|
Первая корабельная зенитная ракетная система
(The First Ship-Borne Air Defense Missile System)
Владимир Коровин, Павел Качур
Появление первых боевых самолетов не сразу внесло коррективы
в боевые действия на море. В течение первой мировой войны небо
над морем редко таило в себе угрозу для боевых кораблей.
Однако уже в следующей мировой войне морякам пришлось столкнуться
с качественно изменившейся ситуацией. Самолеты, участвовавшие
в боевых действиях в 1940-е годы, могли эффективно бороться практически
со всеми классами боевых кораблей.
Следующее десятилетие поставило флоты всех стран мира перед еще
более жестким выбором - либо корабли будут в состоянии отражать
атаки авиации и только еще начинавших появляться управляемых ракет,
либо им предстоит сойти со сцены как самостоятельной боевой силе.
Отсюда становится вполне понятным тот энтузиазм, с которым в пятидесятые
годы наиболее мощными флотами мира, и, прежде всего, США и Великобритании
изучалась возможность оснащения боевых кораблей самыми разнообразными
зенитными средствами, в том числе и зенитными управляемыми ракетами
(ЗУР).
|
Американский корабельный ЗРК "Тэлос" |
|
Американский корабельный ЗРК "Тартар" |
|
Крейсер "Джзержинский", вооруженный
корабельным ЗРК "М-2" |
|
Вид сбоку легкого крейсера проекта
70Э |
|
Крейсер "Джзержинский", вооруженный
корабельным ЗРК "М-2", на рейде в Севастополе |
|
Зенитная ракета В-753 корабельного
комплекса М-2 |
|
Поперечный разрез в районе 153 шпангоута,
вид с носа, ракетного погреба и пусковой установки ЗРК М-2
на легком крейсере проекта 70Э |
|
Размещение ЗРК М-2 на крейсере ПВО
проекта 70 - продольный разрез. |
В США работа над первой зенитной ракетой "Ларк"(LARK)
была начата еще в 1945 году и ее основным предназначением была
защита боевых кораблей от самолетов, пилотируемых летчиками-камикадзе.
В результате продолжавшихся в течение нескольких лет работ, в
1950 году "Ларк" стала первой среди ракет данного класса,
поразившей воздушную цель, и была принята на вооружение. Однако,
оснащенная жидкостным ракетным двигателем, работавшем на анилине
и азотной кислоте, "Ларк" практически не использовалась
на боевых кораблях. Ее роль в течение нескольких лет была ограничена
использованием в процессе тренировок ракетных расчетов.
Одновременно для оснащения кораблей в США создавались и ракеты,
имевшие значительно более высокие технические и эксплуатационные
характеристики - "Тартар" (Tartar), "Терьер"
(Terrier) и "Тэлос" (Talos). Первые годы для их использования,
в основном, приспосабливались ранее построенные корабли. Поскольку
количество линкоров после войны было относительно небольшим, для
вооружения зенитными ракетами наиболее подходящими были признаны
крейсеры - тем более, что громоздкие зенитные ракетные комплексы
первого поколения на корабли меньшего класса не вписывались. Таким
образом, в течение 1950-х годов американцы перевооружили комплексами
"Тэлос" или
"Терьер"
несколько тяжелых и легких крейсеров, демонтировав для этого кормовую
артиллерию и зенитные пушки. Для испытаний корабельной зенитной
ракеты "Терьер" был специально переоборудован линкор
"Миссисипи". Кораблями-носителями зенитных ракет стали
в 1956 году и тяжелые крейсеры "Бостон" и "Канберра".
В те же годы с трех тяжелых крейсеров "Чикаго", "Олбани"
и "Колумбус" была снята практически вся артиллерия и
установлены по две батареи ЗРК "Тэлос" и "Тартар".
В свою очередь, в английском флоте для экспериментов с корабельными
зенитными ракетами из плавучей базы десантных средств было подготовлено
экспериментальное судно "Гердлнесс".
На этом эксперименты с ранее построенными кораблями были завершены,
поскольку оказалось, что большая трудоемкость и стоимость выполняемых
переделок не оправдывалась относительно невысокой эффективностью
первых образцов нового оружия.
В СССР работы по вооружению корабельного состава зенитными ракетными
комплексами шло своим путем. Уже в начале 1950-х годов военно-морской
министр Н.Г.Кузнецов неоднократно представлял Председателю Совета
Министров СССР И.В.Сталину доклады об отставании нашего флота
от мирового технического уровня, достигнутого ведущими морским
державами, и необходимости форсирования работ по реактивному вооружению,
в том числе по зенитным ракетным комплексам. Однако добиться рассмотрения
в правительстве поставленных вопросов тогда не удалось.
Лишь в середине 1950-х годов новым Главнокомандующим ВМФ СССР
С.Г.Горшковым было принято решение о внедрении на корабли зенитного
управляемого ракетного оружия (ЗУРО). Работы по созданию первого
отечественного зенитного ракетного комплекса (ЗРК) выполнялись
в соответствии с Постановлением руководства страны от 13 августа
1955 года "О защите кораблей ВМФ от авиации".
Постановлением предусматривалось первоначально разработать проект
70Э переоборудования одного из крейсеров проекта 68бис и в третьем
квартале 1957 года переоборудовать выделенный ВМФ корабль для
проведения на нем испытаний экспериментального образца комплекса
ЗУРО типа С-75, приспособленного к корабельным условиям и получившего
в ВМФ шифр М-2. Затем разработать проект
головного корабля ПВО, обеспечить в четвертом квартале 1958 года
его переоборудование и предъявить на совместные испытания в октябре
1959 года. Головным исполнителем работ по кораблям проектов 70Э
и 70 было определено ЦКБ-16 (главный конструктор К.И.Трошков).
Проект предусматривал демонтаж третьей 152-мм башни МК-5бис, размещение
вместо нее стабилизированной пусковой установки (ПУ) с переоборудованием
снарядного и зарядного погребов этой башни под погреб ЗУР.
Комплекса М-2 предназначался для противовоздушной обороны корабля
от атакующих бомбардировщиков и самолетов-снарядов. В качестве
огневого средства поражения М-2 планировалось использовать зенитную
ракету В-753 комплекса "Волхов", разработка которой
была поручена Особому конструкторскому бюро № 2 (впоследствии
МКБ "Факел", главный конструктор П.Д.Грушин).
Ракета представляла собой доработанную для применения в корабельных
условиях двухступенчатую ракету В-750, которая разрабатывалась
для зенитного ракетного комплекса ПВО С-75 и в середине 1955 года
уже проходила испытания. Дальность действия первой корабельной
ЗУР должна была составлять 29 км, высота от 3 до 22 км. Для вооружения
кораблей на ракетах должны были быть изменены узлы подвески к
направляющим пусковой установки, а также заменен ряд конструкционных
материалов, с учетом их использования в морских условиях.
В соответствии с директивными сроками эскизный проект на М-2 предстояло
выпустить в феврале 1957 года, а выпуск экспериментальных образцов
ракет планировался на конец 1957 года.
Разработка первой корабельной пусковой установки ЗУР СМ-64 в конце
1956 года началась в ЦКБ-34 (главный конструктор Е.Г.Рудяк). Она
представляла собой спаренную стабилизированную пусковую установку
с устройствами подачи и заряжания. Боекомплект ракет, размещаемый
на дорабатываемых кораблях, должен был составлять 44 ракеты.
Радиолокационную систему управления и наведения ЗУР "Корвет"
разрабатывали НИИ-49 (главный конструктор С.Т.Зайцев) и МНИИ-1,
РЛС "Разлив" - КБ завода № 192 Минсудпрома.
В развитие этого направления были начаты работы по созданию корабельного
ЗРК М-2бис, в составе которого предполагалось применить модернизированные
для использования на кораблях ракеты В-755. Однако уже на ранних
стадиях проектных работ представляемые проекты неоднократно пересматривались,
и в августе 1957 года все работы по различным вариантам М-2 было
решено ограничить переделкой только одного корабля, получившего
статус экспериментального.
Для предварительной проверки и отработки экспериментального образца
комплекса ЗУРО М-2 в корабельных условиях флот выделил легкий
крейсер (КРЛ) "Дзержинский". Этот корабль, заложенный
в декабре 1948 года на заводе № 444 в Николаеве, в своем исходном
виде с артиллерийским вооружением был введен в строй в 1952 году.
Руководить его модернизацией, окончательный проект которой был
утвержден в сентябре 1956 года, было поручено С.Т.Зайцеву.
Переоборудование корабля выполнялось заводом № 497 в Севастополе
с июня 1957 года по сентябрь 1958 года. Для размещения комплекса
ЗУРО с крейсера сняли третью башню МК-5бис. Из-за больших габаритов
ракет (их длина составляла почти 10,8 м, а размах по стабилизаторам
- 1,8 м) размеры перестраивавшихся артиллерийских погребов корабля
оказались для них недостаточными, в результате чего на "Дзержинском"
пришлось делать специальную надстройку (погреб) высотой 3,3 метра,
прорезать нижнюю и верхнюю палубы, а также палубу полубака над
ней. Крыша и стенки погреба выше нижней палубы бронировались противопульной
броней толщиной 20 мм. Из размещенных в погребе десяти ЗУР восемь
хранились на двух специальных вращающихся барабанах (по четыре
ракеты на каждом), две ЗУР - вне барабанов и предназначались для
их подпитки.
Проектом предусматривался также демонтаж кормового командно-дальномерного
поста, восьми артиллерийских установок В-11 на кормовой надстройке,
торпедного вооружения и части штатного радиолокационного вооружения
(РЛС "Залп" и "Заря", а также радиодальномер
"Штаг-Б", установленный на третьей башни главного калибра).
В окончательном виде КРЛ "Дзержинский" по проекту 70Э
был представлен на испытания в конце 1958 года - в октябре проводились
швартовные, в ноябре - заводские ходовые испытания корабля, а
с декабря начались летно-конструкторские испытания экспериментального
образца комплекса М-2. По программе этих испытаний с "Дзержинского"
были проведены первые бросковые пуски В-753, показавшие работоспособность
пусковой установки и устройств подачи ракет из погреба, а также
безопасность для корабельных надстроек воздействия струи стартового
ускорителя ракеты, а также проверено действие системы управления
и наведения "Севан" при стрельбе по мишеням, буксируемым
самолетами. В течение 1959 года было осуществлено около 20 пусков
ракет, в том числе и по воздушным целям. Первой реальной целью
для М-2 стал бомбардировщик Ил-28, летевший на высоте 10 км и
который был сбит первой же ракетой.
Однако в процессе создания М-2 удалось реализовать не все планировавшиеся
конструкторами решения. Так, несмотря на предпринятые попытки
создать автоматическую систему заправки маршевой ступени ракет
топливом, в окончательном варианте было решено остановиться на
их ручной заправке в ракетном погребе перед подачей на пусковую
установку.
Результаты, полученные в ходе испытаний М-2 в 1959-60 годах были,
в основном, близки заданным требованиям. Но не был оставлен без
внимания и ряд недостатков нового оружия и, в первую очередь то,
что М-2 оказался излишне тяжелым и большим по размерам, даже для
такого корабля как "Дзержинский". Еще одним фактором,
ограничивавшим возможности комплекса стал невысокий темп стрельбы
из-за значительного времени требовавшегося на перезарядку пусковых
установок, а также незначительный боезапас ракет. Кроме того,
применяемое на ЗУР двухкомпонентное, высокотоксичное топливо создавало
повышенную пожаро- и взрывоопасность.
Однако, учитывая экспериментальный характер создания первого корабельного
ЗРК, эти недостатки не относились к разряду критических, а оснащенный
этим комплексом корабль вполне мог использоваться в качестве плавучей
"парты", где приобретали свой первый опыт расчеты будущих
корабельных ЗРК.
3 августа 1961 года, после завершения программы испытаний М-2,
"Дзержинский" был переведен в разряд учебных кораблей.
В этой роли им было выполнено несколько десятков дальних походов
- в Констанцу (Румыния), Варну (Болгария), Стамбул (Турция), Латакию
(Сирия), Порт-Саид (Египет), Пирей (Греция), Гавр (Франция) и
Тунис. Летом 1967 и осенью 1973 года, находясь в Средиземном море
в зоне военных действий, "Дзержинский" выполнял задачу
по оказанию помощи вооруженным силам Египта.
Боевой путь первого советского корабля, оснащенного зенитным ракетным
оружием закончился осенью 1988 года. К тому времени корабли советского
военно-морского флота были оснащены ЗРК большой, средней и малой
дальности, позволявшими отражать атаки любых средств воздушного
нападения - самолетов, крылатых ракет, различных видов высокоточного
оружия. Но, безусловно, в их создании сыграл значительную роль
первый и крайне необходимый опыт, который был приобретен в процессе
разработки, испытаний и эксплуатации экспериментального комплекса
М-2.
Источники информации
В. Коровин, П. Качур "Первая корабельная зенитная зенитная
ракетная система" ARMS №6, 2002
|
|