List Banner Exchange
 
ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС "ДАЛЬ" (SA-5 Griffon)
 
   
  ГЛАВНАЯ  
 
 
  Начало  
  Боевые средства  
   
 
Счетчики
 
 

 
 
 
 

 
 
Aport Ranker
 

 

     
 

Боевые средства

На боевых позициях радиолокационная станция обнаружения целей с многолучевым радиолокатором с высотой антенны порядка 15 метров должна была устанавливаться на двадцатипятиметровом цилиндрическом бетонном сооружении - "стакане" (две РЛС на полк). Вращение (поворот по азимуту) совмещенной конструкции антенн РЛС обнаружения и системы САЗО производилось за счет перемещения опор антенной системы по кольцевому рельсу. Рельс крепился на консольных балках, расположенных радиально у вершины бетонного "стакана".

Антенны системы передачи команд (СПК), предназначенной для передачи команд на борт ЗУР и команд управления на ГСН, размещались на позиции полка под отдельными радиопрозрачными колпаками.

Для размещения радиоэлектронной аппаратуры и вычислительных средств комплекса (УМН - управляющая машина наведения, предназначенная для автоматического сопровождения целей и ракет, формирования команд управления) примерно в 200 метрах от основания РЛС строились железобетонные сооружения на 18 боксов. Здание РТЦВ (радиотехнического центра вычислений) с размещенным в нем радиоэлектронным и холодильным оборудованием (для охлаждения аппаратуры) находились за обваловкой для защиты от поражения осколками авиабомб.
Стартовые позиции пяти дивизионов полка располагались на местности в виде практически правильных окружностей, разбитых на шесть секторов и окруженных кольцевыми дорогами протяженностью около 800 метров.

Позиция стартовой батареи зенитно-ракетного полка системы "Даль" (реконструкция Невского Бастиона)
1. кабина управления и подготовки старта; 2. месторасположение подъемно-пусковой установки; 3. хранилище на пять ракет; 4. площадка для перегрузки ракет с транспортных машин на рельсовые заряжающие машины; 5. кольцевая дорога

В состав стартового дивизиона входили:

  • кабина управления и подготовки старта - полузаглубленное железобетонное сооружение, расположенное в центре позиции за обваловкой;
  • шесть подъемно-пусковых установок с ракетами на направляющих;
  • тридцать зенитных ракет на рельсовых заряжающих машинах в шести хранилищах.

Хранилище ракет - железобетонное дугообразное сооружение на пять ракет, размещенных на рельсовых заряжающих машинах в индивидуальных боксах, имело железобетонные двери со стороны пусковой установки и деревянные в металлическом каркасе - с противоположной. На заряжающие машины ракеты подавались автомобильным подъемным краном с внешней от пусковой установки стороне хранилища. Все ракеты на стартовой позиции предполагалось содержать в состоянии „ОГ" („окончательная готовность") - полностью заправленные компонентами топлива и снаряженные.

Подъемно-пусковые установки (ППУ, опытные полигонные образцы были изготовлены на московском агрегатном заводе „Дзержинец") с пространственной фермой и вращающейся частью, находящейся в струе двигателя стартовой ступени ракеты, устанавливались на бетонных кольцевых основаниях на удалении около 70 метров друг от друга и от кабины управления стартом. Ракета подвешивалась под направляющими подъемно-пусковой установки на бугелях, расположенных на корпусе стартового ускорителя и на крыле маршевой ступени. Пуск ракет производился под постоянным углом возвышения в 45 градусов при азимутальном наведении пусковой установки на цель - каждая ППУ обеспечивала круговой обстрел.

ЗУР "400" на подъемно-пусковой установке © Невский Бастион
ЗУР "400" на подъемно-пусковой установке © Невский Бастион

Для заряжания пусковых установок использовались рельсовые заряжающие (пять на каждую ППУ и судя по снимкам - три на ППУ в полигонном варианте) и колесные транспортно-заряжающие (подъемно-транспортные) машины. В качестве штатного средства буксировки колесной ТЗМ использовался седельный тягач ЗИЛ-157, позднее - седельные тягачи типа КрАЗ.

Заряжающие машины оснащались площадками обслуживания, которые у колесной машины были складывающимися для уменьшения габаритов автопоезда. Подвижность закрепленной на балке заряжающей машины ракеты в малых пределах (для колесной машины: по углу возвышения до 5 градусов, по продольному перемещению - до 0,5 м) требовалась только для согласования бугелей ракеты с направляющими подъемно-пусковой установки. После перевода на ППУ ракета приподнималась над заряжающей машиной и окончательно устанавливалась на пусковой установке в исходное положение.

Заряжающая машина ЗРК "Даль" © Невский Бастион
Заряжающая машина ЗРК "Даль" © Невский Бастион
 
 

 

 
© Вестник ПВО, 2000
  Вверх
Страница обновлена 12.10.2000