Vestnik PVO
 
МОДЕЛИ АНАТОЛИЯ СОКОЛЬСКОГО
 
   
  ГЛАВНАЯ  
  МОДЕЛИЗМ  
 
МОДЕЛИ АНАТОЛИЯ СОКОЛЬСКОГО
 
   
 
Счетчики
 
 
 
 

 
     
 

Многофункциональный радиолокатор. Зенитная ракетная система С-300ПМУ. Модель фирмы PST, Беларусь, масштаб 1:72.

Автор модели и фотографий – Анатолий Сокольский

Коробка модели

Минская фирма PST выпустила модель многофункционального радиолокатора ЗРК С-300ПМУ в масштабе 1:72. По нашим скромным данным – это командный пункт 5Н63С ЗРК С-300ПМУ (экспортный вариант ЗРК С-300ПС). Кроме PST ЗРК С-300П пока никто не выпускает. Нужно отметить, что модель выполнена достаточно качественно. Детали стыкуются, облоя (след от стыковки двух половинок литьевых форм) не очень много.

Эту модель можно сделать в двух вариантах: в боевом или походном варианте. Я решил собирать КП в рабочем состоянии.

С-300ПC

Модель в сборе на подставке

Любая работа по сборке начинается с дополнительного материала. Это фотографии, чертежи, всевозможные описания. На сам «многофункциональный радиолокатор» чертежей, конечно, не достать, а вот на МАЗовское шасси они есть. Фотографий, как я упоминал выше, в интернете достаточно много.

В процессе осмотра выяснилось, что модель сильно упрощена. И дорабатывать предстоит многое.

Как уже написано в брошюре С.Ганин, А.Карпенко, В.Жизневский, Г.Федотов "ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300", Невский Бастион №3, С-Пб., 1997, командный пункт 5Н63С состоит из радиолокатора подсвета цели и наведения (РПН, контейнер Ф1С - приемо-передающая кабина с запросчиком) и кабины боевого управления (КБУ, аппаратный контейнер Ф2К). КП монтируется на шасси Ф20 на базе автомобиля МАЗ-543М. В состав шасси входят: система электропитания 5С17 с двумя газотурбинными агрегатами питания (ГАП) и генератором отбора мощности (от двигателя автомобиля МАЗ); телескопическое антенно-мачтовое устройство (АМУ) для связи с вышестоящим командным пунктом и системой автоматического управления. Конструкция шасси Ф20 позволяет вести боевую работу непосредственно "с колес" после установки машины на гидравлические опоры (ошибки горизонтирования обсчитывает специальный вычислительный блок, находящийся в контейнере Ф1С). Кабельное подключение к другим элементам комплекса и источникам электропитания делается по необходимости и при наличии времени.

Таким образом, нашу модель можно разделить на четыре составные части:

  1. кабина боевого управления (КБУ);
  2. радиолокатор подсвета цели и наведения (РПН);
  3. газотурбинный агрегат питания (ГАП);
  4. шасси МАЗ-543М.

Приступим к детальному рассмотрению.

Кабина боевого управления

На кабине вместо лестниц полочки и решетки. Лестницы изготавливаем из медной проволоки с помощью пайки.

Из этой же проволоки изготавливаем лестницы для входных дверей. При этом одна должна быть откинута, т.к. расчет на рабочем месте. Также из проволоки (более тонкого сечения) изготавливаем поручни, для входных дверей. В нижней части кабины дорабатываем ящики и такелажные уши.   

Приступаем к задним люкам. В нишах воздухоохладителей ничего нет. Из тонкого полистирола изготавливаем крышки решеток  фильтров (иглой следует прочертить рельеф крышки, должны получиться горизонтальные прямоугольники) и часть двигателя. Далее из полистирола 0,3 мм - манометры. Собираем поэлементно всю конструкцию в нишах, при этом, манометры не должны выступать за края ниши. При желании можно (перед самой сборкой кабины), изготовить нишу большего объёма, предварительно срезав прежнюю.

Под нижней крышкой ничего интересного нет, одни кабеля, но для этого (т.к. этот узел сильно упрощён), пришлось изготовить нишу. Все задние люки открываются вручную. Из проволоки изготавливаем тяги, ручки, а крепления и проушины из тонкой меди.

Радиолокатор подсвета цели и наведения

Пришлось изменить заднюю часть кабины. Соответственно поручни также пришлось переделать.

Почему-то облучатель на модели был вогнут. С помощью медной фольги пришлось переделать его на выпуклый. 

Произведена замена гидроцилиндров поднимающих антенну, на металлические: набраны из медицинских иголок. Так же переделаны крепления гидроцилиндров к самой кабине.

На саму антенну добавлены дополнительные ручки, барашки на лючках.
На верхнюю поверхность кабины дополнительно положены листы из полистирола.

Газотурбинный агрегат питания

В этой части работ дорабатывался газотурбинный агрегат питания и антенно-мачтовое устройство.

Газотурбинный агрегат был доработан: увеличили его длину и добавили задние лючки.

Верхнюю часть АМУ переделали, набрав ее из игл медицинских шприцев. При этом добавлено одно колено. Директора антенны заменены на металлические. Нижняя часть АМУ переделана полностью, т.к. прежняя ни в какие рамки не идёт.
Не менее интересный момент – репера. Они придают законченность модели. Изготовлены из проволоки. Для передних реперов изготовлены защитные поручни (проволока, пайка).

МАЗ-543М

Фактически само шасси не меняли и не дорабатывали, однако, надо признать, неточностей в МАЗе много. Не будем на них останавливаться. Добавлено: под кабиной с правой стороны ПЖД; с левой – рулевой механизм.

Доработаны внутренности кабины МАЗа. Добавлены баллоны высокого давления, манометры, кабеля. Нужно было конечно открыть окно, но эта мысль пришла в голову гораздо позже. На бампере МАЗа установлена стойка для панорамы.

В комплекте данной модели нет гидравлических упоров. В комплектах пусковых установок 5П85С от PST они есть, находятся на литниках с ракетами. Оттуда мы их и позаимствовали, изготовив выдвигающуюся часть из медицинской иглы. При желании можно изготовить упоры самостоятельно, большого труда не составит.

Топливные баки однозначно пришлось менять. В комплекте просто ужасные.

Заключение

Всего дополнительно изготовлено порядка 200 сложных и простых деталей.

Для изготовления основания под модель, были использованы простые камни и гипс, а для имитации травы – крашеная опилочная пыль.

Работа с этой моделью потребует много сил, причём большая их часть уйдёт на доработку и подгонку деталей. Но, полученный результат, надеюсь, будет наградой за потраченное время и нервы.

Будем надеяться, что PST нас ещё порадует современными комплексами ПВО.

Источники

Анатолий Сокольский

 
     
© Вестник ПВО, 2000
  Вверх
Страница обновлена 05.03.2008