Испытания, внедрение и модернизация ЗРК "Тор-М1"
Государственные испытания ЗРК "Тор-М1" проводились
с марта по декабрь 1989 г. на Эмбенском полигоне (начальник полигона
В.Р. Унучко). ЗРК был принят на вооружение в 1991 году.
Вероятность поражения типовых целей одной ЗУР была увеличена
по сравнению с ЗРК "Тор" при стрельбе по крылатым ракетам
типа ALCM с 0,45-0,95 до 0,56-0,99, по ДПЛА типа BGM - с 0,86-0,95
до 0,93-0,97, по самолетам типа F-15 - с 0,26-0,75 до 0,45-0,80
и по вертолетам типа "Хью Кобра" с 0,50-0,98 до 0,62-0,75.
Зона поражения ЗРК "Тор-М1" при стрельбе одновременно
по двум целям оставались практически такими же, как у комплекса
"Тор" по одной цели, что обеспечивалось за счет сокращения
времени реакции комплекса "Тор-М1" с 8,7 до 7,4 с при
стрельбе с позиции и с 10,7 до 9,7 с при стрельбе с короткой остановки
после движения.
Время заряжания боевой машины 9А331 двумя ракетными модулями
составляло 25 мин, что несколько превышало время раздельного заряжания
9А330 боекомплектом из восьми ЗУР.
Основные характеристики ЗРК семейства "Тор" приведены
в таблице.
Серийное производство боевых и технических средств ЗРК "Тор-М1"
было организовано на предприятиях, которые производили средства
ЗРК "Тор". Новые средства - четырехместный транспортно-пусковой
контейнер для ЗУР 9А331 и унифицированный батарейный командирский
пункт 9С737 производились а ответственно в ПО "Кировский
Машиностроительный завод им. ХX партсъезда" МАП и на Пeнзeнском
радиозаводе МРП.
Не имеющие аналогов в мире ЗРК "Тор" и "Toр-M1",
способные поражать воздушные элементы высокоточного оружия, неоднократно
показывали свои высокие боевые возможности на учебно-боевых стрельбах,
на войсковых учениях на выставках современного оружия в ряде стран
мира. Эти комплексы обладали хорошей конкурентоспобностью на мировом
рынке вооружений.
В 1999-2000 годах Россия осуществила поставку 21 комплекса "Тор-М1"
в Грецию, которая собирается дополнительно приобрести еще 10 "Торов".
До настоящего времени - это второй экспортный контракт после приобретения
Китаем небольшой партии ЗРК "Тор" в начале 1990-х годов.
|
Боевая машина 9А331 греческого ЗРК "Тор-М1", переданная
в аренду армии Кипра в замен размещенного на гречечком острове
Крит кипрского ЗРК С-300ПМУ1 © Reuters |
Они продолжают совершенствоваться. В частности, проводятся работы
по замене минского гусеничного шасси ГМ-355 на разработанное в
подмосковных Мытищах ГМ-5955.
|
Шасси ГМ-5955 © АО "Метровагонмаш" |
Проводятся также работы по вариантам комплекса с размещение основных
элементов на колесных базах - в самоходном варианте "Tор-M1ТА"
с размещением аппаратной кабины (АК) на автомобиле "Урал-5323",
а антенно-пускового поста (АПП) - на прицепе ЧМЗАП8335, и в буксируемом
"Тор-М1ТБ" (на двух прицепах АК - СМЗ-782Б, АПП - ЧМЗАП8335).
За счет отказа от проходимости по бездорожью и увеличения времени
развертывания/свертывания до 8..15 мин. достигается снижение стоимости
комплекса. Ведутся работы и по стационарному варианту комплекса
"Top-M1TC".
|
Самоходный вариант ЗРК "Тор-М1ТА" и буксируемый
вариант ЗРК "Тор-М1Б"
© Военный Парад |
Источники информации:
Зенитные ракетные комплексы ПВО СВ. Техника и вооружения №5-6.99
TOR-M1 SAM SYSTEM, Военный
Парад, 1996
TOR-M1 AD MISSILE SYSTEM
VERSUS HIGH-PRECISION WEAPONS
9K331 TOR-M1 AIR
DEFENSE MISSILE SYSTEM
ANTEY TO DEMONSTRATE
NEW EXPORT VERSIONS OF TOR-M1 AT IDEX-99
ОРИЕНТАЦИЯ НА
ПОТРЕБИТЕЛЯ - НАША ФИРМЕННАЯ ПОЛИТИКА. Военный Парад №31, 1999
Russian
Missle Weapon from Watson's Military Page
John's
Army Air Defence
Rest-of-World
Missile Systems
АО "Метровагонмаш"
|