List Banner Exchange
 
САМОХОДНЫЙ ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 9К33 "ОСА"
(SA-8 Gecko)
 
   
  ГЛАВНАЯ  
   
   
 
Проблемы доводки
 
   
 
Счетчики
 
 
 
 
 
 

 

 

     
 

Проблемы доводки комплекса

Решением ВПК от 8 января 1964 г. № 11 наряду с вынесением предупреждения Потопалову, Косичкину и, заодно, разработчику корабельной "Осы-М" А.П.Малиевскому была организована комиссия по оказанию необходимой помощи во главе с начальником НИИ-2 ГКАТ В.А.Джапаридзе. Включение в состав комиссии наряду с главным конструктором ЗРК для Войск ПВО А.А.Расплетиным также и весьма авторитетного разработчика ракет для этих комплексов П.Д. Грушина определило крайне неблагоприятный исход ее деятельности для Потопалова и его коллектива.

Неудача КБ завода № 82 была предопределена излишним оптимизмом в оценке перспектив развития отечественных твердых топлив и элементной базы бортовой аппаратуры системы управления. Принципиальная реализуемость в те годы радиоуправляемой ЗУР со стартовой массой 65 кг ставилась под сомнение тем фактом, что даже самые легкие отечественные ракеты класса "воздух-воздух" весили не менее 83 кг. При этом двигательные установки этих ракет обеспечивали значительно меньшее приращение скорости по сравнению с требуемой для зенитной ракеты.

По результатам работы комиссия Джапаридзе было подготовлено Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 7 сентября 1964 г., предусматривающее освобождение завода № 82 (Тушинского Машиностроительного завода) от работ по ракете 9МЗЗ с подключением взамен него ОКБ-2 ГКАТ во главе с Грушиным и устанавливающее новый срок начала испытаний - II кв. 1965 г. Корректировались и требования к ракете. Допустимое значение стартовой массы было удвоено и доведено до реально достижимого уровня - 110-115 кг. Предписывалось обеспечить поражение целей с ЭПР МИГ-19, летящих со скоростью 500 м/с на дальности 8-10 км при высоте полета от 50-100 м до 5 км, а тех же целей на дозвуковых скоростях - на дальности до 10-13 км и высотах до 6-7 км. Главным конструктором комплекса "Оса" взамен Косичкина был определен директор НИИ-20 П.М.Чудаков.

Технический облик и характеристики новых ракет и доработанных под их применение элементов комплекса должны были быть представлены в эскизном проекте, выпускаемом в 1964 году.
Правительством был установлю новый срок предъявления ЗРК на совместные испытания - II кв. 1967 г,

Уже в 1965 году были начаты автономные испытания грушинской ракеты для "Осы". Во втором полугодии 1967 г. комплекс был предъявлен на совместные испытания на Эмбенский полигон (начальник полигона П.И.Иванов), но ухе в июле 1968 г. Государственная комиссия во главе с Т.А.Микитенко приостановила эти испытания, так как было выявлено несоответствие представленного ЗРК требованиям заказчика в части показателей эффективности, надежности, величины работного времени, высоты нижней границы зоны поражения. Не удалось устранить прогарания соплового блока, при пусках реализовались большие ошибки наведения. Как показывал опыт создания других ЗРК, подобные недостатки в конечном счете устранялись доработкой, осуществляемой по результатам испытаний.

Но, комиссия усмотрела и недопустимый недостаток, который нельзя было устранить без коренной перекомпоновки боевой машины. При линейном расположении пусковой установки и антенного поста радиолокационных средств на одном уровне исключался обстрел низколетящих целей позади машины и, что еще более важно, пусковая установка затеняла значительный сектор радиолокационного обзора впереди машины. Это было вполне очевидно еще на сугубо "бумажной" проектной стадии, но не вызвало в то время серьезной критики заказчика.

Распоряжением СМ СССР были установлен новый срок предъявления доработанного ЗРК на совместные испытания - II кв. 1970 г. Главным конструктором "Осы" был назначен директор НИЭМИ МРП (бывшего НИИ-20 ГКРЭ) В.П.Ефремов, его заместителем - И.М. Дризе.

Разработчикам пришлось отказаться от дальнейшего использования уже и так предельно перегруженного шасси "объект 1040", не обеспечивающего заданных показателей скорости и запаса хода боевой машины. Еще в середине шестидесятых годов рассматривался, но был отвергнут гусеничный транспортер МТ-ЛБ. Решением Комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам (сокращенно - ВПК) разработку с использованием узлов и агрегатов от ЗиЛ-135ЛМ плавающего корпусного колесного шасси 937 (позднее - 5937 или "Основа") для ЗРК "Оса" поручили Брянскому автомобильному заводу Минавтопрома. Конструктивно раздельные антенный пост и пусковая установка были объединены в единое антенно-пусковое устройство (АПУ).

ЗРК 9К33 "Оса"

В марте-июне 1970 г. на Эмбенском полигоне (начальник полигона В.Д.Кириченко) успешно прошли заводские испытания ЗРК, а с июля 1970 г. по февраль 1971 г. - совместные испытания под руководством госкомиссии во главе с М.М.Савельевым. Комплекс был принят на вооружение Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1971 г.

Одновременно ЗРК "Оса-М" поступил на вооружение кораблей ВМФ.

 
 

 

 
© Вестник ПВО
  Вверх
Страница обновлена 10.02.2001