САМОХОДНЫЙ ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 2К11 "КРУГ"
( SA-4 GANEF)
 
     
  ГЛАВНАЯ  
     
  ЗРК "Круг"  
  Испытания  
   
 
Счетчики
 
 
 
 

 

 

     
 

Испытания

Первоначально все испытания зенитных ракет комплекса предполагалось проводить на Донгузском полигоне в Оренбургской области, но он оказался слишком мал с учетом требуемых дальностей пусков ракет. Поэтому в 1959 г. группа представителей ГАУ, Донгузского полигона и НИИ-3 ГАУ выбрала для нового полигона район размером около примерно 300 на 100 км в Голой степи Казахстана. Управление полигона и жилой городок расположились примерно в 10 км от железнодорожной станции Эмба. В июле 1960 г. начались первые геодезические и строительные работы, которые проводились под непосредственным руководством Н.А.Рощицского, назначенного начальником полигона. К началу совместных испытаний в 1963 году на полигоне была подготовлены наиболее необходимые испытательные и измерительные площадки, штабные и научно-исследовательские помещения, построен минимальный объем жилых зданий, гостиниц, столовых и других объектов. Полный объем необходимой инфраструктуры (включая аэродром с базированием на нем смешанного авиационного полка) был создан в дальнейшем, обеспечив испытания более совершенных зенитных ракетных и радиоэлектронных средств. Новый объект получил наименование II-го Государственного испытательного полигона.

Первоначальные планы предусматривали поставку на полигон телеметрических ракет в I кв. 1959 г., станций наведения ракет - к июню, а станций обнаружения целей – в III кв. того же года.

Фактически только 26 ноября 1959 г. состоялись первое из 10 бросковых испытания макета ракеты с натурными стартовыми двигателями, в ходе которых выявились первые неприятности – флаттер, разрушение ракеты при отделении стартовиков. Летная отработка маршевого двигателя 4 пусками ракет без аппаратуры управления началась с июня 1960 г. С августа, так и не добившись устойчивой работы двигателя, приступили к осуществлению программных пусков ракет, оснащенных автопилотом, но без аппаратуры радиоуправления. До июня следующего года выполнили 32 таких пуска. Из них первые 16 ракет оснащались упрощенным автопилотом, не обеспечивающим управление по крену и турбонасосным агрегатом без устройства регулирования расхода топлива. Из 26 пусков, выполненных до конца 1960 года, шесть ракет разрушились в полете, у семи – не включился маршевый двигатель и только 12 стрельб были относительно успешными.

Учитывая задержки с отработкой ракет, решением Военно-промышленной комиссии (ВПК) при СМ СССР от 2 февраля 1961 г. № 17 было предложено для скорейшей отработки наземных средств комплекса в мае провести пуски ракет В-750 ВН комплекса С-75 с бортовой аппаратурой КРБ ракет ЗРК "Круг" с тем, что бы в августе перейти к совместным испытаниям комплекса со штатной ракетой ЗМ8. Однако, к этому времени первая станция наведения ракет еще находилась в стадии отладки, а второй образец - в состоянии поставки отдельных блоков.

С учетом большого количества неудач на испытаниях ракет ЗМ8 по решению Госкомитета по авиационной технике от 25 августа 1961 г. была создана специальная экспертная комиссия по выработке мероприятий по доработке ракеты. Большинство аварий было связано с прогарами камеры сгорания, отказами в работе бортовой аппаратуры КРБ, недостаточной прочностью ряда элементов конструкции.

Спустя месяц, по рекомендациям комиссии было принято решение изменить конструкцию стабилизаторов горения, устранить зоны отрыва потока и повысить жаростойкость камеры сгорания маршевого двигателя. До конца года предусматривалось проведение дополнительных огневых испытаний двигателя на стендах ЦИАМ, а также виброиспытаний аппаратуры КРБ и бортового преобразователя тока ПТ-10 – сперва автономно, а затем в составе ракеты.

Помимо неработоспособности аппаратуры при воздействии вибраций и недоработанности двигателей, в ходе летных испытаний также выявилось несоответствие летно-технических характеристик ракеты заданным. Ни в одном из выполненных в 1960-1961 гг. 55 пусков не удалось достичь максимальной дальности. По расчетным оценкам не обеспечивался заданный уровень маневренности на больших высотах. НИИ648 задерживал разработку опытного образца головки самонаведения (ГСН) ракеты. Не была завершена отработка бортового источника питания. К концу 1961 г. – началу 1962 г. существенно изменилось отношение военно-промышленного руководства к грушинской ракете В-757Кр. До того, в условиях неудач с испытаниями ЗУР ЗМ8, намного больший опыт Грушина в сравнении с Люльевым в создании зенитных ракет способствовал тому, что ракета В-757Кр уже рассматривалась как основной вариант ЗУР для комплекса "Круг". Несколько худшие габаритные показатели этой грушинской ракеты в какой-то мере компенсировались межвидовой унификацией ракетой В-757 ("изделием 17Д"), разрабатываемой для ЗРК С-75М Войск ПВО страны – очередной модернизации комплекса С-75. Однако, прямоточный двигатель оказался "крепким орешком" и для коллектива ОКБ-2. Отработка ракеты с ПВРД задерживалась, а уже в 1960 г. на вооружение в составе ЗРК С-75М поступила обычная жидкостная ракета В-755 – по сути дела, основательно доработанная ракета В750ВН. Не закончив разработку ракеты В-757, грушинцы занялись новой ЗУР с ПВРД – В-758 ("изделие 22Д"). В этих условиях, несмотря на неудачи с ЗМ8, вариант комплекса 2К11М с ракетой Грушина В757Кр стал рассматриваться как второстепенный. В частности, решением ВПК от 28 декабря 1961 г. было поручено рассмотреть возможность размещения ракеты В-757Кр на штатной пусковой установке 2П24 вместо ранее изготовленной в одном опытном экземпляре ПУ 2П28, спроектированной также на шасси типа СУ-100П специально для грушинской ракеты. После фактического прекращения испытаний ракеты В-757, Решением ВПК от 17 октября 1962 г. был поставлен вопрос о целесообразности дальнейшего продолжения работ по ракете В-757Кр и вскоре они были прекращены.

Однако, состояние работ и по ракете Люльева ни в коей мере не радовало, хотя с мая 1962 г. начались заводские испытания ракет с аппаратурой радиоуправления. К концу 1962 г. так и не достигли надежной работы бортовой аппаратуры КРБ, не определили баллистические возможности ракеты, не успели ввести в строй вторую станцию наведения ракет. С другой стороны, был и обнадеживающий результат – анализ возможностей станции наведения ракет и динамики наведения ЗУР показал возможность обеспечения приемлемой точности при использовании только радиокомандной системы управления. Более того, при отсутствии ГСН снимались жесткие ограничения по углу атаки, что повысило маневренные возможности ракеты.

Поэтому Решением ВПК от 12 января 1963 г. было утверждено предложение Главного ракетно-артиллерийского управления (ГРАУ) и промышленности о проведении совместных летных испытаний (СЛИ) в два этапа – сначала только с радиокомандной системой, затем с ГСН. Тем самым фактически начался процесс отказа от применения на ракете комбинированной системы наведения с полуактивной ГСН в пользу уже освоенных в ЗРК С-25, С-75 и С-125 чисто радиокомандных систем.

Однако испытания ракеты 3М8 по-прежнему шли очень трудно.

До начала совместных испытаний в ходе заводских испытаний по апрель 1963 г. провели 26 пусков. Большинство из них было выполнено по так называемым электронным целям, две – по парашютным мишеням, четыре – по переоборудованным Ил-28.

В процессе совместных испытаний с января по май 1963 года было выполнено восемь пусков, из них три закончились неудачей. Не было ни одного успешного пуска ракет при угле возвышения направляющих более 46 град., в то время как требовалось обеспечить возможность старта при углах до 60 град.

Из 25 пусков, выполненных с февраля по август 1963 г., только семь прошли успешно – удалось сбить мишени – Ил-28. Готовились "оргвыводы", но основные недостатки были уже вскрыты и до конца года удалось успешно провести еще пару пусков. Ракеты поступали на полигон несвоевременно – из требуемых 40 ЗУР была поставлена только 21. Медленно – в течение трех недель – обрабатывались результаты испытаний. Не были доведены до полного состава и наземные средства комплекса – машины не были укомплектованы аппаратурой навигации, ориентирования и топопривязки, системами телекодовой связи 1С62 и 1С63. Часто выходили из строя газотурбинные установки энергоснабжения машин. Только на второй пусковой установке звукоизоляция была доведена до состояния, обеспечивающего возможность проведения пуска при нахождении личного состава внутри 2П24.

К началу следующего года провели еще два пуска, оба успешные. Однако, ни одна из выполненных стрельб не осуществлялась по относительно малоразмерным целям типа МиГ-17 и по целям, летящим на высотах менее 3000 м. Маршевый двигатель неустойчиво работал на малых высотах. В контуре управления возникали автоколебания, приводившие к неприемлемым промахам при пролете у цели. Отсутствовали представительные данные по функционированиям радиовзрывателя и боевой части по реальным целям.

Трудности, связанные с созданием ракет комплекса "Круг", характеризует свидетельство Игоря Федоровича Голубеева - заместителя главного конструктора Люльева.

"За ЗУР ЗМ8 мы взялись, не отдавая полностью сами себе отчет о сложности и трудности этой работы, одним словом, мы были молоды и глупы. Для сравнения скажу, что с теперешним многотысячным коллективом мы бы хорошо подумали бы, прежде чем взяться за такую работу.

В ЗМ8, как известно, из-за отсутствия в стране подходящего топлива с хорошим единичным импульсом решено было применить ПВРД на жидком топливе – керосине. ПВРД был изобретен в 1903 году французом Лежандром и с тех пор является одним из самых выгодных в энергетическом отношении ракетным двигателем, позволяюшим не вести на борту запасы окислителя.

Но все хорошо работает, если соблюдается пропорциональный расход воздуха – топлива, примерно 15:1. Если соотношение меняется, то двигатель начинает капризничать и может заглохнуть или запомпажировать. Поэтому одним из сложных элементов является входной диффузор и топливный насос с форсунками. Достаточно сказать, что пришлось "отжечь" около десятка тысяч форсунок, прежде чем была найдена оптимальная форма. И это – только для данного типа двигателя, а в случае изменения его геометрических размеров все пришлось бы повторять заново. Это одна из причин, почему ПВРД не находят сейчас широкого применения – они уникальны в своем конкретном исполнении. Каждый шаг при отработке давался с трудом и решался буквально с нуля.

С начала управляемых полетов началась борьба с затуханием сигнала бортового радио-ответчика в факеле выхлопа двигателя. Оказалось, что продукты сгорания обыкновенного керосина - очень хорошо экранируют антенну ответчика. Пришлось ее вынести на консоль хвостового оперения. Только справились с этим, как ракета стала раскачиваться примерно на середине траектории полета и с вероятностью 50:50 то проходила этот участок, то теряла управление. Разгадка была проста – перепутали фазы электропитания гироскопов автопилота ЗУР и те, после предстартовой раскрутки и перехода на бортовое питание, начинали сначала тормозиться примерно на середине траектории, а затем вновь раскручиваться в обратную сторону и если все проходило удачно, то полет продолжался устойчиво. "

В целом в ходе совместных испытаний с февраля 1963 г. по июнь 1964 г. был проведен 41 пуск ЗУР, включая 24 ракеты в боевой комплектации. Четыре случая флаттера крыла потребовали введения противофлаттерных балансиров, три "бедных" срыва процесса горения – доработки регулятора подачи топлива, шесть взрывов изопропилнитрата – совершенствования топливной системы, два отказа радиовзрывателя – доработки его схемы.

Однако, на завершающей стадии испытания проходили в основном успешно и Государственная комиссия под председательством А.Г.Бурыкина рекомендовала комплекс к принятию на вооружение.

 
 

 

 
© Вестник ПВО
  Вверх
Страница обновлена 22.05.2009