ЗРК "Оса-АКМ"
Однако, ЗРК "Оса-АК" не мог эффективно вести борьбу
с вертолетами огневой поддержки - основным современным средством
борьбы с танками. Устранение этого существенного недостатка было
осуществлено при выполнении ОКР "Мара", начатой
в ноябре 1975 г. в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ
СССР. В 1977 г. были проведены заводские испытания модернизированной
боевой машины 9А33БМ2 с ЗУР 9М33М2, по результатам которых ракета
была доработана в части радиовзрывателя и электросхемы, получив
наименование ЗУР 9М33М3. Государственные испытания модернизированного
варианта комплекса 9К33М3 ("Оса-АКМ") проводились
на Эмбенском полигоне с сентября по декабрь 1979 г. (начальник
полигона В.В.Зубарев) под руководством комиссии во главе с А.П.Зубенко,
а в 1980 году был принят на вооружение.
При стрельбе по вертолетам на высотах менее 25 м в комплексе
использовался специальный метод наведения ЗУР с полуавтоматическим
сопровождением цели по угловым координатам с помощью телевизионно-оптического
визира.
|
Боевая машина 9А33БМ3 Вооруженных
сил Украины © Министерство обороны Украины |
В боевой машине 9А33БМ3 были реализованы следующие мероприятия:
- улучшена разрешающая способность индикатора кругового обзора
станции обнаружения целей по дальности и азимуту за счет введения
дополнительного масштаба;
- путем доработки счетно-решающего прибора реализован метод
наведения ЗУР со значительным угловым упреждением ракетой линии
визирования цели в вертикальной плоскости, что снизило вероятность
срабатывания радиовзрывателя от земли и уменьшило влияние на
точность наведения флюктуации сигналов по ракетному каналу;
- увеличена плотность потока осколков в направлении цели за
счет принудительной выдачи команды на подрыв БЧ при подлете
ЗУР к цели;
- обеспечена выдача на ракету команды для коррекции области
срабатывания радиовзрывателя в соответствии с областью разлета
осколков БЧ при стрельбе вдогон.
|
Боевые стрельбы ЗРК "Оса-АКМ" |
Ракета 9М33М3 отличалась от серийной ЗУР
доработанным радиовзрывателем.
Доработанный ЗРК по сравнению с серийным обладал возможностями
поражения на практически нулевой высоте зависающих (и летящих
со скоростями до 80 м/с) вертолетов на дальностях от 2 до 6,5
км при курсовом параметре до 6 км.
Находящиеся на земле вертолеты типа "Хью-Кобра" поражались
с вероятностью 0,07-0,12, летящие на высоте 10 м - 0,12-0,55,
зависающие на высоте 10 м - 0,12-0,38.
|