В 1941 году фирма
Henschel начала собственные независимые ракетные проекты, в т.ч. фирма
приступила к проектированию зенитной ракеты Hs-117 "Schmetterling"
(Бабочка).
Летом 1943 года
проект Hs-117 "Schmetterling" был одобрен Люфтваффе.
Hs-117 "Schmetterling"
создавался как самолет-среднеплан небольшого размера с короткими стреловидными
крыльями. Длина фюзеляжа составляла 4,3 м при диаметре фюзеляжа 3,35
м. Размах крыльев составлял 2 м. В носовом алюминиевом обтекателе
размещался генератор с приводом от крыльчатки и боевой заряд с взрывателем.
Когда стало ясно, что ни одна из имеющихся систем наведения не может
обеспечить достаточное приближение к цели, массу заряда увеличили
с 22до 40 кг. Двигательная установка Hs-117 "Schmetterling" основывалась
на двухкомпонентном самовоспламеняющемся топливе, принудительно вытесняемым
из баков под давлением сжатого воздуха. В качестве топлива использовался
состав "Тонка-250" (50% ксилидина и 50% триэтиламина), окислителем
служила азотная кислота, одновременно использовавшаяся для охлаждения
самого двигателя. Предпринимались попытки заменить "Тонка-250"
авиационном керосином. Основой ДУ считался BMW-109-558, хотя также
устанавливался и хорошо опробованный Walter HWK-109-729. Так как развиваемая
двигателями тяга оставалась небольшой, то для разгона на старте было
решено использовать сбрасываемые твердотопливные ускорители.
Наводить Hs-117
"Schmetterling" предполагалось по комбинированной схеме: радиокомандная
с оптическим сопровождением. Первоначальная схема управления по проводам
была отклонена в виду предполагаемого значительного увеличения дальности
стрельбы, которая значительно превышала возможности кабельной системы.
Испытания Hs-117
"Schmetterling", проведенные в мае 1944 года, показали значительные
результаты, превосходящие даже достижения "Wasserfall".
В момент сброса ускорителей скорость Hs-117 "Schmetterling" составляла
304 м/с, хотя потом понижалась до 210-270 м/с. Ракета поражала цели
на высотах до 10,5 км и горизонтальной дальности до 32 км. Увеличение
массы боеового заряда до 40 кг снизило показатели Hs-117 "Schmetterling"
по высоте поражения до 5 км и дальности до 12 км.
Испытания подтвердили
готовность конструкции и, кроме того, выявили массу положительных
характеристик. Ракета чрезвычайно легко управлялась и превосходила
по маневренности любой самолет того времени. При этом время полета
ЗУР составляло около 4-х минут, что было более чем достаточно.
|
Henschel
Hs 117 Schmetterling в экспозиции Национального аэрокосмического
музея |
В виду неоспоримого
превосходства проекта Hs-117 "Schmetterling" над всеми другими вариантами,
уже в начале 1945 года Третий Рейх принял решение о развертывании
массового производства этих ракет. К концу 1945 года планировалось
иметь 600 батарей ракет для обороны воздушного пространства Германии
на Западе. Однако этим планам не суждено было сбыться.
Впоследствии Hs-117
"Schmetterling" под обозначением Р-105 испытывалась специалистами
из НИИ ВВС РККА на полигоне Капустин Яр, где подтвердила свои высокие
характеристики.
Технические
данные
Длина,
м |
4,03
|
Диаметр
фюзеляжа, см |
33,5
|
Размах
крыла, м |
2,0
|
Стартовая
масса, кг |
420
|
Масса
БЧ, кг |
25
|
Дальность
пуска, км |
32
|
Количество
построенных ракет |
60
построенно
|
Количество
испытательных пусков |
25
|
Проекции
|
Проекции
ЗУР "Schmetterling" |
Источники информации
А.А. Запольских.
РЕАКТИВНЫЕ САМОЛЕТЫ ЛЮФТВАФФЕ. Харвест, 1999
Missile.index
Museum
Photos
вверх