Краткое описание
|
ЗУР "Бомарк" на испытательном
полигоне, 1952 г.
|
ЗРК "Бомарк" был разработан
для обеспечения противовоздушной обороны больших районов США и
Канады. Это стационарный противосамолетный комплекс.
Особенностью построения подразделений
комплекса является то, что система обнаружения и целеуказания,
а также средства управления ракетами обслуживают несколько пусковых
установок, размещенных на значительном удалении друг от друга.
Контракт на разработку комплекса ВВС США
заключили с фирмой "Boeing" и субподрядчиком "Michigan
Aeronautical Research Center" в 1951 г.
Разработка ЗРК сопровождалась спорами
между американскими специалистами об оптимальной структуре ПВО
территорий США и Канады. Специалисты ВВС считали, что эта оборона
должна строиться на основе комплексов с дальностью перехвата около
400 км и более, обеспечивающих тем самым прикрытие значительных
районов и зон. Специалисты армии отстаивали концепцию "точечной",
объектовой ПВО, которая предусматривает применение ЗРК средней
дальности действия, располагаемых вокруг отдельных обороняемых
объектов.
|
ЗУР "Бомарк" на стартовой
позиции, 1956 г. |
Проведенные в США военно-экономические
исследования показали преимущество точки зрения специалистов ВВС:
стоимость таких комплексов примерно в два раза ниже; они требуют
обслуживающего персонала почти в семь раз меньше; занимают боевыми
средствами площадь почти в 2,5 раза меньше. Однако из соображений
обеспечения "обороны в глубину" военное командование
США одобрило обе концепции.
Отличительной особенностью ЗРК "Бомарк"
является то, что он не имеет в своем составе системы обнаружения
и целеуказания, а также значительной части средств управления
ЗУР. Функции этих средств и систем выполняет единая полуавтоматическая
система управления ПВО территорий США и Канады "Сейдж",
которая одновременно управляет боевыми действиями истребителей-перехватчиков
и других ЗРК.
При таком построении ЗРК "Бомарк"
практически требовалось лишь разработать ракету, взаимодействующую
с системой "Сейдж", и пусковую установку для нее.
|
Летные испытания ЗУР "Бомарк",
август 1958 г. |
Первоначально комплекс получил обозначение
XF-99, потом IM-99 и только затем CIM-10A.
Испытания двигательной установки для ЗУР
"Бомарк" начались еще в 1951 году. Летные испытания
начались в конце июня 1952 года, но в связи с нехваткой оборудования
испытания были отложены до 10 сентября 1952 года. Вторые испытания
прошли 23 января 1953 г. на полигоне "Cape Canaveral",
а третьи - 10 июня 1953. В 1954 было проведено 3 пуска. При завершении
испытаний, в 1958 году, было выпущено 25 ракет и программа была
передана на испытания на полигон "Santa Rosa Island".
В ходе испытаний 1952-1958 гг. на полигоне "Cape Canaveral"
было выпущено ок. 70 ракет. К 1 декабря 1957 года "Air Proving
Ground Command " и "Air Force Armament Center"
были объединены в единый испытательный центр ПВО "Air Proving
Ground Center", где в дальнейшем и испытывался "Бомарк".
Известны две модификации ЗУР "Бомарк" - А и В, принятые
на вооружение ПВО территорий США и Канады в 1960 и 1961 годах
соответственно. Отличаются они максимальными боевыми дальностью
и высотой полета (что достигнуто в основном за счет мощности маршевого
двигателя), типом стартового ускорителя и видом излучения активной
радиолокационной головки самонаведения. Боевые максимальные дальности
их полета составляют 420 и 700 км соответственно. Переход в ГСН
с импульсного излучения (вариант А) к непрерывному (модификация
В) повысил возможности ЗУР по перехвату низколетящих целей.
|
ЗУР "Бомарк" в музее ВВС
США |
Команды для наведения ЗУР "Бомарк" вырабатываются цифровой
ЭВМ центра наведения сектора ПВО системы "Сейдж" и передаются
по подземным кабелям на станции передачи радиокоманд, откуда поступают
на борт ракеты. В эту ЭВМ вводятся данные о целях, получаемых
от многочисленных РЛС обнаружения и опознавания системы "Сейдж".
Пусковая установка для ЗУР обеих модификаций единая. Она является
стационарной, рассчитана на одну ракету и обеспечивает ее вертикальный
запуск. Построенные рядом 30-60 пусковых установок составляют
базу ЗУР, стартовую площадку. Каждая такая база соединяется подземными
кабелями с соответствующим центром системы "Сейдж",
находящемся от нее на удалении от 80 до 480 км.
Существует несколько типов пусковых ангаров для ЗУР "Бомарк":
со сдвигаемой крышей, с раздвижными стенками и др. В первом варианте
блочное железобетонное укрытие (длина 18,3, ширина 12,8, высота
3,9 м) для пусковой установки состоит из двух частей: пускового
отсека, в котором смонтирована собственно пусковая установка,
и отсека с рядом комнат, где размещены контрольные приборы и аппаратура
управления пуском ЗУР. Для приведения пусковой установки в боевое
положение гидроприводами, работающими от компрессорной станции,
раздвигаются створки крыши (два щита толщиной 0,56 м и весом 15
т каждый). Ракета поднимается стрелой из горизонтального в вертикальное
положение. На эти операции, а также на включение бортовой аппаратуры
ЗУР затрачивается до 2 минут.
База ЗУР состоит из цеха сборки и ремонта, собственно пусковых
установок и компрессорной станции.
В цехе сборки и ремонта производится сборка ракет, поступающих
на базу в разобранном виде в отдельных транспортных контейнерах.
В этом же цехе выполняется необходимый ремонт ЗУР.
|
Компоновочная схема ЗУР "Бомарк
А" (а) и "Бомарк Б" (б):
1 - головка самонаведения; 2 - электронная аппаратура; 3 -
боевой отсек; 4 - боевой отсек, электронная аппаратура, электробатарея;
5 - ПВРД |
Зенитная управляемая ракета "Бомарк" модификаций А
и В сверхзвуковая (максимальные скорости полета 850 и 1300 м/с
соответственно) и имеет самолетную схему (аналогичная советскому
самолету-снаряду "Ту-131").
На максимальные дальности и высоту она летит при работающих двух
маршевых ПВРД на жидком топливе (стадия активного полета). В качестве
стартового ускорителя в ракете А использован ЖРД, а в ракете В
- РДТТ.
По внешнему виду модификации ракет А и В мало отличаются друг
от друга. Их стартовый вес составляет 6860 и 7272 кг; длина 14,3
и 13,7 м соответственно. Они имеют одинаковые диаметры корпусов
- 0,89 м, размах крыльев - 5,54 м и стабилизаторов 3,2 м.
Головной радиопрозрачный обтекатель корпуса ЗУР, изготовленный
из стеклотекстолита, прикрывает головку самонаведения. Цилиндрическую
часть корпуса в основном занимает стальной несущий бак для жидкого
топлива ПВРД.
Поворотные крылья имеют стреловидность передней кромки 50 град.
Они не поворачиваются целиком, а имеют на концах треугольные элероны
- консоль каждого около 1 м, которые обеспечивают управление полетом
по курсу, тангажу и крену.
|
Старт ЗУР "Бомарк" |
В качестве активной радиолокационной головки самонаведения для
ракет использованы модернизированные самолетные РЛС перехвата
и прицеливания. У ракеты А ГСН импульсная, работающая в трехсантиметровом
диапазоне радиоволн. Ракета В имеет головку с непрерывным излучением,
использующую принцип селекции движущейся цели по доплеровской
скорости. Это позволяет наводить ЗУР на низколетящие цели, цели
- постановщики активных помех. Дальность действия ГСН - 20 км.
Боевая часть весом около 150 кг может быть обычной или ядерной.
Тротиловый эквивалент ядерной БЧ - 0,1 - 0,5 Мт, что, как считают,
обеспечивает уничтожение самолета при промахе до 800 м. Подрыв
БЧ у цели производится либо радиолокационным неконтактным взрывательным
устройством на ракете А, или по команде ГСН на ракете В.
Для электропитания бортовой аппаратуры ЗУР применяются серебряно-цинковые
аккумуляторы.
Стартовым ускорителем для ракеты А служит ЖРД, работающий на
керосине с добавкой несимметричного диметилгидразина и азотной
кислоте. Этот двигатель работает 45 сек, разгоняя ракету до скорости,
при которой включается ПВРД на высоте около 10 км.
В ракете В стартовым ускорителем является РДТТ, корпус которого
отделяется после выгорания топлива. Применение РДТТ вместо ЖРД
позволило сократить время разгона ЗУР, упростило эксплуатацию
и повысило надежность ракеты.
В обеих модификациях ЗУР в качестве маршевых двигателей применены
по два ПВРД на жидком топливе, укрепленные на пилоне под корпусом
ракеты. Диаметр каждого из этих двигателей 0,75, а длина 4,4 м.
Горючим служит бензин с октановым числом 80.
ПВРД ракеты наиболее эффективны на крейсерской высоте полета.
Для ракеты А она составляет 18,3 км, а для ракеты В - 20 км.
|
Схема действия ЗРК "Бомарк" по командам системы
"Сейдж":
1 - пусковые установки (ангары); 2 - стартовый участок
траектории; 3 - маршевый участок траектории; 4 - конечный
участок траетории; 5 - командный пункт дивизиона перехватчиков;
6 - линии передачи данных; 7 - донесения о состоянии боевых
средств; 8 - предпусковые даннные; 9 - оперативный центр
системы "Сейдж"; 10 - станция передачи команд
на борт ЗУР; 11 - РЛС дальнего обнаружения сектора ПВО;
12 - радиолокационная информация о цели и ЗУР; 13 - команды
наведения.
|
Управляемая траектория полета ЗУР "Бомарк" к цели разделяется
на три участка.
Первый, вертикальный - участок набора высоты. В ракете А до достижения
сверхзвуковой скорости производится программное газодинамическое
управление за счет поворотов на кардане стартового ЖРД, а по достижении
этой скорости - аэродинамическое управление элеронами. У ракеты
В из-за более интенсивного разгона стартовым РДТТ эффективное
аэродинамическое управление становиться возможным гораздо раньше.
Вертикально ЗУР летит до высоты крейсерского полета, затем разворачивается
на цель. К этому времени РЛС сопровождения обнаруживает ее и переходит
на автосопровождение, используя бортовой радиоответчик.
Второй, горизонтальный - участок маршевого полета на крейсерской
высоте в район цели. Команды теленаведения на этом участке поступают
от станции передачи радиокоманд системы "Сейдж". В зависимости
от маневров обстреливаемой цели вид траектории полета ЗУР на этом
участке может изменяться.
Третий участок - участок непосредственной атаки цели, когда по
радиокомандам с земли активная радиолокационная ГСН ЗУР производит
поиск цели. После "захвата" головкой цели связь с наземными
средствами теленаведения прекращается, и ракета летит, наводясь
автономно.
Модернизация
В 1961 г. принимается на вооружение улучшенная
модификация ЗУР "Бомарк" - "Супер-Бомарк"
IМ-99В.
Заключение
|
ЗУР "Бомарк" в Музее вооружения
ВВС США |
Ракетами этого комплекса были защищены
6 стратегических объектов на территории США и два - на территории
Канады.
Оба типа ЗУР сняты с вооружения в 1972
году.
Источники информации
С.А. Пересада "ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТНЫЕ
КОМПЛЕКСЫ" Военное издательство Министерства обороны СССР,
Москва, 1973 г.
"Войска противовоздушной обороны",
"ВИ" 1960 г.
"Ракеты и противоракетная оборона",
"ВИ" 1962 г.
http://www.fas.org/nuke/guide/usa/airdef/bomarc.htm
|