаменитой ЗСУ-23-4 "Шилка", которая заслуживает отдельного и очень длинного рассказа.

В апреле 1956 г. на заводские испытания вышла одиночная 23-мм установка ЗУ-1, созданная по схеме 14,5-мм зенитной горновьючной установки ЗГУ-1 (6У3) под руководством Е. К. Рачинского и Р. Я. Пурцена. Установка имела небольшие габариты, легкий отделяемый двухколесный ход, быстро разбиралась на узлы, легко переводилась из походного положения в боевое и обратно. Работы над ней были прекращены из-за серьезных поломок ходовой части и признанного избыточным веса в 440 кг.

Спаренная 23-мм установка была спроектирована и испытана в трех вариантах.

  • ЗУ-14 тех же Рачинского и Пурцена имела двухколесный ход и, соответственно, минимальный вес.
  • ЗУ-40 Е. В. Водопьянова имела разделяемый четырехколесный ход. При переводе ЗУ-40 в боевое положение передок с двумя передними колесами отделялся, задние колеса вывешивались с наклоном вбок, а основание ложилось на грунт четырьмя домкратами. Боекомплект размещался на передке в магазинных коробках, а на поле боя ЗУ-40 могла передвигаться без передка.
  • ЗУ-575 С. Н. Жданова, Рачинского и Пурцена устанавливалась на четырехколесном ходу с закрытым торсионным подрессориванием. Она предназначалась для прикрытия движущихся колонн на марше и могла обеспечивать круговой обстрел при движении, но в штатном боевом положении колеса вывешивались.

Позже на базе ЗУ-375 проектировалась модная в те времена самодвижущаяся установка с мотоциклетным двигателем. Из-за сложности проект был остановлен на эскизной стадии.

Все варианты имели ручные приводы наведения и зенитный прицел ЗАП-23.

Конкурсные полигонные испытания установки ЗУ-40, ЗУ-575 и ЗУ-14 прошли в 1957 году. По их результатам предпочтение было отдано самой простой и легкой ЗУ-14. Испытания и доработки с момента изготовления первого опытного образца (октябрь 1955 г.) заняли более трех лет, и вот, наконец, весной 1959 установочная серия ЗУ-14 прошла войсковые испытания, в Белорусском и Туркестанском военных округах.

При доработках конструкторам удалось повысить практическую скорострельность до 300 выстр./мин., как это задавалось по тактико-техническим требованиям, до 400 выстр./мин. Процесс перезаряжания сделали полуавтоматическим и свели к одной единственной операции - замене патронной коробки. Для этого был введен простой механизм, обеспечивающий блокировку подвижных частей в заданном положении на шептале, когда в ленте оставался последний патрон, а в патронной коробке установлен подаватель с рычагом. При продвижении патронной коробки в коробкодержателе рычаг обеспечивал поворот подавателя, который досылал первый патрон из патронной коробки в приемник автомата, а блокировка подвижных частей автоматически снималась.

Долгожданная установка 2А13 (индекс ГРАУ) была принята на вооружение 22 марта 1960 г. постановлением Совета Министров СССР № 313-125 под наименованием ЗУ-23.

Серийное производство автоматов индекса 2А14 для ЗУ велось на заводе № 535. Около 10 лет велась их дальнейшая доводка, устранение недостатков и упрочнение деталей по опыту эксплуатации. Гарантийная живучесть была увеличена до 8000 выстрелов, а доработанный вариант автомата получил наименование 2А14М.

Вряд ли кто-нибудь тогда предполагал, какая длинная и славная жизнь ждет это оружие. Вот уже более 40 лет ЗУ-23, или - по армейской кличке - "рогатка", является одним из самых необходимых и наиболее эффективных видов вооружения сначала Советской, а затем Российской армии, десятков стран наших бывших и нынешних союзников.

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ЗУ-23 (2А13)

Абхазия, 1999 год. Фото Ю.Белоусова

Зенитная установка ЗУ-23 состоит из следующих основных частей: двух 23-мм автоматов 2А14, их станка, платформы с ходом, подъемного, поворотного и уравновешивающего механизмов и зенитного автоматического прицела ЗАП-23.

Устройство автоматов практически одинаковое, различаются только детали механизма подачи. Правый автомат имеет правое питание, левый - левое. Оба автомата закреплены в одной люльке.

Основа автомата - ствол, состоящий из ствольной коробки, затворной рамы, затвора и механизмов: подающего, спускового, возвратного.

Автоматика пушки 2А14 работает за счет энергии пороховых газов, отводимых через боковое окно в стволе. Запирание канала ствола затвором клинового типа осуществляется подъемом затвора в пазах ствольной коробки. При замене перегретых стволов во время интенсивной стрельбы конструкция позволяет расчету заменить ствол всего за 15-20 с.

В ЗУ-23 применены очень удачные и компактные ручные приводы вертикальной и горизонтальной наводки с уравновешивающим механизмом пружинного типа. Блестяще спроектированные агрегаты позволяют перебросить стволы на противоположную сторону всего за 3 секунды!

Укладка патронных лент в патронные ящики. Чечня. Фото AFP

Питание автоматов ленточное. Ленты металлические, каждая из них снаряжена 50 патронами и уложена в быстро сменяемую патронную коробку. Масса каждой патронной коробки со снаряженной лентой составляет 35,5 кг.

Платформа установки представляет собой штампосварную раму с кольцом, которое имеет сухарные выступы для крепления верхнего станка, а также три винтовых домкрата с опорными тарелками, служащих для горизонтирования ЗУ в боевом положении. Спереди платформа оканчивается буксировочной стрелой со шкворневым кольцом. В походном положении установка опирается на два съемных колеса, имеющие торсионную подвеску. Шины ГК 6,00x16 типа ГАЗ-69 или ГАЗ М-20 "Победа", усиленные.

Одним из главных преимуществ установки является то, что она не требует предварительной подготовки огневой позиции и закрепляется в трех точках на любой относительно ровной площадке. При переводе установки из походного положения в боевое ее колеса поворачиваются вверх и в стороны, а сама установка ложится тарелками домкратов платформы на грунт.

Натренированный расчет способен перевести ЗУ из походного положения в боевое всего за 15 - 20 с, а обратно - за 35 - 40 с.

Тем не менее при необходимости ЗУ-23 может вести огонь с колес и даже на ходу -прямо при транспортировке ЗУ за автомобилем, что исключительно важно для скоротечного боевого столкновения.

Мобильность установки просто отличная. ЗУ-23 можно буксировать за любым армейским автомобилем, поскольку ее масса в походном положении вместе с чехлами и снаряженными патронными коробками составляет менее 1 т. Максимальная скорость при этом допускается до 70 км/ч, а по бездорожью - до 20 км/ч.

Одним из существенных преимуществ ЗУ является ее исключительная ремонтопригодность. В небольшой книжке техописания приведены сведения о примененных в конструкции материалах, что позволяет организовать ремонт и обслуживание ЗУ на любом пригодном металлообрабатывающем предприятии.

ВЕДЕНИЕ ОГНЯ И РАБОТА РАСЧЕТА

Наведение ЗУ-23 осуществляется автоматическим зенитным прицелом ЗАП-23. Прицел позволяет вводить текущую дальность до 3000 м при курсе цели 00 и скорости 300 м/с и решает задачу по oпpeделению упреждения (или точки встречи снаряда с целью) при стрельбе как по наземной так и по воздушному противнику на дальности до 2000 м. Дальность до цели определяется на глаз или с помощью стереодальномера. Остальные данные определяются глаз. Углы места цели и азимуты вводятся непосредственно визированием.

Боевая позиция ЗУ-23 российской армии в Абхазии, 1995 год. Фото Ю.Белоусова

Для стрельбы по наземным целям на прицеле ЗАП-23 смонтирован оптический наземный прицел Т-3, имеющий независимый от ЗАП-23 линию визирования.

Методика работы расчета ЗУ-23 довольно проста.

Командир определяет "на глаз" курс, скорость и дальность до цели, углы ее пикирования или кабрирования. По его указаниям прицельный номер расчета вводит данный прицел, и далее, на протяжении всей стрельбы корректирует установку курса и дальности до цели, выполняя распоряжения командира, который следит за маневрами цели. Наводчик при помощи механизмов наведения удерживает перекрестие коллиматора на цели и открывает огонь нажатием педали спуска. Всего в составе расчета 5 человек: командир, наводчик, прицельный, правый заряжающий и левый заряжающий.

Установка при непрерывной стрельбе расстреливает обе ленты полностью за три секунды, поэтому требуется особая четкость в работе заряжающих.

Несмотря на то, что основной режим стрельбы ЗУ-23 - это короткая очередь при необходимости заряжающие обязаны обеспечивать непрерывную стрельбу установки быстрым отсоединением пустых патронных коробок и подсоединением полных.

БОЕПРИПАСЫ ЗУ-23

Снаряжение патронных лент для ЗУ-23. Чечня.

Для стрельбы используются 23-мм унитарные патроны со стальной однократной гильзой и снарядами двух типов - с осколочно-фугасным ОФЗ и с бронебойно-трассирующим БЗТ.

В ОФЗ время горения трассера соответствует дальности 2 500 м, а разрыв снаряда происходит от самоликвидатора через 5-11 с после выстрела. Для взрывателя В-19У время самоликвидации 5-11 с, для взрывателя 19УК время самоликвидации составляет 5-8 с.

Боевое снаряжение патронной ленты производится обычно по типу - один патрон БЗТ на три патрона со снарядом ОФЗ или ОФЗТ.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗУ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Установка ЗУ-23 при решении своей основной боевой задачи - ПВО, может обеспечить вероятность поражения цели (самолета, летящего со скоростью 200 м/с) за пролет зоны всего 0,023 (по данным журнала "Военный парад" № 4/98). Еще меньше вероятность гарантированного попадания в современную скоростную и высокоманевренную цель.

Разумеется, заградительный огонь ЗУ-23 по-прежнему опасен, и несколько 23-мм снарядов выведут из строя любой аппарат. Совершенствование систем наведения и прицеливания поможет установке полнее реализовать возможности автоматов, именно поэтому российское КБ ТОЧМАШ им. А.Э.Нудельмана предложило модернизацию, получившую наименование ЗУ-23М.

В ходе этой модернизации устанавливаются электромеханические приводы горизонтального и вертикального наведения, пульт наведения, бинокулярный коллиматорный прицел с встроенным миниатюрным смотровым устройством и светящимися сетками для работы по воздушным и наземным целям, оптико-электронная система, содержащая лазерный дальномер, телевизионный канал, оптико-механический узел (может дооснащаться для работы ночью теплопеленгационным каналом или низкоуровневой ТВ-системой), прибор автоматического захвата и сопровождения (автомат сопровождения цели).

Из состава ЗУ-23М исключаются прицельная система ЗАП-23 и рабочее место оператора, а вместо них на вращающейся платформе установки смонтированы оптико-электронный модуль и контейнер с электронной аппаратурой управления. В результате этих мер вероятность поражения воздушной цели возрастает в 3 раза.

Для еще большего повышения боевых характеристик на модернизированной ЗУ-23 предусмотрена также возможность монтажа пусковых установок для двух ракет типа "Игла", "Stinger" или других.

Предложение сделано уже давно, тем не менее, на вооружении российской армии остаются обычные ЗУ-23, денег на доведение их до уровня ЗУ-23М пока нет. Свободную нишу модернизации ЗУ на рынке вооружений активно осваивают бывшие "друзья".

Так как за время существования Варшавского договора СССР передал "братским странам" за бесценок огромное количество военных технологий, Польша получила целый ряд производств: стрелкового оружия танков, тягачей, ПЗРК "Стрела-2", "Игла", также ЗУ-23.

Теперь, не имея никаких обязательств перед Россией (точнее - не желая иметь) Польша является самостоятельным производителем и продавцом оружия советской разработки. Так, на основе технологии ЗУ-23 заводом тяжелого машиностроения в Тарнове производится целая гамма модернизированных и доработанных образцов.

Модернизированная в Польше ЗУ-23-2S "Jodek" на выставке MSPO-2003 © Grzegorz Prasal, 2003

На базе стандартной установки было создано два варианта - ЗУ-23-2С и ЗУ-23-2М Доработанная зенитная установка, получившая наименование ZUR-23-2S "JOD" оснащена новым упрощенным оптическим прицелом и двумя пусковыми устройствами с зенитными ракетами 2К32М (9М32 "Стрела-2М") или "новой" ракетой "Grom" (о том, что это российская "Игла", поляки, конечно, стараются не упоминать) с системой целеуказания.

Артиллерийская часть обеспечивает заградительный огонь, а ракеты обеспечат надежное поражение цели при отсутствии помех. При борьбе с наземными целями эффективность модернизированной ЗУ-23 сохраняется на уровне штатной установки.

Для малотоннажных боевых кораблей предназначен ZUR-23-2Mr, отличающийся сильно увеличенными патронными коробами, пламегасителями по типу пулемета КПВ и водяным охлаждением стволов.

Кроме того, версия ЗУ-23 с водяным охлаждением стволов используется в ЗСУ польской разработки SOPEL.

Модернизированная в Финляндии ЗУ-23

Две финские компании Instrumentointi Oy и VAMMAS ввели в состав артустановки ЗУ-23 оптическую прицельную систему полуавтоматического сопровождения цели, лазерный дальномер, цифровой вычислитель, силовые приводы вертикального и горизонтального наведения вооружения и ряд других устройств.

Выработка углов упреждения, как предполагается, производится с использованием технологии прогнозирования упрежденных координат. Поэтому, скорее всего, точность выработки упрежденных координат должна быть ниже, чем у оригинальной российской модификации ЗУ-23М.

"ЗУШКИ" В БОЮ

Установка ЗУ-23 получила богатый боевой опыт участия не только в воздушных, но прежде всего - в наземных боях локальных войн, поскольку ее огонь обладает исключительной эффективностью по сравнению с любым другим типом вооружения мотострелков. Развернутая в боевое положение, ЗУ может мгновенно и эффективно подавлять внезапно проявляющие себя огневые точки противника на дальности прямого выстрела (около 1000 м). Наиболее часто это требуется в скоротечных боевых столкновениях с нерегулярными военными формированиями, действующими небольшими, но сильно вооруженными рассредоточенными группами, то есть при противоповстанческих и контртеррористических действиях.

Учения ВВ РФ (ОДОН) на полигоне в Московской области. Фото А.Аксенова

Причем если для организации прикрытия важных стационарных объектов достаточно просто наличия в войсках такого массового и дешевого огневого средства как ЗУ-23, то для прикрытия войсковой колонны или участия в маневренном бою требуется своего рода "тачанка" - установка ЗУ на любую пригодную подвижную базу, способную обеспечить нужную мобильность.

Советская армия столкнулась с необходимостью вести противоповстанческую войну в Афганистане. Горный рельеф страны однозначно определил зенитным установкам главную роль в прикрытии путей снабжения от нападений афганских партизан.

Самоходных зенитных установок "Шилка" на все нужды хватить не могло, поэтому сначала полуподпольно, а затем на совершенно официальных основаниях в состав транспортных колонн включались грузовики с ЗУ-23, стоящими прямо в кузовах. Малые габариты и вес ЗУ позволили устанавливать ее на все применявшиеся в перевозках типы армейских бортовых автомобилей - "ГАЗ-66", "ЗиЛ-130", "ЗиЛ-131", "Урал-375".

До появления в войсках БМП-2, имеющей автоматическую 30-мм пушку с большим углом возвышения, ЗУ оставалась вообще единственным огневым средством такой рода. Кроме того, гусеничная машина (БМП или ЗСУ), даже имеющая аналогичные характеристики бортового оружия, несопоставимо сложнее и дороже, что обеспечило грузовику с ЗУ безусловное доминирование при выполнении задач сопровождения колонн в Афганистане. После ухода советских войск афганцы успешно переняли совет ский опыт и ныне на дорогах Афганистане не редкость гражданского вида потрепанный грузовик - "ЗиЛ" или "КамМАЗ", со стоящей в кузове "ЗУшкой". Войны, развернувшиеся на территории СССР после его развала также не обошлись без привлечена ЗУ-23. Их можно встретить в любой из "горячих точек" - Нагорном Карабахе, Приднестровье, Таджикистане, Грузии, Абхазии и Чечне.

ЗУ-23 в Чечне. Фото AFP

Вспомнить поневоле о богатом афганском опыте Российской армии пришлось в Чечне. Ситуация, в которой нет ни линии фронта, ни четко обозначенного противника, требует постоянной готовности огневых средств, и ЗУ здесь незаменима.

Зенитные установки в целом ряде боев стали основным фактором, обеспечившим победу. Самые свежие примеры дала "вторая чеченская". С первых дней выдвижения в Чечню федеральных войск в начале в 1999 г. автомашины с ЗУ-23 начали боевую работу. Так, взвод зенитных орудий на автомашинах "Урал-375" под командованием старшего лейтенанта С. Корякина участвовал в успешном боестолкновении с заградительным отрядом чеченских боевиков на окраине поселка Горагорск. Три машины федеральных войск шли с натянутыми тентами, маскируясь под транспортную колонну без прикрытия. Стволы ЗУ были опущены под обрез борта и под тент. Боевики начали атаку и получили неожиданный и очень эффектный отпор. В результате скоротечного боя зенитчики, пользуясь преимуществом внезапности, уничтожили заградотряд противника, а также и обнаруженный расчет крупнокалиберного пулемета, что позволило обеспечить развертывание мотострелкового батальона на господствующих высотах вокруг поселка.

В знаменитой январской 2000 г. операции по уничтожению боевиков, выходящих из г. Грозного по любезно предоставленному федералами заминированному коридору, из подготовленных заранее засад с дистанции 400-800 метров был открыт огонь ЗУ-23 и танков, окончательно рассеявший "борцов за независимость" и нанесший им огромные потери. Необходимость ведения огня на поражение ночью заставило обратиться к опыту Великой Отечественной - поле боя подсвечивалось прожекторами.

Тем не менее одно только наличие зенитных установок еще не гарантирует успеха. Неожиданное нападение и ближний контактный бой способны свести на нет преимущество ЗУ. В печально известном бою первой чеченской войны 16 апреля 1996 г. в колонне 245 мсп боевое прикрытие, состоявшее из танка Т-80, "КамАЗа" с ЗУ-23, БРДМ и БМП-2, было уничтожено сосредоточенным огнем из засад, после чего погибла и вся колонна. В аналогичной ситуации во время боев в Дагестане у села Новолакское из засады была расстреляна зенитная установка внутренних войск на "ГАЗ-66", спешившая на помощь окруженному ваххабитами и прорывающемуся из села липецкому ОМОНу.

Держать противника на расстоянии и не давать поднять головы - здесь главная задача зениток. В Чечне их роль по-прежнему велика, хотя после спада активных боевых действий основная нагрузка сместилась на обеспечение охраны военных автоколонн, которым автомобили с ЗУ придаются из расчета одна на пять сопровождаемых машин. Кроме этого, ЗУ продолжают участвовать в усилении комендатур и блок-постов.

КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ТАЧАНКА

ЗУ-23 в кузове грузового автомобиля в Чечне. Фото Reuters, AP

Автомобиль с установленной в кузове ЗУ имеет перед другими видами вооружения целый ряд решающих преимуществ. ЗУ и патронов к ним на военных складах имеется несчитанно. Из любого имеющегося в наличии автомобиля с грузовой платформой за полчаса, закатив и установив ее на штатных домкратах ЗУ, можно сделать импровизированное, но очень мощное боевое средство. Закрепить ЗУ-23 в кузове можно 6-мм проволокой (так называемой "железнодорожной") сквозь специально проделанные дыры в полу, а для защиты расчета от огня в передней части кузова вдоль стенки кабины в один ряд укладываются ящики с песком.

Как правило, для свободной работы расчета вполне хватает задней половины кузова. Кабина препятствует ведению огня вперед, поэтому в передней части кузова размещается тент или навес для хранения боеприпасов и отдыха расчета. Огонь из ЗУ-2 ведется вбок и назад как при сопровождении колонны, так и на блок-постах. На наиболее "усовершенствованных" машинах верхняя часть бортов даже срезается, чтобы обеспечить ведение огня по нисходящей траектории.

Отсутствие надежной защиты от стрелкового оружия расчета и водителя, ограничение сектора обстрела кабиной и невозмозможность прицельной стрельбы длинными очередями в связи с раскачиванием автомамашины являются основными недостатками при размещении ЗУ-23 в кузове. Кроме того, расположение центра тяжести получаете высоким, поэтому есть риск перевернуться на горном серпантине.

Зато неоценимо преимущество высокорасположенной ЗУ, не нуждающейся в дополнительном развертывании и в укрытии чехлом для защиты от грязи, летящей из под колес (что неизбежно при буксировке), а поэтому - всегда готовой к работе.

Запас грузоподъемности любого автомобиля позволяет увеличить защищенность расчета укладкой мешков с песком, навешиванием листов обычного железа или элементов подбитых бронемашин - люков щитков и т.д. Кроме того, увеличение массы машины помогает снизить раскачку кузова при стрельбе. Для защиты снарядных коробов на них часто навешиваются бронежилеты расчета. В самом невыгодном положении оказался водитель, защитой которого в кабине является только собственный бронежилет. К сожалению, массового количества грузовиков с бронекабиной наша армия пока не дождалась, и "броники" на дверцах "ЗиЛов" и "Уралов" так же обычны, как и в Афганистане.

Хорошие идеи вдохновляют последователей. По типу машины с ЗУ народные умельцы из Свердловского ГУВД для ППС Ленинского ВОВД г. Грозного в июне 2000 г. собрали для своего взвода огневой поддержки из "ЗиЛа-131", двух брошенных КПВТ и груды хозяйственного железа броневичок. "Броня" остро нужна, но по штату не положена, а своя бронемашина под ироническим названием "БТР-80" шустро возила милиционеров в операционной зоне комендатуры Ленинского района г. Грозного. Импровизированная боевая машина со временем приобрела эффектную окраску и стала местной достопримечательностью.

Несмотря на то, что ЗУ-23 в принципе может вести огонь и на прицепе, а не только в кузове, реальное применение ЗУ таким образом в Приднестровье окончилось весьма печально. Вошедшие в Бендеры молдавские гвардейцы для максимального использования места в кузовах "КамМАЗов" под размещение личного состава прицепили ЗУ-23 сзади и пытались вести огонь таким способом. Насколько известно, вошедшие в город "КамАЗы" были в результате сожжены вместе с ЗУ.

ЗУ НА БРОНЕ

Прежде всего, ВДВ, для которых собственно и предназначалась ЗУ-23, имеют собственные конструкции для ее установки. Для оснащения десанта, кроме БМД, предназначались облегченные "ГАЗ-66" со срезанной крышей кабины, но видел ли кто-нибудь такую машину не в учебном фильме, а в реальном бою? Конечно, перебрасывая целую десантную дивизию, можно снабдить ее и грузовиками, но фактически получается, что кроме БМД и ЗУ у десантных подразделений больше ничего нет и доставлять что-то некогда. Неужели остается тащить ЗУ на руках?

ЗУ-23 на шасси БТР-Д. Псковская дивизия ВДВ. Чечня. © Псковская дивизия ВДВ на Кавказе
ЗУ-23 на броне тульских десантников
БТР-ЗД псковских десантников © А.Захаров/"Арсенал"/РА ИНТЕРВЕСТНИК

В распоряжении ВДВ имеется машина, плоская крыша которой не имеет башни с вооружением и пригодна для размещения на ней "рогатки" ЗУ. Это бронетранспортер десанта - БТР-Д, представляющий собой удлиненную на один каток БМД, лишенную штатного артвооружения. БТР-Д с установленной на его крыше ЗУ-23 получил название БТР-ЗД, то есть - "зенитный". Сейчас он стал настоящей "телезвездой", так как необычный и грозный вид машины очень нравится корреспондентам. Они с удовольствием запечатлевают БТР-ЗД российских ВДВ в самых различных учебных и боевых ситуациях, в которых он исполняет ту же роль, что и грузовики с ЗУ-23 мотострелков и МВД.

Наличие в войсках большого количества МТ-ЛБ, использующихся как бронетранспортер и его слабое штатное вооружение (всего один ПКТ) привели к установке ЗУ-23 и на эти машины, хотя и в гораздо меньших масштабах. Так же "усиливаются" МТ-ЛБ, которые достались различным странам СНГ. Желание усилить огневую мощь имеющихся бронешасси характерно для многих обладателей ЗУ-23. В Нагорном Карабахе на параде демонстрировались БМП-1 с установленными прямо на башни ЗУ, на учениях кубинских ВС отмечен БТР-60, также дооснащенный зениткой.

Наиболее далеко по этому пути пошли харьковчане. При капитальном ремонте БТР-80 вместо штатной башни установили, новую, в которой размещена ЗУ-23. Кроме этого, машина дооборудована мини-PЛС разведки наземных целей - 1РЛ133, применяемой на ПРП-3 и ПРП-4, а также ранее на "афганской" "Шилке" - ЗСУ-23-4М2. "Новый" БТР, претенциозно названный БТР-94, в количестве 50 штук был продан в Иорданию, причем покупатель якобы имел претензии как к качеству ремонта, так и к peгулярности поставки.

Первой машиной еще советской постройки, доработанной подобным образом по всей видимости стал БТР-152А. Машин с ЗПУ-2, поставленные в 60-х годах из СССР на Ближний Восток для усиления тактической ПВО, сразу стали применяться арабами для поддержки пехоты, поскольку имели бронирование, хотя и легкое. Позже для усиления огневой мощи пулеметная установка была заменена на ЗУ-23. Эта модернизация стала известна после того, как одна из машин была захвачена израильтянами Ливане у палестинских отрядов во время войны 1982 г.

Аналогичная версия досталась УНИТА сражениях с правительственными войсками Анголы. Видимо, подобные варианты изготавливаются всеми желающими - идея лежит на поверхности.

Множество различных вариантов установки российской ЗУ-23 на автомобили и бронетехнику было изготовлено по всему миру на базе советских, японских и даже американских грузовиков, бронетранспортеров. Израильтяне ставили ЗУ на старый американский МЗ, т.н. называемая "Армия Южного Ливана" - на М113, Сирия - на шасси САУ "Гвоздика" со снятой башней. Конструкция, построенная в ЮАР на своей бронированной колесной базе, даже предлагалась к широкой продаже заинтересованным заказчикам. Своим совершенством она вызвала международный интерес и была включена в военные справочники.

ОКРАСКА ЗУ

ЗУ-23. Фото из журнала ARMS

ЗУ-23, поставляемые за рубеж, практически не имели отличий от установок, состоящих на вооружении Советской, позже Российской армии. На коробках для боеприпасов сохранялась выштамповка в виде звезды (кое-где она все-таки зачеканивалась); сохранялась "родная 4БО" защитная окраска деталей (кроме вороненых).

Довольно редко на Ближнем Востоке красили в песочный цвет короба боекомплекта, еще реже - элементы конструкции.

Единственные широко известные варианты, отличающейся от стандартной окраски, относятся к индийской армии. Там все зеленые части были перекрашены в желтоватый цвет (охра) с нерегулярными коричневыми пятнами. Ряд установок имел окраску т.н. "горного" варианта: по светло-коричневому цвету разбросаны разной величины темно-коричневые прямоугольники и квадраты.

ПРОЕКЦИИ

Автор чертежей Алексей Бобков


Источники информации

БТВ. Выпуск 1, 2002

Текст: О. Желтоножко. Екатеринбург. Фото деталировки ЗУ-23: В. Белогруда.

Автор чертежей © Алексей Бобков. Екатеринбург. © БТВ, 2002 г.

 
 

 

 
© Вестник ПВО, 2000
  Вверх
Страница обновлена 26.02.2004