Вестник ПВО

Зенитная управляемая ракета
Hs-117 "Schmetterling"


 

В 1941 году фирма Henschel начала собственные независимые ракетные проекты, в т.ч. фирма приступила к проектированию зенитной ракеты Hs-117 "Schmetterling" (Бабочка).

Летом 1943 года проект Hs-117 "Schmetterling" был одобрен Люфтваффе.

Hs-117 "Schmetterling" создавался как самолет-среднеплан небольшого размера с короткими стреловидными крыльями. Длина фюзеляжа составляла 4,3 м при диаметре фюзеляжа 3,35 м. Размах крыльев составлял 2 м. В носовом алюминиевом обтекателе размещался генератор с приводом от крыльчатки и боевой заряд с взрывателем. Когда стало ясно, что ни одна из имеющихся систем наведения не может обеспечить достаточное приближение к цели, массу заряда увеличили с 22до 40 кг. Двигательная установка Hs-117 "Schmetterling" основывалась на двухкомпонентном самовоспламеняющемся топливе, принудительно вытесняемым из баков под давлением сжатого воздуха. В качестве топлива использовался состав "Тонка-250" (50% ксилидина и 50% триэтиламина), окислителем служила азотная кислота, одновременно использовавшаяся для охлаждения самого двигателя. Предпринимались попытки заменить "Тонка-250" авиационном керосином. Основой ДУ считался BMW-109-558, хотя также устанавливался и хорошо опробованный Walter HWK-109-729. Так как развиваемая двигателями тяга оставалась небольшой, то для разгона на старте было решено использовать сбрасываемые твердотопливные ускорители.

Наводить Hs-117 "Schmetterling" предполагалось по комбинированной схеме: радиокомандная с оптическим сопровождением. Первоначальная схема управления по проводам была отклонена в виду предполагаемого значительного увеличения дальности стрельбы, которая значительно превышала возможности кабельной системы.

Испытания Hs-117 "Schmetterling", проведенные в мае 1944 года, показали значительные результаты, превосходящие даже достижения "Wasserfall". В момент сброса ускорителей скорость Hs-117 "Schmetterling" составляла 304 м/с, хотя потом понижалась до 210-270 м/с. Ракета поражала цели на высотах до 10,5 км и горизонтальной дальности до 32 км. Увеличение массы боеового заряда до 40 кг снизило показатели Hs-117 "Schmetterling" по высоте поражения до 5 км и дальности до 12 км.

Испытания подтвердили готовность конструкции и, кроме того, выявили массу положительных характеристик. Ракета чрезвычайно легко управлялась и превосходила по маневренности любой самолет того времени. При этом время полета ЗУР составляло около 4-х минут, что было более чем достаточно.

Henschel Hs 117 Schmetterling в экспозиции Национального аэрокосмического музея

В виду неоспоримого превосходства проекта Hs-117 "Schmetterling" над всеми другими вариантами, уже в начале 1945 года Третий Рейх принял решение о развертывании массового производства этих ракет. К концу 1945 года планировалось иметь 600 батарей ракет для обороны воздушного пространства Германии на Западе. Однако этим планам не суждено было сбыться.

Впоследствии Hs-117 "Schmetterling" под обозначением Р-105 испытывалась специалистами из НИИ ВВС РККА на полигоне Капустин Яр, где подтвердила свои высокие характеристики.

Технические данные

Длина, м
4,03
Диаметр фюзеляжа, см
33,5
Размах крыла, м
2,0
Стартовая масса, кг
420
Масса БЧ, кг
25
Дальность пуска, км
32
Количество построенных ракет
60 построенно
Количество испытательных пусков
25

Проекции

Проекции ЗУР "Schmetterling"

Источники информации

А.А. Запольских. РЕАКТИВНЫЕ САМОЛЕТЫ ЛЮФТВАФФЕ. Харвест, 1999

Missile.index

Museum Photos

вверх

 

© С. Аминов,
И. Клабуков