Вестник ПВО

Зенитная управляемая ракета "Enzian"


 

Если работы над ракетами "Wasserfall" и Hs-117 "Schetterling" были начаты в инициативном порядке, основываясь на чисто теоретическом представлении и перспективах развития систем противовоздушной обороны, то с 1943 года ситуация кардинально изменилась. Люфтваффе регулярно оказывалось в ситуации, когда были вынуждены лишь реагровать на действия противника, и эта реакция часто запаздывала. Да и средства противовоздушной обороны не обеспечивали должной эффективности. Германии требовалось нечто кардинально новое, способное обеспечить гарантированное прикрытие от воздушной угрозы. Таким средством, кроме новых реактивных истребителей, конструкторы считали зенитные управляемые ракеты. Это инициировало ряд проектов, развернутых в экстренном порядке и основанных на какой-либо уже более или менее законченной конструкции.

Одним из таких проектов стала зенитная ракета "Enzian". Работы над ней вела группа конструкторов под управлением доктора Витстера. Его конструкторское бюро, в виду усиливающихся бомбардировок, бло переведено в Обераммергау, на завод фирмы Messerschmitt. Это сильноповлияло на окончательный выбор внешнего вида конструкции. Фактически, ракета "Enzian" представляла собой уменьшенный беспилотный вариант ракетного истребителя Ме-163. Фюзеляж укоротился до 3,5 м, размах крыльев - до 4 м. Конструкция "Enzian" созадавалась по схеме "бесхвостка" со стреловидным крылом. Фюзеляж штамповался из малоуглеродистой стали. Детали соединялись клепкой и сваркой. Крылья и кили представляли собой сосновый каркас, обшитый несколькими слоями буковой фанеры. Позднее для облегчения веса конструкцию "Enzian" (модификация Е-4) планировали делать цельнодеревянной с пластиковым покрытием. Правда идею на практике уже не успели.

ЗУР "Enzian" в музее Австралийских ВВС © RAAF Museum
(кликните на фото, чтобы увеличить изображение)

Работы над ЗУР "Enzian" велись очень долго. До конца войны КБ Витстера успело лишь построить первый вариант "Enzian" Е-1 и даже проведо несколько испытательных пусков.

Силовая установка строилась на комбинированной схеме. Стартовый разгон осуществлялся с помощью четырех пороховых ускорителей Schmidding 109-553. За счет сжигания 40 кг пороха, каждый из них за 4 секунды обечпечивал тягу в 1715 кгс. В качестве маршевого двигателя на моделях Е-1, Е-2, Е-3 планировалось использовать ракетный двигатель Walter HWK 109-739. На более поздние модификации предполагалось поставить более мощный Konrad VfK 613-A01.

Несмотря на свои скромные размеры, ЗУР "Enzian", при собственном весе 1970 кг, должна была нести полтонны взрывчатого вещества, что являлось неоспоримым рекордом того времени. Подрыв боеголовки происходил от неконтактного взрывателя, разрабатываемого третьими фирмами, как варианты рассматривались взрыватели "Фокс", "Кугельбитц", "Паплитц" или "Краних".

"Enzian" должна была запускаться с подвижного станка, представлявшего собой стандартный лафет 88-мм зенитного орудия с десятиметровой решетчатой стартовой направляющей. Такая конструкция обеспечивала высокую мобильность зенитной батарее и позволяла производить скрытное развертывание.

Для своей ракеты доктор Витстер предусмотрел достаточно сложную систему управления. С помощью радиолокатора расчет находил и выбирал цель. Далее оператор через трубку сопровождал цель, удерживая ее в перекрестье прицела. Вторая трубка, синхронизированная с первой, служила для наблюдения за зенитной ракетой. Ее оператор только следил за перемещением оптического устройства и с помощью дистанционной, радиокомандной системы старался удержать ракету в перекрестье прицельной сетки. Как только ракета приближалась на заданное расстояние к цели, автоматически срабатывал неконтактный взрыватель. Еще один взрыватель служил для уничтожения "Enzian" в случае промаха. В дальнейшем конструкторы планировали опробовать самые разные взрватели от проблесковых до инфракрасных.

Всего немцы произвели 38 экспериментальных пусков "Enzian", в том числе - 16 с системой наведения. Испытания выявили множество недостатков конструкции ракеты.

Работу над проектом "Enzian" вели вплоть до марта 1945 года, когда даже отчаянным оптимистам стало ясно, что закончить проект так и не удастся. Кроме того, испытания выявили факты фальсификации некоторых важнейших показателей зенитной ракеты. В спешке конструкторы вольно подходили к проверке подлинности многих параметров, в результате чего были созданы изначально дефектные конструкции, улучшить которые не представлялось возможным.

Технические данные

Длина, м
3,75
Диаметр фюзеляжа, см
0,915
Размах крыла, м
4,05
Стартовая масса, кг
1800
Масса БЧ, кг
320
Дальность пуска, км
25
Количество построенных ракет
60
Количество испытательных пусков
38

Проекции

Проекции ЗУР "Enzian"

Источники информации

А.А. Запольских. РЕАКТИВНЫЕ САМОЛЕТЫ ЛЮФТВАФФЕ. Харвест, 1999

Missile.index

RAAF Museum

вверх

 

© С. Аминов,
И. Клабуков

Обновлено 21-feb-00