Вестник ПВО

Зенитная управляемая ракета "Rheintochter"


 

Фирма Рейнметалл-Борзинг, специализировавшаяся на твердотопливных ракетных установках, была основным подрядчиком по проекту зенитной ракеты "Rheintocher" ("Дочь Рейна").

ЗУР "Rheintocher" R-1 в Музее вооружений в Абердине

Конструктивно это должна была быть чрезвычайно простая двухступенчатая система, удобная в эксплуатации и дешевая в производстве. Первый вариант ЗУР "Rheintocher" R-1 при общей длине 5,7 м весил 1748 кг. Первая ступень представляла собой цилиндр из двенадцатимиллиметровой стали, закрытый двумя сферическими крышками: верхней - глухой, и нижней - с семью соплами. Центральное сопло предусматривалось как сменное. В комплект поставки входило несколько вариантов сопел с различным сечением, рассчитанных для разных значений температур и влажности воздуха. Снаружи, в нижней части, к корпусу приваривались уголки, с помощью которых крепились четыре стабилизатора, соединенные между собой раскосами для придания дополнительной жесткости. Внутри первой ступени распологались девятнадцать пороховых шашек весом 240-245 кг. Эта система полностью выгорала за 0,6 с и разгоняла ракету до 300 м/с. потом срабатывали пироболты, крепившие ступени между собой, и отработавшая ступень сбрасывалась.

Вторая ступень "Rheintocher" R-1 имела составную конструкцию. В районе ее центра масс распологался стальной цилиндр (толшина стенок чуть более 3 мм) диаметром 510 мм, заполненный 220 кг дигликолевого пороха. Заряд горел в течение 10 с и развивал тягу 4100 кгсю Шесть сопел второй ступени размещались по окружности донной части и несколько отклонялись наружу. Боевой заряд на "Rheintocher" R-1 размещался не спереди, как у многих других ракет, а под двигательным отсеком, и конструкторы были вынуждены обезопасить его от воздействия высоких температур реактивной струи. Такое решение имело огромное преимущество, так как 150 кг хвостовой части, из которых 22,5 кг занимала взрывчатка, прекрасно балансировали ракету, и выгорание топлива практически не скащывалось на общей балансировке в полете. Носовой отсек отводился под вспомогательное оборудование, генератор и акустический взрыватель "Краних". Кроме того, тут размещались рулевые машинки расположенных тут же подруливающих поверхностей. Таким образом, ЗУР "Rheintocher" R-1 является одним из первых проектов, реализовавших аэродинамическую схему утка.

ЗУР "Rheintocher" R-1 в Музее вооружений в Абердине

Наводится "Rheintocher" R-1 должна была системой "Рейнланд". Для облегчения визуального слежения за ракетой в двух е стабилизаторах размещались трассеры.

ЗУР "Rheintocher" R-1 в испытательном полете

Испытания, проведенные в августе 1943 года близ Либавы, продемонстрировали не только достоинства, но и довольно серьезные недостатки. На линии визирования "Rheintocher" R-1 поражала цели достаточно успешно, но по мере роста высоты и скорости управляемость ракетой падала. К тому же высокие скорости обуславливали и чрезвычайно высокие значения возникающих перегрузок, чреватых самопроизвольным разрушением конструкции. Кроме того, "Rheintocher" R-1 могла перехватывать цели лишь на высотах до 6 км и наклонных дальностях - 10-12 км, при собственной скорости 485 м/с.

Подготовка к испытательному пуску ЗУР "Rheintocher" R-1

Хотя программа испытаний продолжалась (до 5 января 1945 года осуществили 82 пуска), тем не менее Люфтваффа не могли удовлетворить полученные результаты, и маршал Геринг приказал доработать проект "Rheintocher" R-1 до варианта, способного перехватывать англо-американские самолеты на высоте 10 км. В мае 1944 года этот вариант ракеты получил наименование "Rheintocher" R-3. Уже к январю 1945 года были произведены 6 пусков неуправляемых вариантов этой зенитной ракеты. Причем конструкторы развивали два направления: R-3F, со второй ступенью на жидком топливе, и R-3P - полностью на твердом.

Вариант R-3F был проработан заметно лучше своего конкурента, так как основывался на неплохо доведенной конструкции жидкостного реактивного двигателя доктора Конпада. Сжатый воздух вытеснял азотную кислоту (окислитель) и "Тонка-250" (топливо) в камеру сгорания. Второй вариант предусматривал замену "Тонка-250" на "Визоль". Двигатель обеспечивал два режима тяги: первые 15 с он развивал максимум 2170 кгс, потом тяга падала до 1800 кгс. Общего запаса топлива хватало на 50-55 с работы. Так как двигатель имел одно сопло, то боевую часть пришлось вынести вперед и расположить между топливными баками. На вторую ступень снаружи симметрично крепились два сбрасываемых твердотопливных ускорителя с отклоненными наружу соплами.

"Rheintocher" R-3F опеспечивал досягаемость по высоте - 12 км, наклонную дальность - 20-25 км. К 20 февраля 1945 года 15 ракет "Rheintocher" R-3 поступили в ракетный центр Пенемюнде.

Несмотря на то,что до 6 февраля 1945 года, даты официального прекращения работ над ЗУР "Rheintocher", конструкторам не удалось закончить работы и получить готовую к боевому применению зенитную управляемую ракету, многие технические и технологические решения, найденные немецкими конструкторами, были воплощены в послевоенных разработках в США, СССР и других странах.

Технические данные

"Rheintocher" R-1
"Rheintocher" R-3
вторая ступень
Длина, м
10,3
4,75
Диаметр фюзеляжа, см
51
51
Размах крыла, м
2,75
н/д
Стартовая масса, кг
1750
976
Масса БЧ, кг
100
41,5
Дальность пуска, км
12
35
Количество построенных ракет
не менее 82
15
Количество испытательных пусков
82

Проекции

R1R3
Проекции модификаций R-1 и второй ступени R-3F ЗУР "Rheintochter"

Источники информации

А.А. Запольских. РЕАКТИВНЫЕ САМОЛЕТЫ ЛЮФТВАФФЕ. Харвест, 1999

Missile.index

Museum Photos

вверх

 

© С. Аминов, И.Клабуков