История создания
Разработка
полкового самоходного зенитного ракетного комплекса "Стрела-1"
началась 25 августа 1960 г. в соответствии с Постановлением СМ
СССР со сроком представления предложений по проведению дальнейших
работ (с учетом результатов стрельбовых испытаний экспериментальной
партии образцов ракет) в III кв. 1962 г. Постановлением предусматривалась
создание легкого переносного ЗРК, состоящего из двух частей массой
не более 10-15 кг каждая. Комплекс предназначался для поражения
воздушных целей, летящих со скоростями до 200-250 м/с на высотах
от 50-100 м до 1000-1500 м на дальности до 2 км.
Головным разработчиком комплекса в целом и ЗУР было назначено
ОКБ-16 ГКОТ, в дальнейшем преобразованное в Конструкторское бюро
точного машиностроения (КБТМ) МОП. Под руководством главного конструктора
А.Э.Нудельмана эта организация в военные и первые послевоенные
годы достигла больших успехов в области создания авиационного
и зенитного корабельного малокалиберного пушечного вооружения,
а к началу шестидесятых годов уже завершала разработку достаточно
сложного противотанкового комплекса с радиоуправляемой ракетой
"Фаланга".
При разработке комплекса "Стрела-1" 9К31 в отличие
от других ЗРК ближнего действия (например, американских "Чапарел"
и "Ред Ай") было принято использование на ракете не
инфракрасной (тепловой), а фотоконтрастной ГСН. В те годы низкий
уровень чувствительности инфракрасных ГСН не обеспечивал выделение
цели в передней полусфере, и поэтому стрельба по самолетам противника
могла вестись только "вдогон", как правило, после выполнения
ими боевой задачи. В таких тактических условиях вполне возможно
было и уничтожение ЗРК еще до пуска им зенитных ракет. Напротив,
применение фотоконтрастной ГСН обеспечивало возможность обстрела
целей на встречных курсах.
Главным конструктором оптической головки самонаведения для ЗУР
был определен В.А.Хрусталев, организацией - разработчиком - ЦКБ-589
ГКОТ. Впоследствии эта организация была преобразована в ЦКБ "Геофизика"
МОП, а работы по ГСН для ЗУР "Стрела" возглавил Д.М.Хорол.
Уже в 1961 году были проведены первые баллистические пуски ракет,
к середине 1962 года - программные и телеметрические пуски. Была
подтверждена возможность создания комплекса, в основном отвечающего
утвержденным требованиям Заказчика - ГРАУ Минобороны.
В соответствии с тем же Постановлением разрабатывался и другой
переносной ЗРК - "Стрела-2".
Масса и габаритные показатели у этого ЗРК были меньше, чем у комплекса
"Стрела-1". Первоначально разработка ЗРК "Стрела-1"
в какой-то мере подстраховывала работы по комплексу "Стрела-2",
связанные с большей степенью технического риска. После решения
основных принципиальных вопросов, связанных с созданием комплекса
"Стрела-2", встал вопрос о дальнейшей судьбе ЗРК "Стрела-1",
имевшего практически те же летно-технические характеристики.
Для целесообразного использования комплекса "Стрела-1"
в войсках руководство ГКОТ обратилось к Заказчику и в Правительство
с предложением установить для этого ЗРК более высокие требования
по максимальной дальности поражения (до 5 км) и досягаемости по
высоте (до 3500 м), отказавшись от переносного исполнения комплекса
и перейдя к ЗРК с размещением на автомобильном шасси. При этом
предусматривалось увеличить массу ракеты с 15 до 25 кг, диаметр
- с 100 до 120 мм, длину с 1,25 до 1,8 м.
К этому времени Заказчик определился с концепцией боевого применения
ЗРК "Стрела-2" и "Стрела-1". Переносной комплекс
"Стрела-2" используется в батальонном звене ПВО, а самоходный
"Стрела-1" - в полковом, в дополнение к зенитной самоходной
установке "Шилка", дальность стрельбы которой (2,5 км)
не обеспечивает поражение самолетов и вертолетов противника до
рубежа пуска ими управляемых ракет по позициям и объектам мотострелкового
(танкового) полка (4...5 км). Таким образом ЗРК "Стрела-1"
с расширенной зоной поражения хорошо вписывался в разрабатываемую
систему войсковой ПВО и соответствующие предложения промышленности
были поддержаны.
Несколько позже перешли к использованию в качестве базы самоходного
ЗРК "Стрела-1" бронированной разведывательной дорожной
машины БРДМ-2.
|