История создания
Работы
по созданию переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК) "Стрела-2"
начались в соответствии с Постановлением СМ СССР от 25 августа
1960 г. о проведении работ по комплексу "Стрела".
К этому времени поступила ограниченная информация о том, что
в США еще в 1958 году началась разработка носимого ЗРК с ракетой,
оборудованной пассивной тепловой головкой самонаведения. Более
того, в конце 50-х годов по американскому телевидению была показана
стрельба ракетой по воздушной цели из пусковой трубы с плеча стрелка.
Этот факт свидетельствовал о реальной возможности создания носимого
зенитного ракетного оружия. Как известно, такое оружие в США было
создано в 1965 году под названием "Ред Ай".
Правительственное постановление достаточно широко ставило задачу
создания легкого ЗРК "Стрела", что обусловило возможность
разработки в дальнейшем двух существенно различных вариантов -
самоходного "Стрела-1"
и переносного "Стрела-2".
Головным разработчиком комплекса "Стрела-2" (9К32)
состоящего из пусковой трубы с источником питания, ЗУР 9М32 и
пускового устройства было назначено специальное конструкторское
бюро СКБ ГКОТ - единственное из ряда запрошенных КБ, согласившиеся
взяться за разработку переносного комплекса.
Главный конструктор СКБ ГКОТ Б.И. Шавырин еще в довоенное время
сформировал конструкторский коллектив, обеспечивший разработку
большинства минометов, применявшихся в Великой Отечественной войне.
В послевоенные годы расположенная в Коломне организация продолжала
работы по различным образцам минометного вооружения, включая колоссальную
406-мм самоходную систему "Ока". С середины пятидесятых
годов СКБ приступило к разработке самоходного противотанкового
комплекса с управляемой по проводам ракетой "Шмель",
успешно завершенной в 1960г.
После кончины Б.И. Шавырина в 1965 г. главным конструктором стал
С.П. Непобедимый. В 1966 году СКБ было переименовано в Конструкторское
бюро машиностроения (КБМ) МОП.
Создание переносного ЗРК вначале представлялось очень проблематичным.
Разработка требований к комплексу "Стрела-2" и его
проектирование проходили неординарно: путем проведения глубоких
научных исследований (в НИИ-3 ГАУ) и выдвижения смелых технических
идей в промышленности. Конструирование переносного ЗРК началось
с "мозговой атаки": Б.И. Шавырин и группа специалистов
на две недели отрешились от текущих дел и в ходе обмена идеями
сформировали облик будущего комплекса "Стрела-2", а
также разработали предложения по проекту ТТТ к комплексу.
Позже поступившие из-за рубежа сведения о комплексе "Ред
Ай" подтвердили большое сходство технических предложений
по созданию переносного ЗРК "Стрела-2" с его зарубежным
прототипом. Конструкторы разных стран независимо друг от друга
признали наиболее целесообразные одинаковым технические решения.
Важнейшим элементом ЗУР переносимого комплекса была тепловая
головка самонаведения (ТГСН), разработка которой была поручена
ОКБ-357 Ленинградского совнархоза (в дальнейшем оно вошло в состав
Ленинградского оптико-механического объединения - ЛОМО). Главным
конструктором головки стал Пиккель, которого впоследствии сменил
О.А. Артамонов. В разработке тепловой ГСН участвовал коллектив
сотрудников Государственного оптического института (ГОИ), возглавляемый
Г.А.Горячкиным.
К тому времени тепловые ГСН уже использовались в отечественной
ракетной технике - в авиационных самонаводящихся ракетах класса
"воздух-воздух" К-13 и К-8МТ. Примененная в ракете 9М32
система управления была теоретически обоснована профессором Военно-воздушной
инженерной академии им. Н.Е. Жуковского А.А. Красовским. Основной
трудностью в разработке тепловой ГСН для ЗУР 9М32 было создание
устройства гиростабилизации (координатора головки) с малыми массо-габаритными
характеристиками. Как стало известно, американские специалисты
в процессе разработки тепловой ГСН для ЗРК "Ред Ай"
нашли оригинальное решение по совмещению параболического зеркала
головки с силовым гироприводом на основе трехстепенного гироскопа,
что позволяло избавиться от гироплатформы, используемой в крупногабаритных
ракетах, и двухканального управления, которые применялись, в частности,
в авиационных ракетах класса "воздух-воздух", и перейти
к одноканальному управлению с помощью указанного небольшого гироскопа.
Но реализация этой идеи вызывала много сомнений, в частности,
в ЦКБ "Геофизика", из-за недостаточно совершенной элементной
базы, используемой в то время в отечественных гиростабилизированных
ГСН. Однако разработчики комплекса 9К32 сумели преодолеть все
трудности. Была создана тепловая ГСН массой не более 1,2 кг в
требуемых для ракеты габаритах. Наведение ЗУР производилось по
методу пропорциональной навигации, не требующему от ракеты больших
поперечных перегрузок.
Сложной представлялась и задача создания двигательных установок
ракеты. Старт ЗУР должен был осуществляться из пусковой трубы
с плеча стрелка-зенитчика из положений стоя, с колена, из окопа
и даже при нахождении заднего среза пусковой трубы в воде. Комплекс
должен был также позволять производить пуски ЗУР из люков объектов
бронетехники, движущихся со скоростью до 20 км/ч. Нужно было исключить
поражение стрелка-зенитчика струёй продуктов сгорания двигателя.
Выход был найден в реализации схемы с запуском маршевого двигателя
ЗУР на безопасном для стрелка расстоянии (с использованием специально
разработанной пиротехнической задержки) после вылета ЗУР из пусковой
трубы. Выброс ЗУР из трубы достигался задействованием выбрасывающего
заряда, полностью сгорающего в пусковой трубе.
Сложной задачей было и обеспечение продолжительности работы маршевого
заряда двигателя, соизмеримой с полетным временем ракеты. Очень
легкая ЗУР с притупленным обтекателем тепловой ГСН быстро тормозилась
после окончания работы двигателя. С учетом требований по высокой
маневренности ЗУР при наведении на цель пассивный участок ее полета
мог использоваться только в минимальной мере. Для снижения аэродинамического
сопротивления ракету выполнили в большом удлинении и малом диаметре
- 76 мм. При существующих скоростях горения топлива требуемая
продолжительность работы (порядка 10-15 с) многократно превышала
максимально достижимую для традиционных шашек с центральным каналом
и малым сводом горения, но, с другой стороны, была в несколько
раз меньше соответствующей бесканальному заряду топлива с горением
по плоскому торцу. После длительной отработки удалось создать
заряд смесевого топлива с увеличенной поверхностью горения за
счет применения кратерной формы торца. Необходимая скорость горения
(до 40 мм/с) достигалась за счет армирования заряда металлическими
проволочками для ускоренного прогрева внутренних слоев топлива,
обеспечивающего их быстрое воспламенение.
Для снижения массы аэродинамических рулей и рулевых машинок впервые
в Советском Союзе была успешно применена одноканальная система
управления самонаводящейся ЗУР. Аэродинамические рули на выполненной
по схеме "утка" ЗУР были установлены только в одной
плоскости, а трехмерное управление достигалось вращением ракеты
при соответствующем преобразовании сигналов от тепловой ГСН к
рулям. Для размещения ЗУР в пусковой трубе малого диаметра рули
утапливались в корпус ракеты, а 4 перьевых стабилизатора укладывались
в пространстве за срезом сопла. При старте рули и стабилизаторы
раскрывались пружинными устройствами.
Малогабаритная ЗУР оснащалась легкой боевой частью (1,17 кг),
способной нанести существенный ущерб цели только при прямом попадании.
При использовании тепловой ГСН с малой чувствительностью ракета
наводилась "в догон", так что наиболее вероятным случаем
становился подход к цели с малыми углами к ее поверхности. При
соударении происходило быстрое разрушение ракеты. В этих условиях
для эффективного поражения цели во взрывательном устройстве ЗУР
впервые был использован импульсный высокочувствительный магнитоэлектрический
регенератор, в схеме которого применялись полупроводниковый усилитель
и реактивные контакты, обеспечивающие его своевременное действие
при ударе по прочным преградам.
|