В соответствии с Постановлением
Правительства от 13 августа 1955 года “О защите кораблей ВМФ от
авиации” ЦКБ-16 приступило к разработке технического проекта 70
(главный конструктор К.И. Трошков) – переоборудования легкого
крейсера пр. 68бис в корабль ПВО. Предполагалась замена на корабле
всех 152-мм орудийных башен четырьмя спаренными пусковыми установками
ЗРК средней дальности М-2 "Волхов-М", проектировавшегося
на базе комплекса С-75.
Комплекс С-75 был доработан в интересах ВМФ. В результате был
создан зенитно-ракетный комплекс средней дальности М-2. Доработка
выполнялась НИИ-1, НИИ-49, ЦКБ-34. Работами руководили главные
конструкторы: С.Т. Зайцев, П.Д. Грушин, А.С. Гринштейн, Е.Г. Рудяк.
В 1957 году экспериментальный образец комплекса М-2 был установлен
на переоборудованном легком крейсере “Дзержинский”. На крейсере
были сняты третья башня МК-5бис, кормовой командно-дальномерный
пост, восемь 37-мм автоматов В-11 и торпедное вооружение.
В состав комплекса входили: система управления “Корвет-Севан”,
пусковая стабилизированная установка с устройствами подачи и заряжания
СМ-64, 10 ЗУР 13ДМ (В-753), размещенных в погребе. Ракеты 13Д
дорабатывались применительно к использованию с пусковой установки
СМ-64 (ракеты подвешивались под направляющими) с учетом специфики
морских условий и обеспечения пожаро-взрывобезопасности при длительном
хранении в погребе при постоянной заправке одним из компонентов
горючего (топливом).
|
Проекции ЗУР 13ДМ (В-753) © А.Карпенко |
Двухбалочная пусковая установка СМ-64 со средствами подачи ракет
была разработана в ленинградском ЦКБ-34 по приказу МОП от 07.10.1956
г..
В ходе испытаний первой ракетой с "Дзержинского" был
сбит самолет-мишень на базе Ил-28, летевший на высоте 10 км. В
целом, комплекс успешно прошел испытания и был принят на вооружение
крейсера в 1962 году.
Вследствие больших габаритов зенитной ракеты В-753 (длина 10,4
м, диаметр по стабилизатору 2,6 м) объемов бывших артиллерийских
погребов для размещения 10 ракет оказалось недостаточно. Пришлось
увеличивать размеры погреба, для чего были прорезаны три палубы
и сооружена надстройка высотой 3,3 м.
Поскольку не удалось создать необходимую специальную систему
автоматической заправки ракет топливом на стартовой установке
в короткие сроки, была разработана резервная система ручной заправки
ракет в погребе перед подачей их на пусковую установку. Данное
техническое решение не отвечало требованиям пожаро-взрывобезопасности.
|
|
|
Крейсер
"Дзержинский" в Средиземном море в апреле 1970 г.
© Haze Gray |
|
|
3 августа 1961 года "Дзержинский" был переклассифицирован
в учебный крейсер, но 5-24 октября 1973 года "находился в
зоне боевых действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи
вооруженным силам Египта".
Последняя проверка ЗУР на "Дзержинском" проводилась
в 1982 году, все ракеты текли и были мало боеспособны. 12 октября
1988 года крейсер был разоружен и исключен из состава ВМФ.
Официальной причиной того, что комплекс М-2 был установлен лишь
на одном корабле, считают габариты ракеты и жидкое топливо 2-ой
ступени, а также габариты антенного поста..
Источники информации
Сборник "Зенитная
ракетная система С-300" издательства "Невский
бастион"
"Невский
Бастион" N2 1998, выпуск 5
А.Широкорад "Ракеты над морем", журнал "Техника
и Оружие" №5, 1996
А.В. Карпенко "Российское ракетное оружие 1943-1993". Санкт-Петербург,
"ПИКА", 1993
Веб-сайт Haze Gray & Underway
|