ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300П
[SA-10B GRUMBLE]
 
   
  ГЛАВНАЯ  
 
 
  ЗРС С-300П  
  С-300ПТ  
   
   
 
Счетчики
 
 
 
 

 

 

     
 

Зенитный ракетный комплекс С-300ПТ "Бирюса"

Первый серийный вариант многоканального зенитного ракетного комплекса системы С-300П поступил на вооружение Советской Армии в 1978 году.

Комплекс С-300ПТ был принят на вооружение в составе:

  • командного пункта комплекса, состоящего из многофункционального радиолокатора подсвета и наведения (РПН, контейнер Ф1), кабины боевого управления (КБУ, контейнер Ф2),
  • стартовой батареи (до 12 буксируемых пусковых установок, 4 контейнера подготовки старта - контейнеры Ф3А).
Кликните для увеличения изображения
Кликните для увеличения изображения
Антенный пост РПН (контейнер Ф1) © Вячеслав Вовнов
Кликните для увеличения изображения
Кликните для увеличения изображения
Антенный пост РПН (контейнер Ф1) и полотно ФАР на ремонтном заводе МО РФ. Фото из буклета "Ремонт средств ПВО"

Антенный пост многофункциональной РЛС подсвета и наведения смонтирован на опорно поворотном устройстве, установленном на транспортную повозку ФР-10. При переводе в боевое положение рама повозки ФР-10 устанавливается на грунт; раздвигаются две станины и повозка снимается с ходов.

Антенное устройство поста состоит из фазиро-ванных антенных решеток с цифровым управлением положением луча. При развертывании комплекса в лесистой или сильно пересеченной местности антенный пост может быть поднят на унифицированную вышку 40В6 или 40В6М(МД).

В аппаратном контейнере Ф2 размещены рабочие места операторов, многопроцессорная ЭВМ, аппаратура обнаружения целей, сопровождения целей и ракет, аппаратура связи и управления средствами ЗРК.

Контейнер Ф2 на позиции располагается на специальном основании или стойках непосредственно на грунте или в укрытиях (в капонирах или за обваловками).

Работы по созданию перевозимой пусковой установки 5П851, обеспечивающей вертикальный старт ракет из транспортно-пускового контейнера (ТПК), проводились в КБСМ (бывшее ПКБ-34) под руководством главного конструктора А.Ф.Уткина. Буксируемые пусковые установки 5П851 (5П851А) комплекса С-300ПТ - полуприцепы, обеспечивающие транспортировку четырех транспортно-пусковых контейнеров и перевод их в боевое положение. Пакет ТПК поднимался в сторону тягача после отцепления полуприцепа, установки разводимых гидравлических опор, проведения горязонтирования на выбранной позиции. Пусковые установки (ПУ) на позиции размещались на удалении в несколько десятков метров от контейнера подготовки ракет и управления стартом (Ф3А) при кабельном соединении с последним. Следует отметить, что принятие концепции и реализация вертикального старта позволяют осуществлять обстрел целей, летящих с любых направлений, с любой ПУ (из любого ТПК) комплекса без каких-либо ограничений. Пусковая установка 5П851А выпускалась в нескольких вариантах, внешне отличавшихся формой разводимых станин, гидравликой и месторасположением стояки артиллерийской панорамы. Выпуск ПУ производился до начала 80-х годов, в настоящее время ПУ типа 5П851 сняты с вооружения. ПУ типа 5П851 можно увидеть на демонстрационной площадке Центрального музея Вооруженных Сил в Москве.

Развертывание огневой батареи из трех ПУ 5П85-1 © С.Скрыников

Информационное взаимодействие всех боевых элементов комплекса осуществляется по радиолинии.

Для транспортировки контейнера Ф2 при смене дивизионом позиции используется транспортный автопоезд 5Т58, контейнеры Ф3А транспортируются парами также на автопоездах.

Ракета комплекса С-300ПТ - 5В55 и ее модификации разработаны КБ "Факел" (Москва) и производились ПО "Северный завод" (Ленинград).

Ракета выполнена по схеме "несущий корпус" с четырьмя цельноповоротными, складывающимися управляющими поверхностями в хвостовой части.

Кликните для увеличения изображения
Кликните для увеличения изображения
Кликните для увеличения изображения
Ракета 5В55 в транспортно-пусковом контейнере и без него в музее МКБ "Факел"

Пуск ракеты из вертикально расположенного ТПК 5П86 осуществляется следующим образом. После 15 секундного цикла подготовки, за время которой выполняется проверка бортовых систем ракеты и при наличии целей, назначенных для обстрела, в автопилот вводятся параметры начального участка траектории полета и выдается разрешение на пуск ракеты. Контейнер наддувается пороховым аккумулятором давления (ПАД), выбивается преварительно ослабленная радиальными канавками крышка контейнера, сделанная из композиционных материалов (дублирующая металлическая крышка контейнера используется только при транспортировке). Старт ракеты из вертикально расположенного ТПК производится принудительно с помощью катапульты, приводимой в действие при срабатывании порохового аккумулятора давления. Давлением в цилиндрах катапульты, расположенных в ТПК вдоль ракеты, приводятся в движение соединенные под ракетой штоки. Ракета выбрасывается из контейнера катапультой на высоту около 20 метров. Одновременно с выходом ракеты из контейнера раскрываются управляющие аэродинамические поверхности. При достижении ракетой практически нулевой скорости запускается маршевый двигатель и газовые рули по программе, заложенной в автопилот перед стартом, склоняют ракету в плоскость наведения и разворачивают ее: вокруг продольной оси для совмещения основной плоскости ракеты и плоскости наведения; по углу тангажа - для полета в точку встречи с целью. Для скорейшего вывода на кинематическую траекторию, ракета оснащена газовыми рулями, обеспечивающими ее энергичный разворот в направление на цель.

По заложенным в автопилот параметрам начального участка траек-тории полет ракеты происходит до захвата ее системами слежения радио-локатора подсвета и наведения, после чего начинается управляемый полет ракеты. Наведение ЗУР на цель осуществляется по командам, переда-ваемым на борт ракеты через РПН.

Точка встречи ракеты с целью рассчитывается ЦБК, входящим в состав контейнера Ф2 и постоянно уточняется исходя из текущего положения цери относительно ракеты по информации, поступающей от РПН 5Н63.

Темп стрельбы - 3-5 секунд, одновременно может быть обстреляно до 6 целей 12 ракетами при наведении на одну цель до двух ракет.

Имелись следующие модификации ракеты:

  • 5В55К, 5В55КД - радиокомандные с традиционным способом наведения,
  • 5В55Р - с полуактивной головкой наведения для увеличения точности наведения на большой дальности.

В качестве метода наведения ракеты 5В55Р на цель был принят усовершенствованный радиокомандный метод, заключающийся в органичном соединении радиокомандного наведения на начальном и среднем участках траектории с методом "сопровождения цели через ракету" на конечном. Команды наведения для ракеты 5В55Р вырабатываются по координатам цели и ракеты, измеряемым РПН, и по данным сопровождения цели бортовым радиолокационным визиром ЗУР - метод сопровождения цели через ракету (аналогичный метод применяется и в американском комплексе "Patriot"). Эти сведения сравниваются с теми, которые получены с помощью РПН, непрерывно сопровождающего цель. ЦВК пункта управления производит обработку информации, вырабатывает команды наведения, передаваемые затем на борт ракеты. Путем сравнения информации от РПН и радиолокационного визира ракеты могут выявляться цели, действующие под прикрытием радиопомех. Благодаря такому методу наведения удается реализовать все лучшее как в командном методе наведения, так и в полуактивном, что обеспечивает высокую эффективность поражения целей при работе в условиях постановки противником активных помех различных типов, при обстрелах групповых и низколетящих целей. Примененный принцип наведения сделал всю систему практически нечувствительной к различным мерам радиоэлектронного противодействия, позволил организовать полет ракеты по оптимальным траекториям с низким расходом кинетической энергии и обеспечил поражение целей с высокой эффективностью. Подрыв боевой части при встрече ЗУР с целью осуществляется по команде от бортового полуактивного радиовзрывателя. Его режим работы в зависимости от класса и параметров движения цели задается командами, поступающими на борт ЗУР от РПН.

Проектирование и экспериментальное изготовление ракет типа 5В55 для ЗРК С-300П и С-300Ф различных модификаций велось со второй половины 60-х годов с использованием самых прогрессивных технологий. МКБ "Факел" проводит их всестороннюю наземную отработку с применением уникальных методик на многофункциональном испытательном комплексе. Проводятся климатические, транспортные, теплопрочностные, радиотехнические и другие испытания. На основе результатов, полученных в ходе проведения исследований моделей ракет различных аэродинамических компоновочных схем и опытных образцов ракет, для 5В55 была выбрана бескрылая схема.

Зенитная управляемая ракета 5В55 всех модификаций с корпусом из высокопрочного алюминиевого сплава имеет твердотопливный однорежимный двигатель, время работы которого 8-10 секунд. Стартовая масса - 1480 кг у ракеты 5В55КД и 1664 кг - у ракеты 5В55Р. Максимальная дальность стрельбы до 47 км и 75 км для ракет 5В55К и 5В55Р соответственно.

При создании первой отечественной зенитной ракеты средней дальности с вертикальным стартом из ТПК были рассмотрены различные способы реализации принудительного старта, и после их тщательного сравнения был принят вариант с катапультирующим устройством. Вертикальный старт в совокупности с использованием устройств склонения ракеты в направлении к цели обеспечивает возможность кругового обстрела из любой пусковой установки, минимальное время между запуском ракет, минимальное воздействие газовой струи на элементы ракетного комплекса, универсальность наземного и морского вариантов ракет.

Ракеты поставляются заводом-изготовителем в ТПК и в течение 10 лет не требуют проверок и каких-либо регулировок. Ракеты 5В55 различных модификаций выпускались ПО "Ленинградский Северный завод". Освоение ракеты для серийного производства объединением велось с 1978 года. К настоящему времени их выпуск прекращен и производится серийный выпуск новой ракеты 48Н6.

Комплекс С-300ПТ в середине 80-х годов был модернизирован и по своим возможностям стал аналогичен комплексу С-300ПС. Его поставки в войска производились под обозначением С-300ПТ-1. Все контейнеры этого варианта комплекса при боевой работе находятся на автомобильных полуприцепах. Применяемые пусковые установки 5П851А - дора-ботанный с целью повышения надежности и удобства технического обслуживания вариант ПУ 5П851. Для перезаряжания ПУ использовались заряжающие машины 5Т99 на базе шасси автомобиля КрАЗ-255.

Позднее выпускался доработанный вариант С-300ПТ-1А, ранее выпущенные комплексы С-300ПТ проходили доработку в войсках. Со второй половины 80-х годов стали использоваться заряжающие машины 5Т99М на базе КрАЗ-260.

Номенклатура и описание придаваемых огневым (ракетным) дивизионам средств энергообеспечения, радиолокационной разведки и сопряжения с КП приводятся ниже.

Источники информации

С.Ганин, А.Карпенко, В.Жизневский, Г.Федотов "ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300", Невский Бастион №3, 1997

Веб-сайт "РОССИЙСКАЯ ВОЕННАЯ ТЕХНИКА"

 
 

 

 
© Вестник ПВО, 2000
  Вверх
Страница обновлена 02.03.2008