Зенитная ракетная система "Беркут"
|
Основные компоненты ЗРС С-25: ракета В-300 и РЛС Б-200 (Музей
авиации на Ходынском поле в Москве) © Tadeusz Mikutel - Skrzydlata
Polska |
Послевоенный переход в авиации на использование реактивных двигателей
привел к качественным изменениям в противостоянии средств воздушного
нападения и средств противовоздушной обороны. Резкий рост скорости
и максимальной высоты полета самолетов-разведчиков и бомбардировщиков
свели практически к нулю эффективность зенитной артиллерии среднего
калибра. Выпуск отечественной промышленностью зенитных артиллерийских
комплексов в составе зенитных орудий 100- и 130-мм калибра и радиолокационных
средств орудийной наводки не могли гарантировать надежной защиты
охраняемых объектов. Положение значительно обострялось наличием
у потенциального противника ядерного оружия, даже одиночное применение
которого могло привести к большим потерям. В сложившейся ситуации
наряду с реактивными истребителями-перехватчиками перспек- тивным
средством ПВО могли стать управляемые зенитные ракеты. Некоторый
опыт разработки и использования управляемых зенитных ракет имелся
в ряде организаций СССР, занимавшихся с 1945-1946 годов освоением
немецкой трофейной ракетной техники и созданием на ее базе отечественных
аналогов. Разработку принципиально новой техники для Войск ПВО
страны ускорила обстановка "холодной" войны. Разрабатывавшиеся
Соединенными Штатами планы нанесения ядерных ударов по промышленным
и административным объектам СССР подкреплялись наращиванием группировки
стратегических бомбардировщиков В-36, В-50 и других носителей
ядерного оружия. Первым объектом зенитно-ракетной обороны, требовавшим
обеспечения надежной обороны, руководством страны была определена
столица государства - Москва.
Постановление Совета Министров СССР на разработку первой отечественной
стационарной зенитно-ракетной системы для Войск ПВО страны, подписанное
9 августа 1950 года, было дополнено резолюцией И.В.Сталина: "Мы
должны получить ракету для ПВО в течение года". Постановлением
определялся состав системы, Головная организация - СБ-1, разработчики
и организации-соисполнители нескольких отраслей промышленности.
Разрабатываемой зенитной ракетной Системе присваивалось условное
наименование "Беркут".
Согласно первоначальному проекту система "Беркут",
располагавшаяся вокруг Москвы, должна была состоять из следующих
подсистем и объектов:
- два кольца системы радиолокационного обнаружения (ближнее
в 25-30 км от Москвы и дальнее в 200-250 км) на базе РЛС кругового
обзора "Кама". Радиолокационный
комплекс 10-сантиметрового диапазона "Кама" для стационарных
радиолокационных узлов А-100 разрабатывался НИИ-244, главный
конструктор Л.В.Леонов.
- два кольца (ближнее и дальнее) РЛС наведения зенитных ракет.
Шифр РЛС наведения ракет - "изделие Б-200". Разработчик
- СБ-1, ведущий конструктор по РЛС В.Э.Магдесиев.
- зенитные управляемые ракеты В-300, располагаемые на стартовых
позициях в непосредственной близости от РЛС наведения. Разработчик
ракеты ОКБ-301, Генеральный конструктор - С.А.Лавочкин. Стартовое
оборудование поручалось разработать ГСКБ ММП Главного конструктора
В.П.Бармина.
- самолеты-перехватчики, шифр "Г-400" - самолеты
Ту-4 с ракетами Г-300 класса "воздух-воздух". Разработка
комплекса воздушного перехвата велась под руководством А. И.
Корчмаря. Разработка перехватчика прекращена на ранней стадии.
Ракеты Г-300 (заводской шифр "210", разработчик ОКБ-301)
- уменьшенный вариант ракеты В-300 с воздушным стартом с самолета-носителя.
- По всей видимости, в качестве элемента системы предполагалось
использовать самолеты дальнего радиолокационного обнаружения
Д-500, разрабатывавшиеся на базе дальнего бомбардировщика Ту-4.
Система включала в себя группировку зенитно-ракетных комплексов
(полков) со средствами обнаружения, управления, обеспечения, базы
хранения ракетного оружия, жилые городки и казармы для офицеров
и личного состава. Взаимодействие всех элементов должно было осуществляться
через центральный командный пункт Системы по специальным каналам
связи.
Организация работ по системе ПВО Москвы "Беркут", проводившихся
в строжайшей степени
секретности, была возложена на специально созданное Третье главное
управление (ТГУ) при СМ СССР. Головной организацией, отвечавшей
за принципы построения Системы и ее функционирование, определялось
КБ-1 - реорганизованное СБ-1, главными конструкторами Системы
назначались П.Н.Куксенко и С.Л.Берия. Для успешного проведения
работ в сжатые сроки в КБ-1 переводились необходимые сотрудники
других КБ. К работе над системой были привлечены и немецкие специалисты,
вывезенные в СССР после окончания войны. Работавшие в различных
КБ, они были собраны в отделе № 38 КБ-1.
В результате упорного труда многих научных и трудовых коллективов
в предельно короткие сроки были созданы опытный образец зенитного
ракетного комплекса, проекты и образцы некоторых основных составляющиех
системы.
Полигонные испытания опытного варианта зенитного ракетного комплекса,
проведенные в январе 1952 года, позволили составить комплексный
технический проект системы "Беркут", включавший только
наземные средства обнаружения, зенитные ракеты и средства их наведения
для перехвата воздушных целей из первоначально планировавшегося
состава средств.
С 1953 по 1955 годы на 50- и 90-километровых рубежах вокруг Москвы
силами "спецконтингента" ГУЛАГ-а велось строительство
боевых позиций зенитных ракетных дивизионов, кольцевых дорог для
обеспечения подвоза ракет к огневым дивизионам и базам хранения
(общая протяженность дорог до 2000 км). Одновременно велось строительство
жилых городков и казарм. Все инженерные сооружения системы "Беркут"
проектировались Московским филиалом "Ленгипростроя",
руководимым В.И. Речкиным.
После смерти И. В Сталина и ареста Л.П.Берии в июне 1953 года
последовала реорганизация КБ-1 и смена его руководства. Постановлением
правительства наименование системы ПВО Москвы "Беркут"
заменясь на "Система С-25", главным конструктором системы
назначался Расплетин. ТГУ под наименованием Главспецмаш включается
в состав Минсредмаша.
|
Боевая позиция ЗРК С-25 |
Поставки боевых элементов Системы-25 в войска начались в 1954
году, в марте на большинстве объектов проводились настройка аппаратуры,
доводка узлов и агрегатов комплексов. В начале 1955 года закончились
приемо-сдаточные испытания всех комплексов под Москвой и Система
была принята на вооружение. В соответствии с Постановлением СМ
СССР от 7 мая 1955 года первое соединение зенитных ракетных войск
приступило к поэтапному выполнению боевой задачи: защите Москвы
и московского промышленного района от возможного нападения воздушного
противника. Система поставлена на постоянное боевое дежурство
в июне 1956 года после опытного дежурства с размещением на позиции
ракет без заправки компонентами горючего и с весовыми макетами
боевых частей. При использовании всех ракетных подразделений системы
принципиально был возможен одновременный обстрел около 1000 воздушных
целей при наведении на каждую цель до 3 ракет.
После принятия созданной за четыре с половиной года системы ПВО
С-25 на вооружение главки Главспецмаша: Главспецмонтаж, отвечавший
за ввод в строй штатных объектов системы, и Главспецмаш, курировавший
организации-разработчики, ликвидировались; КБ-1 передавалось в
Миноборонпром.
Для эксплуатации системы С-25 в Московском Округе ПВО весной
1955 года была создана и
развернута Отдельная армия особого назначения Войск ПВО страны
под командованием генерал-полковника К.Казакова.
Подготовка офицерского состава для работы на Системе-25 проводилась
в Горьковском училище ПВО, личного состава - в специально созданном
учебном центре - УТЦ-2.
В ходе эксплуатации проходило совершенствование Системы с заменой
отдельных ее элементов качественно новыми. Система С-25 (ее модернизированный
вариант - С-25М) снята с боевого дежурства в 1982 году с заменой
комплексами зенитной ракетной системы средней
дальности С-ЗООП.
Зенитный ракетный комплекс С-25
Работы по созданию функционально замкнутого зенитно - ракетного
комплекса системы С-25 велись параллельно по всем его составляющим.
В октябре (июне) 1950 года на испытания была представлена в экспериментальном
макетном образце СНР (Станция Наведения Ракет) Б-200, а 25 июля
1951 года на полигоне был произведен первый пуск ракеты В-300.
Для проведения испытаний комплекса полного номенклатурного состава
на полигоне Капустин Яр были созданы: площадка № 30 - техническая
позиция подготовки ракет системы С-25 к пускам; площадка № 31
- жилой комплекс обслуживающего персонала опытной системы С-25;
площадка № 32 - стартовая позиция зенитных ракет В-300; площадка
№ 33 - площадка опытного образца ЦРН (Центральный Радиолокатор
Наведения) С-25 (в 18 км от площадки № 30).
Первые испытания опытного образца зенитного ракетного комплекса
в замкнутом контуре управления (полигонного варианта комплекса
в полном составе) были проведены 2 ноября 1952 года при стрельбе
по радиоэлектронной имитации неподвижной цели. Серия испытаний
велась в ноябре-декабре. Стрельба по реальным целям - парашютным
мишеням проведена после замены антенн ЦРН в начале 1953 года.
С 26 апреля по 18 мая проводились пуски по самолетам-мишеням Ту-4.
Всего в ходе испытаний с 18 сентября 1952 года по 18 мая 1953
года был произведен 81 пуск. В сентябре-октябре по требованию
командования ВВС были проведены контрольные полигонные испытания
при стрельбе по самолетам-мишеням Ил-28 и Ту-4.
Решение о строительстве на полигоне полномасштабного зенитного
ракетного комплекса для повторного проведения Государственных
испытаний принято Правительством в январе 1954 года на основании
решения Государственной комиссии. Комплекс был представлен на
Государственные испытания 25 июня 1954 года, в ходе которых с
1 октября до 1 апреля 1955 года было произведено 69 пусков по
самолетам-мишеням Ту-4 и Ил-28. Стрельба велась по радиоуправляемым
самолетам-мишеням в том числе и по постановщикам пассивных помех.
На завершающем этапе была произведена залповая стрельба 20 ракетами
по 20 целям.
До завершения полигонных испытаний к выпуску комплектующих ЗРК
и ракет было подключено около 50 заводов. С 1953 по 1955 годы
на 50- и 90-километровых рубежах вокруг Москвы строились боевые
позиции зенитных ракетных комплексов. С целью форсирования работ
один из комплексов был сделан головным эталонным, ввод его в эксплуатацию
осуществлялся представителями предприятий-разработчиков.
|
Станция Б-200 |
На позициях комплексов станция Б-200 - (ЦРН), функционально связанная
с пусковыми установками ЗУР, располагалась в полузаглубленном
железобетонном сооружении, рассчитанном на выживание при прямом
попадании 1000-кг фугасной авиабомбы, обвалованном землей и замаскированном
травяным покрытием. Для высокочастотной аппаратуры, многоканальной
части локатора, командного пункта комплекса, рабочих мест операторов
и мест отдыха дежурных боевых смен были предусмотрены отдельные
помещения. Две антенны визирования целей и четыре антенны передачи
команд размещались в непосредственной близости от сооружения на
бетонированной площадке. Поиск, обнаружение, сопровождение воздушных
целей и наведение на них ракет каждым комплексом Системы осуществлялись
в фиксированном секторе 60 х 60 градусов.
Комплекс позволял сопровождать до 20 целей по 20 стрельбовым
каналам с автоматическим (ручным) сопровождением цели и наводимой
на нее ракеты при одновременном наведении 1-2 ракет на каждую
цель. На каждый канал обстрела целей на стартовой позиции имелось
по 3 ракеты на стартовых столах. Время перевода комплекса в боевую
готовность определялось 5 минут, за это время должно было быть
синхронизировано не менее 18 стрельбовых каналов.
|
Боевая позиция ракет В-300 © Невский Бастион |
Стартовые позиции с пусковыми столами по шесть (четыре) в ряд
с подъездными путями к ним размещались на удалении от 1,2 до 4
км от ЦРН с выносом в сторону сектора ответственности дивизиона.
В зависимости от местных условий из-за ограниченности площадей
позиций число ракет могло быть несколько меньше, чем плановые
60 ракет.
На позиции каждого комплекса располагались сооружения для хранения
ракет, площадки подготовки и заправки ракет, автопарки, служебные
и жилые помещения личного состава.
В ходе эксплуатации проходило совершенствование системы. В частности,
аппаратура селекции движущихся целей, разработанная в 1954 году,
введена на штатных объектах после полигонных испытаний в 1957
году.
Всего изготовлено, развернуто и принято на вооружение 56 серийных
комплексов С-25 (код НАТО: SA-1 Guild) в системе ПВО Москвы,
один серийный и один опытный комплекс использовались для полигонных
испытаний аппаратурной части, ракет и оборудования. Один комплект
ЦРН использовался для испытаний радиоэлектронного оборудования
в Кратове.
Станция наведения ракет Б-200
|
Радиолокатор наведения ракет Б-200 (Музей авиации на Ходынском
поле в Москве) © Tadeusz Mikutel - Skrzydlata Polska |
На начальном этапе проектирования исследовалась возможность применения
узколучевых локаторов точного сопровождения цели и ракеты с параболической
антенной, создававшей два луча для слежения за целью и наводимой
на нее ракетой (руководитель работ в КБ-1 - В.М.Тарановский).
Параллельно прорабатывался вариант ракеты, оснащенной головкой
самонаведения, включающейся вблизи точки встречи (руководитель
работ Н.А.Викторов). Работы прекращены на ранней стадии проектирования.
Схема построения антенн секторного локатора с линейным сканированием
предложена М.Б.Заксоном, построение многоканальной части радиолокатора
и его систем слежения за целями и ракетами - К.С.Альперовичем.
Окончательное решение о принятии к разработке секторных радиолокаторов
наведения было принято в январе 1952 года. Угломестная антенна
высотой 9 м и азимутальная антенна шириной 8 м располагались на
различных основаниях. Сканирование осуществлялось при непрерывном
вращении антенн, состоящих из шести (двух трехгранных) формирователей
луча каждая. Сектор сканирования антенны - 60 градусов, ширина
луча около 1 градуса. Длина волны - около 10 см. На ранних стадиях
проекта предлагалось дополнять формирователи луча до полных окружностей
неметаллическими радиопрозрачными накладками-сегментами.
При реализации станции наведения ракет для определения координат
целей и ракет были приняты "метод С" и радиоэлектронная
схема "АЖ", предложенные немецкими конструкторами, с использованием
кварцевых стабилизаторов частоты. Предложенные сотрудниками КБ-1
система "А" на электромеханических элементах и система
"БЖ" - альтернативная "немецкой" не были реализованы.
С целью обеспечения автоматического сопровождения 20 целей и
20 наводимых на них ракет, формирования управляющих команд наведения
в ЦРН было создано 20 стрельбовых каналов с отдельными системами
сопровождения целей и ракет по каждой их координате и отдельным
для каждого канала аналоговым счетно-решающим прибором (разработчик
- КБ "Алмаз", ведущий конструктор Н.В.Семаков). Стрельбовые
каналы были сведены в четыре пятиканальные группы.
Для управления ракетами каждой группы вводились антенны передачи
команд (в первоначальном варианте ЦРН предполагалась единая станция
передачи команд).
|
Схема боевой позиции ЦРН Б-200 © С.Ганин, Невский Бастион |
|
Проекции антенн А-11 и А-12 РЛС Б-200 © С.Ганин, Невский
Бастион |
Экспериментальный образец ЦРН отрабатывался с осени 1951 года
в Химках, зимой 1951 и весной 1952 годов на территории ЛИИ (г.
Жуковский). Опытный образец серийного ЦРН строился также в Жуковском.
В августе 1952 года опытный образец ЦРН был полностью укомплектован.
Контрольные испытания проводились с 2 июня по 20 сентября. Для
контроля прохождения "совмещенных" сигналов ракеты и
цели бортовой ответчик ракеты размещался на удаленной от ЦРН вышке
буровой установки БУ-40 (в серийном исполнении комплекса она заменена
на телескопическую конструкцию с излучающим рупором на вершине).
Быстро сканирующие (частота сканирования около 20 Гц) антенны
А-11 и А-12 для опытного образца станции Б-200 изготавливались
на заводе № 701 (Подольский механический завод), передатчики -
в радиотехнической лаборатории А.Л.Минца. После проведения в сентябре
контрольных испытаний опытный образец ЦРН был разобран и железнодорожным
транспортом отправлен для продолжения испытаний на полигон. Осенью
1952 года на полигоне Капустин Яр был построен опытный образец
ЦРН с размещением аппаратурной части в одноэтажном каменном строении
на 33 площадке.
Параллельно испытаниям ЦРН в Жуковском на комплексном моделирующем
стенде в КБ-1 отрабатывался контур управления наведением ракет
на цели.
Комплексный стенд включал в себя имитаторы сигналов цели и ракеты,
системы их автоматического сопровождения, счетно-решающий прибор
формирования команд управления ракетой, бортовое оборудование ракеты
и аналоговое вычислительное устройство - модель ракеты. Осенью 1952
года стенд был перебазирован на полигон в Капустином Яре.
Серийное производство аппаратуры ЦРН велось на заводе № 304 (Кунцевский
радиолокационный завод), антенны опытного образца комплекса производились
на заводе № 701, затем - для серийных комплексов на заводе № 92
(Горьковский машиностроительный завод). Станции передачи команд
управления на ракеты производились на Ленинградском заводе полиграфических
машин (производство позднее выделилось в Ленинградский завод радиотехнического
оборудования), счетно-решающие приборы выработки команд - на Загорском
заводе, электронные лампы поставлялись Ташкентским заводом. Аппаратура
для комплекса С-25 изготавливалась Московским радиотехническим
заводом (МРТЗ, до войны - пистонный завод, позднее патронный завод
- производил патроны для крупнокалиберных пулеметов).
Принятые на вооружение ЦРН отличались от опытного образца наличием
контрольных устройств, дополнительными индикаторными устройствами.
С 1957 года устанавливалась аппаратура селекции движущихся целей,
разработанная в КБ-1 под руководством Гапеева. Для стрельбы по
самолетам постановщикам помех был введен режим наведения "трехточка".
Зенитная ракета В-300 и ее модификации
Проектирование ракеты В-300 (заводское обозначение "205",
ведущий конструктор Н.Черняков) было начато в ОКБ-301 в сентябре
1950 года. Вариант управляемой ракеты был представлен для рассмотрения
в ТГУ 1 марта 1951 года, эскизный проект ракеты защищен в середине
марта.
Ракета с вертикальным стартом, функционально разделенная на семь
отсеков, оснащалась радиокомандной аппаратурой системы управления
и была выполнена по схеме "утка" с размещением рулей
для управления по тангажу и рысканию на одном из головных отсеков.
Элероны, расположенные на крыльях в одной плоскости, использовались
для управления по крену. В хвостовой части корпуса крепились сбрасываемые
газовые рули, использовавшиеся для склонения ракеты после старта
в сторону цели, стабилизации и управления ракетой на начальном
этапе полета при малых скоростях движения. Радиолокационное сопровождение
ракеты осуществлялось по сигналу бортового радиоответчика. Разработка
автопилота ракеты и бортовой аппаратуры визирования ракет - приемника
зондирующих сигналов ЦРН и бортового радиоответчика с генератором
ответных сигналов - производилась в КБ-1 под руководством В.Е.Черномордика.
|
Проекции зенитной ракеты В-300 © S.Zaloga |
Проверка бортового радиооборудования ракеты на устойчивость приема
команд от ЦРН проводилась с использованием самолета, барражировавшего
в зоне обзора радиолокатора и имевшего на борту радиотехнические
блоки ракеты, контрольную аппаратуру. Бортовое оборудование серийных
ракет производилось на Московском велозаводе (завод "Мосприбор").
Отработка двигателя ракеты "205" проводилась на огневом
стенде в Загорске (в настоящее время - г. Сергиев Посад). Проверялась
работоспособность двигателя и радиотехнических систем ракеты в
условиях имитации полета.
|
Учебный пуск ЗУР В-300 |
Первый пуск ракеты произведен 25 июля 1951 года. Этап полигонных
испытаний по отработке старта и системы стабилизации ракеты (автопилот)
проходил в ноябре-декабре 1951 года при пусках с площадки № 5
полигона Капустин Яр (площадка для запуска баллистических ракет).
На втором этапе - с марта по сентябрь 1952 года проводились автономные
пуски ракет. Проверялись режимы управляемого полета при задании
команд управления от программного бортоцого механизма, позднее
от аппаратуры аналогичной штатной аппаратуре ЦРН. За первый и
второй этапы испытаний проведено 30 пусков. С 18 по 30 октября
было проведено пять пусков ракет с осуществлением их захвата и
сопровождением аппаратурой опытного полигонного образца ЦРН.
После проведения доработок бортового оборудования 2 ноября 1952
года состоялся первый успешный пуск ракеты в замкнутом контуре
управления (в составе опытного полигонного варианта комплекса)
при стрельбе по радиоэлектронной имитации неподвижной цели. 25
мая 1953 года ракетой В-300 впервые был сбит самолет- мишень Ту-4.
Ввиду необходимости организации в сжатые сроки массового производства
и поставки для проведения полигонных испытаний и в войска большого
числа ракет выпуск их опытных и серийных вариантов для системы
С-25 производился 41,82 (Тушинским машиностроительным) и 586 (Днепропетровским
машиностроительным) заводами.
Приказ о подготовке серийного производства зенитных ракет В-303
(вариант ракеты В-300) на ДМЗ был подписан 31 августа 1952 года.
2 марта 1953 года прошел испытания четырехкамерный (двух режимный)
маршевый ЖРД С09-29 (с тягой 9000 кг с вытеснительной
системой подачи углеводородного топлива и окислителя - азотной
кислоты) конструкции ОКБ-2 НИИ-88 Главного конструктора А.М.Исаева.
Огневые испытания двигателей проводились на базе филиала НИИ-88
в Загорске - НИИ-229. Первоначально изготовление двигателей С09.29
велось опытным производством СКБ-385 (г. Златоуст) - ныне КБМ
им. Макеева. Серийное производство ракет развернуто ДМЗ в 1954
году.
Бортовые источники электропитания ракеты разрабатывались в НИИП
Госплана под руководством Н.Лидоренко. Боевые части Е-600 (различного
типа) ракет В-300 разрабатывались в КБ НИИ-6 МСХМ в коллективах
под руководством Н. С.Жидких, В. А. Сухих и К.И.Козорезова; радиовзрыватели
- в КБ, руководимым Расторгуевым. К серийному производству была
принята осколочно-фугасная боевая часть с радиусом поражения 75
метров. В конце 1954 года проведены Государственные испытания
ракеты с кумулятивной боевой частью. В некоторых источниках приводится
вариант боевой части ракеты, по принципу действия напоминающий
76-мм противоаэропланный снаряд образца 1925 года: при взрыве
боеголовка разделялась на сегменты, связанные тросами, перерезавшими
элементы планера цели при встрече.
|
Зенитные ракеты и ракеты-мишени комплекса С-25 © С.Ганин,
Невский Бастион |
В ходе многолетней эксплуатации в системы С-25 и ее модификаций
были созданы и использовались ракеты "205", "207",
"217", "219" различных вариантов, разработанные
ОКБ-301 и МКБ "Буревестник".
Разработка ракеты "217" с ЖРД С3.42А (с тягой 17000
кг, с турбонасосной системой подачи топлива) конструкции ОКБ-3
НИИ-88 Главного конструктора Д.Севрука началась в 1954 году. Летные
испытания ракеты проводились с 1958 года. Модифицированный вариант
ракеты "217М" с двигателем С.5.1 разработки ОКБ-2 (с
тягой 17000 кг, с турбонасосной системой подачи топлива) был принят
на вооружение в составе комплекса С-25М.
Ракеты модификаций 207Т и 217Т предназначались
для отражения массированных налетов ударной авиации противника.
Ракета 217Т прошла испытания на полигоне Сары-Шаган.
Для отработки навыков транспортировки и установки ракет на стартовые
столы промышленностью выпускались габаритно-весовые макеты ракет
различных вариантов и специальные варианты ракет для отработки
заправки.
|
Пусковой стол для ракеты "208" (Музей авиации на Ходынском
поле в Москве) © Невский Бастион |
Транспортно-пусковое оборудование разрабатывалось в ГСКБ ММП
под руководством В.П.Бармина. Стартовой стол - металлическая рама
с коническим пламярассекателем и приспособлением для горизонтирования,
устанавливался на бетонном основании. Ракета крепилась в вертикальном
положении на стартовом столе с помощью четырех фиксаторов, расположенных
на донном срезе вокруг сопла ЖРД. Электропитание на борт ракеты
при проведении проверок и предстартовой подготовки подавалось
по кабелю через быстросбрасываемый бортовой разъем. Транспортная
машина-установщик располагалась на боевой позиции у стартового
стола. Для транспортировки ракет на установщиках использовались
седельные тягачи ЗИЛ-157, позднее - ЗИЛ-131.
|
Транспортная машина-установщик © С.Ганин, Невский Бастион |
Впервые ЗУР В-300 была открыто показана на
военном параде 7 ноября 1960 года и два с половиной десятилетия
открывала прохождения парадных расчетов зенитных управляемых ракет
Войск ПВО страны.
В КБ-1 отделом 32 под руководством Д.Л.Томашевича для ЗРК С-25 была создана
и прошла испытания оснащенная твердотопливным ускорителем ракета
32Б с наклонным стартом. Бортовая аппаратура и автопилот
ракеты разрабатывались также в КБ-1. Первые опытные образцы ракеты
были доставлены на полигон "А" в конце 1952 года. Были
проведены бросковые испытания ракет при их сопровождении ЦРН по
отраженному от корпуса сигналу. Для ускорения работ по ракете
и обеспечения комплексных испытаний ракеты в составе опытного
комплекса системы "Беркут" КБ-1 придается завод № 293
в Химках. После проведения испытаний ракеты (при ее сопровождении
ЦРН по сигналу ответчика) в 1953 году работы по использованию
32Б в составе комплекса С-25 были прекращены. Рассматривалась
возможность применения ракеты для подвижных комплексов ПВО. Отдел
№ 32 в конце 1953 года переводится на завод № 293 и выделился
в самостоятельную организацию - ОКБ-2 Главспецмаша. Руководителем
нового ОКБ был назначен П.Д.Грушин - заместитель С.А.Лавочкина.
Система С-25М
В середине (60-x гидов система ПВО Москвы С-25 была модернизирована
в части Р.1C, ракет и получила обозначение С-25М.
Аппаратура наведения ракет на цели и счетно-решающие приборы
модифицированного варианта станции Б-200 выполнялись чисто электронными
без применения электромеханических элементов.
Ракеты 217М (испытывалась в 1961 году); 217МА; 217МВ для модернизированного
варианта системы разработаны МКБ "Буревестник". С целью
обеспечения надежности стартовой позиции при многократных пусках
с каждого стартового стола НИИ-2 ГКАТ в 1961 году проводились
исследования воздействия стартовой струи ракеты 217М на пусковой
стол и фундамент стартовой площадки системы.
Комплексы системы С-25М сняты с боевого дежурства в 1982 году
с заменой комплексами системы C-300П.
Варианты развития и использования Системы
С-25
На базе системы С-25 "Беркут" разрабатывался макетный
образец комплекса с упрощенным составом оборудования. Антенны
комплекса располагались на зенитно-артиллерийской тележке КЗУ-16,
кабины: радиотракта "Р", аппаратурная "А",
вычислительных средств "Б" - размещались в автофургонах.
Развитие и доработка макетного образца привели к созданию мобильного
ЗРК СА-75 "Двина".
|
РМ Стриж на базе ЗУР 5Я25М и 5Я24. Фото с сайта Буран.ру |
На базе ракет и стартового оборудования Системы С-25 в начале
70-х годов был создан мишенный комплекс (с контролем за полетом
мишени СНР ЗРК С-75М) для проведения боевых ракетных стрельб на
полигонах ПВО. Ракеты-мишени (РМ): "208" (В-300К3, модернизированный
вариант ракеты "207" без боевой части) и "218"
(модернизированный вариант ракеты 5Я25М семейства "217")
оснащались автопилотом и совершали полет с постоянным азимутом
с вариацией высоты по программе В зависимости от поставленной
задачи РМ имитировали цели с различной площадью отражающей поверхности,
скоростью и высотой полета. При необходимости имитировались маневрирующие
цели и постановщики помех. Для упражнений "Белка-1"
- "Белка-4" диапазоны высот полета РМ составляли: 80-100
м; 6-11 км; 18-20 км; полет с огибанием рельефа местности. Для
упражнений "Звезда-5" - ракета-мишень - имитатор стратегических
крылатых ракет и самолетов ударной многоцелевой авиации. Длительность
полета ракеты-мишени до 80 секунд, после чего она самоликвидируется.
Эксплуатацию мишенного комплекса осуществлял ИТБ - испытательный
технический батальон. РМ выпускались Тушинским МЗ.
|
Своеобразный памятник ЗУР В-300 на полигоне "Капустин
Яр" © журнал "Мото" |
Дополнительно о ракетах-мишенях на базе зенитных ракет
комплекса С-25 можно прочитать на сайте Буран.ру.
Источники информации
С. Ганин, ПЕРВАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА ПВО
МОСКВЫ - С-25 "БЕРКУТ". Невский Бастион №2, 1997
Ракеты
неначавшейся войны. Авиапанорама, 1997
ЦКБ "Алмаз"
Russian Surface
to Air Missiles
Материалы по теме любезно предоставлены Д.Болтенковым, В.Степановым
и И.Мотликом
|