История создания
|
|
|
Самоходная
пусковая установка ЗРК "Оса" |
|
|
Разработка автономного самоходного войскового зенитного ракетного
комплекса "Оса" (9К33)* началась в
соответствии с Постановлением СМ СССР от 27 октября 1960 г. Комплекс
предназначался для поражения целей, летящих на высотах от 50 -
100 м до 5 км со скоростью до 500 м/с на дальностях от 0,8-1 км
до 8-10 км. Впервые ставилась задача разработки автономного комплекса
с размещением на одном самоходном плавающем шасси (боевой машине)
как всех боевых средств, включая радиолокационные станции и пусковую
установку с ракетами, так и средств связи, навигации и топопривязки,
контроля, а также источников электропитания. Новыми были и требования
по обнаружению воздушных целей в движении и поражению их огнем
с коротких остановок.
Вес ЗУР не должен был превышать 60-65 кг, что позволяло двум
военнослужащим осуществлять вручную операции по заряжению пусковой
установки.
Основным предназначением комплекса было прикрытие от низколетящих
целей сил и средств мотострелковых дивизий. Одновременно Постановлением
задавалась разработка корабельного ЗРК "Оса-М" с использованием
ракеты и части радиоэлектронных средств комплекса "Оса".
Разработка комплекса "Оса" проходила непросто. Если
неудачи в ходе разработки ЗРК "Куб" лишили занимаемых
должностей двух главных конструкторов, то при создании "Осы"
пришлось сменить не только главных лиц, но и организации - разработчиков
ракеты и шасси самоходной установки.
Головным разработчиком ЗРК в целом и боевой машины 9АЗЗ комплекса
9КЗЗ было определен НИИ-20 ГКРЭ. Главным конструктором комплекса
и машины был назначен М.М.Косичкин.
Разработку ракеты поручили КБ завода № 82 Мосгорсовнархоза во
главе с А.В.Потопаловым. В начале пятидесятых годов этот завод
первым в нашей стране освоил серийный выпуск разработанных коллективом
С.А.Лавочкина зенитных ракет для первенца зенитных ракетных войск
ПВО страны - "Системы-25". Предполагалось, что подобно
другим КБ, ранее созданным при серийных заводах и в конце пятидесятых
годов перешедшим к самостоятельным разработкам, конструкторский
коллектив Потопалова сумеет создать ЗУР с требуемыми характеристиками.
Как и в случае пусковой установки комплекса "Куб",
разработка боевой машины была поручена СКБ-203 Свердловского совнархоза
во главе с А.И.Яскиным.
На определении концепции построения ЗРК "Оса" определенное
влияние оказала информация о проведении в США работ по созданию
автономного самоходного ЗРК "Маулер" с размещением всех
его средств на шасси широко внедряемого в те годы гусеничного
многоцелевого бронетранспортера (БТР) М-113. Отметим, что, в конечном
счете, американцам не удалось создать этот комплекс.
Достигнутые в нашей стране в конце пятидесятых годов блестящие
успехи в области создания (в основном - под руководством В.А.Грачева)
колесных вездеходов определили выбор в качестве прототипа шасси
для ЗРК "Оса" одного из образцов плавающих бронетранспортеров,
разрабатывавшихся для мотострелковых частей несколькими КБ на
конкурсной основе в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов.
Уже в январе 1961 г. КБ завода ЗиЛ отказалось от дальнейшего
участия в работах по ЗРК "Оса", так как грузоподъемность
разрабатываемого им шасси ЗиЛ-153 - 1,8 т был явно недостаточной
для размещении ПУ с ракетами и систем комплекса. По той же причине
не подошел победитель конкурса бронетранспортеров - БТР-б0П Горьковского
автозавода. На протяжении нескольких последующих лет работы велись
применительно к шасси колесного "объекта 1040", создаваемого
а базе опытного бронетранспортера "объект 1015", разработанного
конструкторами Кутаисского автомобильного завода Совнархоза Грузинской
ССР в содружестве со специалистами Военной академии бронетанковых
войск.
В 1961 году был выпущен аванпроект ЗРК "Оса", в котором
был определены основные технически решения и характеристики ракета
и комплекса в целом.
Уже на этой стадии выявило тревожные признаки расстыковки показателей
основных элементов pакеты и комплекса, разрабатываемы различными
организациями.
Первоначально аналогично комплексу "Куб" для ракеты
была принята полуактивная радиолокационная ГСН. Она была объединена
с автопилотом в так называемый многофункциональный блок. Масса
этого важнейшего элемента бортовок оборудования по отношению к
заданной была превышена в полтора раза и достигла 27 кг. Вообще,
и мнению Заказчика - ГРАУ, применение такой ГСН было недостаточно
обосновано в сравнении с так" рассматривавшемся в аванпроектом
вариантом радиокомандной системы в сочетании с инфракрасной ГСН.
Большая "воронка" мертвой зоны, достигающая в диаметре
14 км на высоте 5 км, делала ЗРК уязвимым от атак самолетов, действующих
на средних высотах с последующим пикированием на цель.
Нереальными оказались и заложенные в проект ЗУР характеристики
двигательной установки. Уже на ранней стадии конструкторы отказались
от использования прямоточного двигателя - в относительно малой
ракете он не обеспечивал преимуществ в сравнении с обычным твердотопливным
двигателем. Однако и для РДТТ технология тех лет не обеспечивала
создание рецептур топлива с нужной энергетикой. Вместо требуемого
удельного импульса 250 кг-с/с применение топ-лива разработки НИИ-9
обеспечивало только 225-235 кг-с/с, а предложенного ГИПХ - 235-240
кг.с/с.
На боевой машине необходимо было разместить средства комплекса
общей массой 4,3..6 т, что существенно превышало грузоподъемность
небольшого колесного шасси типа БТР.
В связи с неувязкой характеристик компонентов ракеты и комплекса
по решению ВПК было выпущено дополнение к эскизному проекту. На
этой стадии был осуществлен переход от полуактивного радиолокационного
самонаведения к радиокомандному наведению. При этом величина максимальной
дальности поражения составила 7,7 км вместо заданных 8-10 км.
Требуемая верхняя граница зоны поражения обеспечивалась только
для околозвуковых целей.
Так как по проекту БТР Кутаисского завода имел грузоподъемность
всего 3,5 т, для размещения на нем средств комплекса массой как
минимум 4,3 т было принято решение об исключении пулемётного вооружения
и переходе на применение легкого дизеля мощностью 180 л.с. вместо
использовавшегося на прототипе аналогичного двигателя в 220 л.с.
Рассматривалось также и колесное шасси Мытищинского завода ММЗ-560,
но его применение было сопряжено с неприемлемым увеличением массы
комплекса до 19т.
В 1962 году был выпущен технический проект комплекса, но работы
фактически еще не вышли из стадии экспериментальной лабораторной
отработки основных систем.
--------------------------------------
* - на стадии разработки тактико-технических требований
комплекс носил наименование "Эллипсоид"
|