|
Модернизация
В тоже время еще до завершения работ по системе "Даль"
с целью повышения ее боевых возможностей Постановлением СМ от
4 июля 1959 года N 735-338 задавались разработка усовершенствованной
системы "Даль-М" с ракетой "изделие 420",
что явилось важнейшим организационным решением по системе этого
года. Постановлением также задавалась проработка перспективной
системы "Даль-2" с ракетой "изделие 500".
Этим правительственным документом задавалась зона обнаружения
- 500...600 км, а дальняя граница зоны поражения цели с отражающей
поверхностью, соответствующей Ил-28 отодвигалась до 300...400
км, в основном за счет „передачи управления от станции к станции
с использованием системы „Электрон". На ракете для наведения
на конечном этапе предусматривалось применение новой РЛГСН непрерывного
излучения „Радуга" разработки все того же НИИ-17. Для применения
на второй ступени рассматривались прямоточный двигатель ОКБ-670
Бондарюка и твердотопливный ОКБ-16 Зубца, который и был принят
позднее для дальнейшей разработки.
Уничтожение перспективных целей, летящих со скоростями
до 4000 км/ч, с вероятностью 0,8-0,85 предусматривалось на высотах
от 0,2-0,5 до 30 км. Устанавливались сроки проведения испытаний:
автономных - 1962 год, комплексных -1963 год, совместных летных
испытаний с ракетой, оснащенной осколочной боевой частью, - второй
квартал 1964 года, с ракетой, оснащенной боевой частью со спецзарядом,
- четвертый квартал 1964 года. Головным разработчиком системы
определялось ОКБ-301, главныум кон-структором М.М.Пашинин, заместитель
главного конструктора - Лебедев (НИИ-244). Контур управления разрабатывался
НИИ-5.
Отставание от намеченных сроков разработки и испытаний
ЗРК породило новое Постановление СМ СССР от 21 сентября 1961 года
N 893-383, в котором отмечалось, что работы по системе "Даль"
ведутся с большой задержкой по срокам - система не представлена
на совместные летные испытания в первом квартале 1960 года. Одновременно
изменялись технические требования к системе „Даль-М": цели
типа МиГ-17, летящие на высоте 5 км со скоростью 1500 км/ч, должны
были обнаруживаться и уничтожаться на дальности 100 км, на высоте
20 км (2500 км/ч) - 160-180 км, на высоте 30 км (3000 км/ч) -
160 км. Главным конструктором по радиоэлектронной части комплекса
был назначен В.П.Шишов.
Последние усилия по доводке комплекса "Даль"
до работоспособного состояния были предприняты в 1962 году. В
январе-феврале провели 4 пуска в замкнутом контуре, но оба пуска
по реальной цели - мишени Ил-28 - были сорваны отказами: один
раз - системы САЗО-СПК, второй - УМН. Начались доработки этих
наземных систем, а тем временем в марте-апреле провели 5 автономных
пусков ЗУР для уточнения аэродинамических характеристик ракеты
и параметров автопилота 5А11 в реальных условиях. Позже, в мае-июне
выполнили 3 пуска ракет без ГСН по условной цели, один из которых
прошел неудачно. В июне по самолетам-мишеням Ил-28 пустили 2 телеметрических
и 3 боевых ракеты, но не поразили ни одной цели. В двух случаях
отказала система САЗО-СПК, в двух - УМН, один раз вышел из строя
автопилот.
|
ЗУР "400" на пусковой установке на полигоне
Сары-Шаган |
Постановлением СМ СССР от 29 июля 1962 года N 660-270
было задано ускорение работ по системе. Выполненные в сентябре-ноябре
4 пуска ракет без ГСН впервые обеспечивались двумя РЛС. Однако
в итоге Постановлением от 22 октября 1962 года N 1096-460 все
работы по системе и на полигоне были приостановлены. Этим же документом
практически прекращались работы и по не вышедшим из „бумажной"
стадии системам „Даль-М" и „Даль-2".
Работы по системе "Даль" были закрыты в декабре
1962 года до окончания полного цикла полигонных испытаний опытного
образца зенитного ракетного комплекса.
|
|